Статья посвящена работе международной научной конференции “Вторая мировая война в истории человечества, 1939-1945 гг.”, где одной из важных тем стало освещение вопросов, связанных с анализом широкого комплекса проблем развития международных отношений в военный период.
Цель статьи – выявить происшедшие под влиянием Второй мировой войны изменения в наборе идей и практик, которые использовались британской политической элитой для обоснования сохранения империи. Автор показывает, что ослабление британской мощи, универсалистская идеология США и развитие национально-освободительного движения в колониях стали факторами, способствовавшими выдвижению «новых стандартов прогресса», под которые Лондон вынужден был подстраивать как риторику, так и колониальную политику. Вместе с тем новое содержательное наполнение «цивилизаторской миссии» базировалось на долгой традиции развития колониальной идеологии в Великобритании, на фундаменте философии Просвещения и либерализма, заложенном в конце XVIII и в XIX в. Термин «опека», зародившийся в конце XVIII в., использовался для характеристики и легитимации британского господства над колониями вплоть до распада империи. Важнейшей новацией периода Второй мировой войны стало закрепление в представлениях об опеке ее связи с содействием развитию и благосостоянию колоний. Наряду с гуманитарной составляющей, направленные на решение этих задач законы 1940 и 1945 гг. преследовали цель обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов британских владений для поддержания позиций метрополии на международной арене. Еще одной новацией стало появление идеи «партнерства», предполагавшей все большее привлечение местного населения к вопросам управления колониями. В политической сфере приближение перспективы обретения колониями независимости ставило на повестку дня в качестве одной из важнейших задач «опекуна» и «старшего партнера» подготовку лояльных Великобритании лидеров, что позволило бы обеспечить удержание влияния при передаче власти.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации