история Турции, политическое развитие Турции, история стран Ближнего Востока, международные отношения на Ближнем Востоке, российско-турецкие отношения, гражданское общество
В статье рассматривается специфика развития гражданского общества в Турции, анализируются модели и механизмы его взаимодействия с государством в условиях укрепления власти Реджепа Эрдогана и Партии справедливости и развития в 2000–2010-е годы. Актуальность исследования обусловлена тем, что в Турции после достаточно продолжительных попыток евроинтеграции наблюдается поиск нового баланса во взаимодействии между государством и гражданским обществом, характеризующийся ростом авторитарных тенденций, исламизации и десекуляризации при сохранении высоких количественных показателей гражданского активизма. Научная новизна исследования заключается в том, что статья восполняет существующий в академической литературе пробел, связанный с тем, что в уже опубликованных туркологических исследованиях при общей констатации активного процесса исламизации и десекуляризации Турции пока что не было представлено комплексного анализа социально-политической трансформации страны за последние два десятилетия с точки зрения взаимодействия государства и институтов гражданского общества. Представленное исследование нацелено на проведение такого анализа. Источниковая база включает обширный пласт материалов по деятельности турецких неправительственных организаций (уставные документы, пресс-коммюнике, публикации СМИ), официальные документы и нормативные акты, регулирующие публичную сферу. Основные выводы статьи заключатся в том, что при статистически значимом количественном росте неправительственных организаций (НПО) в Турции в обозначенный хронологический период большинство из них так и не стали агентами дальнейшей европеизации и политической модернизации Турции. Напротив, в ситуации значительной финансовой и организационной поддержки со стороны государства в отношении НПО сохраняющаяся структурная разрозненность турецкого гражданского общества привела к усилению именно тех его элементов, которые были готовы взаимодействовать с политическим режимом, а механизмы внешнего воздействия на НПО (в первую очередь со стороны европейских фондов), наоборот, оказались ограниченными или даже провальными.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека