Несмотря на свою относительно небольшую численность и исторически сложные взаимоотношения с преимущественно суннитским окружением, представители эзотерического направления шиизма – алавиты (нусайриты) – сыграли значительную роль в новейшей истории Сирии. Вопросы, связанные с созданием алавитского государства и взаимодействием этой конфессиональной группы как с мандатными властями, так и с формировавшимися в период французского правления сирийскими политическими партиями и движениями, не получили широкого освещения в отечественной историографии. Настоящее исследование является попыткой восполнить данный пробел. Основная цель статьи заключается в изучении процесса преодоления маргинального социально-политического статуса алавитов и их интеграции в состав арабо-сирийской национальной и гражданской общности. Важнейшие задачи исследования: анализ изменений политико-правового положения алавитского меньшинства в период с 1920 по 1936 г.; выявление роли алавитов в развитии арабского национально-освободительного движения и в деятельности сирийских политических партий (ориентированных как на панарабскую, так и на сирийскую националистическую идеологию). Детальный анализ источников (законодательных актов французской администрации, политических прокламаций и писем алавитских политических лидеров и т.д.) позволяет сделать следующий вывод: дальнейшее развитие алавитской государственности в 1930-е годы было невозможно по ряду объективных причин. В рассматриваемый период среди алавитов доминировала племенная идентичность, а власть местных шейхов не имела институциональной основы. Популяризация идей арабского лингвистического национализма и официальное признание религиозного статуса нусайритов в рамках исламской уммы обусловили интеграцию территории алавитов Джебель аль-Ансар в состав Сирийской республики.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации