история России, Европы, международных отношений, Русского зарубежья
Статья посвящена деятельности императрицы Марии Александровны в организации и развитии Российского общества Красного Креста. В лице императрицы организаторы Русского общества попечения о раненых и больных воинах (с 1879 г. – Российское общество Красного Креста (РОКК)) приобрели ценного сторонника и покровителя. Императрица помогла привлечь в учредители организации многих известных и влиятельных людей, от которых зависело финансовое состояние Общества. В мае 1867 г. Устав Общества утвердил император. Подготовительная работа была очень непростой. Но вскоре Российский Красный Крест из гуманного проекта превратился в реальную структуру – что едва ли было возможно без энергичного содействия Марии Александровны. Императрица не ограничивалась формальным покровительством, она вникала в дела организации и направляла ее работу. Уже первые годы деятельности Красного Креста показали, что его гуманитарная миссия не должна ограничиваться рамками его уставной задачи – помощью раненым и больным военнослужащим. Императрица де факто расширила полномочия Общества, санкционировав помощь районам страны, охваченным голодом, неурожаями или эпидемиями, а также пострадавшим при стихийных бедствиях. Другим важным направлением работы Общества стала помощь «гражданским» больным. И в этом деле Мария Александровна сыграла важную роль. Ознакомившись с системой «барачных лазаретов» в Европе, императрица поручила устроить при Рождественской больнице первые в России барачные лазареты, которые впоследствии стали создаваться во многих городах России. Во всех своих начинаниях императрица уделяла большое внимание прогрессивным «пилотным» проектам, становившимся полигонами для обкатки передового опыта и его распространения в масштабах всей страны.
Статья посвящена Юрьевскому (Тартускому) мирному договору между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Эстонской Демократической Республикой от 2 февраля 1920 г., служившему в течение 20 лет основой отношений между двумя странами. В результате присоединения Эстонии к СССР в 1940 г. он потерял юридическую силу. Однако с момента распада СССР эстонская сторона пытается «вернуть его к жизни», провозгласив «краеугольным камнем» своей независимости, определяющим, в частности, ее сухопутную границу. В статье освещается история заключения договора, а также рассматриваются его последствия; дан краткий анализ современных политических противоречий и его оценка в современной российской и эстонской историографии. Изучив документы и мнения специалистов, автор приходит к выводу, что, несмотря на то что Юрьевский (Тартуский) мирный договор не имеет актуальной юридической силы, он может служить поучительным примером того, как несовершенное «компромиссное» международное соглашение повлияло на дальнейшее взаимоотношение государств. При подготовке статьи использованы документы Архива внешней политики Российской Федерации (АВП РФ), опубликованные в сборнике Документов внешней политики СССР, и Национального архива Эстонии.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека