история Османской империи и Турции, природа и символизм традиционной власти на Востоке, историческая антропология
Преемственность османского наследия нуждалась в разработке в государствах, возникших на развалинах бывшей Османской империи. При этом кемалистский эксперимент 1920—1930-х годов, будучи в равной степени классическим примером национального строительства и радикальным модернизационным проектом, свидетельствовал скорее о разрыве с предшествующей османской традицией. Отличие по составу населения нового государства явилось результатом массовой миграции и войн в десятилетие, предшествовавшее провозглашению республики в 1923 г. Турецкой Республики была характерна конфессиональная однородность (90% населения составляли мусульмане) при сохраняющейся чрезвычайной этнической пестроте населения. Кемалисты ставили своими целями создание нации, становление института гражданства, привитие чувства патриотизма, а также превращение турецкого общества в современное и цивилизованное. Оба этих понятия относятся к современной европейской цивилизации, которую кемалисты, будучи радикальными западниками, рассматривали как единственно жизнеспособную. Этих целей предполагалось достичь только путем просвещения масс, требовавшего принудительной секуляризации сознания людей, следствием чего стала политика, направленная на упразднение мистических братств и введение швейцарского гражданского кодекса взамен религиозного закона.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека