современная история Франции, история международных отношений второй половины XX века, холодная война
В современной Франции наблюдаются две противоречивых тенденции. С одной стороны, развивается кризис религиозной и национальной идентичности, растет религиозный радикализм, особенно среди молодежи. С другой стороны, в последнее время в общественном дискурсе Пятой республики все активнее заявляют о себе представители умеренного французского ислама, не испытывающие проблем с интеграцией во французское общество и готовые противостоять радикальным религиозным течениям. Можно говорить не об исламе во Франции, а о французском исламе. В то же время формы реального представительства мусульман во Франции в настоящее время развиты слабо; мусульманский культ во Франции сильно зависит от иностранного финансирования (из Алжира, Марокко, Саудовской Аравии). В статье анализируется позиция известных светских представителей умеренного ислама во Франции (Хаким эль Каруи, Лидия Гирус и др.). Акцент сделан на разоблачении некоторых мифов, демонизирующих французский ислам (например, преувеличение численности мусульман во Франции или радикально настроенных французских мусульман, рождаемости в мусульманских семьях, числа смешанных браков). Также излагается программа действий, которая, по мнению лидеров французского умеренного ислама, могла бы сгладить противоречие между тенденцией к распространению ислама во Франции и необходимостью сохранения светского характера государства, доказав, наконец, что ислам совместим с законами и ценностями Республики. Влияние умеренного ислама во Франции растет медленно, не неуклонно.
Уже много лет во Франции идет спор о роли ислама в процессе радикализации молодежи и нарастании социальной напряженности в обществе, в котором одни говорят об «исламизации радикализма», минимизируя религиозную составляющую и делая акцент на социально-экономических факторах (высокая безработица, трудности в получении качественного образования, более низкий уровень жизни) в неспокойных пригородах крупных городов, а другие, наоборот, считают, что происходит «радикализация ислама», в которой исламисты играют ключевую роль. На протяжении долгого времени научное и университетское сообщество Франции придерживалось умеренного подхода, склоняясь скорее к тезису об исламизации радикализма.
Однако жестокие террористические акты 2015–2016 гг. во Франции, участие множества джихадистов с французскими паспортами в войне в Сирии и их последующее возвращение во Францию после краха Исламского государства подтолкнули серьезные французские научные центры к более тщательному изучению именно исламского фактора и особенно роли фундаменталистских, экстремистских течений в процессе религиозной радикализации молодежи в стране.
В статье сделан акцент на вышедших в последнее время работах, в которых подробно анализируется возрастающая роль религиозных фундаменталистов, прежде всего салафитов. Особого внимания заслуживает описанный в них механизм распространения исламистами своего влияния во Франции через районные мечети, школы, библиотеки, спортивные центры и тюрьмы. Общая тональность этих исследований и то огромное внимание, которое они привлекли к себе в СМИ, позволяют говорить, что в споре между сторонниками «исламизации радикализма» и «радикализации ислама» происходит перелом в пользу последних.
В статье на основе материалов из архива МИД Франции, большая часть из которых до сих пор не была введена в научный оборот, рассматриваются подготовка, ход и итоги советско-французской конференции 1926–1927 гг., в рамках которой обсуждался вопрос выплаты долгов Российской империи. Французские документы показывают, что советская сторона с самого начала обозначила, что вопрос выплаты царских долгов для нее в силу экономического положения в стране неразрывно связан с предоставлением кредитов. Французская делегация, хотя и не признавала связи между двумя этими вопросами, была готова обсуждать их параллельно и показывала реальную заинтересованность и в урегулировании долгового вопроса, и в предоставлении кредитов. Несмотря на значительные разногласия, позиции делегаций в ходе переговоров постепенно сближались, были согласованы конкретные цифры и детали по ключевым вопросам, достижение взаимоприемлемого результата казалось вполне возможным. Активным сторонником достижения договоренностей с Москвой был посол Франции в СССР Жан Эрбетт. Он неоднократно писал в Париж, что французской промышленности очень важен советский рынок, тем более что конкуренты Франции уже были там. Также он предполагал, что в случае успеха Парижской конференции советское государство перестало бы вести идеологическую пропаганду против Франции, как это произошло по отношению к Германии после Рапалльского договора 1922 г.
Однако приход к власти во Франции в июле 1926 г. правительства Национального объединения во главе с Раймоном Пуанкаре вместо конструктивно настроенного по отношению к СССР Левого блока и особенно обострение британо-советских отношений с последующим разрывом дипломатических отношений между Москвой и Лондоном способствовали росту антисоветских настроений во Франции и, как следствие, ужесточению французской позиции на переговорах, что привело в итоге к провалу конференции. Проиграли от этого прежде всего французские держатели российских ценных бумаг.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека