В статье на основе ранее не публиковавшихся архивных документов анализируется стратегия и тактика администрации президента Ричарда Никсона в отношениях с Францией в рамках ближневосточного урегулирования в 1969—1971 гг. Проб-лема рассматривается как частный пример выработки лидером западного блока механизмов сотрудничества и манипуляции своим ключевым союзником, претендовавшим на автономию в принятии решений в условиях биполярного противостояния. Автор оценивает истинные мотивы и эффективность взаимодействия Вашингтона с Парижем по ближневосточному вопросу в рамках формата так называемой «четырехсторонней инициативы» (США, СССР, Франция, Великобритания). Вашингтон, соглашаясь на участие в таком формате, получил повод улучшить отношения с французами и наладить взаимодействие со странами «третьего мира», а также использовать его как маскировку и трамплин для собственных дипломатических инициатив в регионе, которые он на тот момент не мог реализовать в одиночку из-за противодействия СССР и его союзников в арабском мире. Автор считает, что администрации Никсона удалось в описываемый период использовать четырехсторонний формат для налаживания взаимодействия с Францией после десятилетия напряженности и для укрепления своих позиций на Ближнем Востоке. Однако преимущества, полученные США, были нивелированы борьбой в американской элите, в результате которой победил курс на сворачивание взаимодействия с Францией на ближневосточном направлении. Париж же окончательно настроился на формирование отдельной общеевропейской позиции по Ближнему Востоку. Это заложило основы кризиса американофранцузских и в общем американо-европейских отношений во время событий арабоизраильской войны 1973 г. и энергетического кризиса 1973—1974 гг.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека