история внешней политики России, международные отношения, международная безопасность, дипломатия, роль личности в истории, аналитическая биография, персональная история, российская эмиграция
Российский посланник в Нидерландах Н.В. Чарыков и член Совета МИД, профессор Ф.Ф. Мартенс были делегатами на Второй Гаагской конференции мира и сыграли заметную роль в формировании системы международной безопасности. Однако на конференции их отношения испортились и нашей целью является выявить причины их разногласий, которые не ограничиваются работой конференции. В публикации обращено внимание на период становления дипломатов, элементы их взглядов, ценностных ориентаций. Для рассмотрения поставленных вопросов были привлечены как официальные, делопроизводственные документы, так и источники личного происхождения. Хотя жизненные пути Чарыкова и Мартенса во многом схожи, но имеют они и существенные различия. По принципиальным вопросам формирования системы международной безопасности существенных расхождений между Чарыковым и Мартенсом не было. Оба полагали, что международные отношения должны формироваться через развитие институтов международной безопасности, создание норм международного права. Причины недоброжелательных отношений двух дипломатов носят субъективный характер. Мартенс испытывал чувство неприязни к Чарыкову, поскольку тот в силу своего происхождения находился выше в иерархии, что гарантировало ему по традиции, сложившейся в МИД Российской империи, преимущество в получении должностей. Мартенс хотел стать посланником в Нидерландах, но назначение досталось Чарыкову. Мартенс осуществил громадную работу по созыву второй Гаагской конференции, но Чарыков получил равный с ним статус в делегации и даже некоторое преимущество. Мартенс негативно относился к инициативам Чарыкова, считая, что они нарушают намеченную им стратегию и тактику. Показаны конкретные проявления детерминирующего воздействия субъективных факторов, элиминирующих механическое исполнение инструкций.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека