Использование постколониальной методологии, в частности идеи о взаимосвязи власти и производства знания через научные и культурные институты, позволило по-новому взглянуть на проблемы формирования исторической памяти и национальной идентичности в странах Азии и Африки. Значительную роль в этих процессах сыграли музеи, создание которых (в отличие от европейских государств) было во многом обусловлено необходимостью решения политических задач, стоявших перед колониальными администрациями. Цель настоящей статьи – рассмотреть основные особенности возникновения музейного дела в Нигерии, крупнейшей британской колонии в Западной Африке, в 1930–1950-е годы. Ключевые задачи исследования: проанализировать основные этапы данного процесса от дискуссий 1930-х годов на страницах журнала «Нигерийский учитель» («Нигерия») до создания Нигерийской службы древностей в 1943 г. и открытия первых национальных музеев в 1940–1950-х годах; выявить роль деятельности Кеннета Мюррея, Эдварда Дакворта, Стенли Милберна и других представителей британской колониальной администрации, разделявших представления о ценности и уникальности традиционного искусства народов Нигерии, в сохранении культурного наследия этой страны. Детальный анализ источников (в частности, публикаций К. Мюррея и С. Милберна, научных статей и монографий нигерийских исследователей и т.д.) позволяет сделать следующий вывод: политика музеев, основанных в последние десятилетия британского правления, носила амбивалентный характер. Она была направлена, с одной стороны, на защиту местных произведений искусства от разграбления и вывоза за рубеж, а с другой – на реализацию колониальной политики Великобритании в процессе конструирования исторической памяти и формирования новой национальной идентичности.
Indexing
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation