Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Dr. Hab. in History Professor in Ethnology
Vice-Director for Research, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences; Director, International Center of Anthropology, National Research University Higher School of Economics; Professor, Center of Social Anthropology and Faculty of Histor
Vice-Director for Research, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences; Director, International Center of Anthropology, National Research University Higher School of Economics; Professor, Center of Social Anthropology and Faculty of Histor
Нация как надэтническая социокультурная общность является феноменом эпохи модерна. Первые нации сложились в Европе (и шире – на Западе) в раннее Новое время. Их формирование было связано с процессом секуляризации. Секуляризация не должна пониматься как атеизация – утрата веры в реальность трансцендентного. Секулярность заключается в признании нормой многообразия религиозных сообществ в одном социуме и государстве. Переход от секуляризации к атеизации совпал по времени с важнейшим этапом становления западных наций (XVIII в.). Изменение взгляда на процесс модернизации как якобы фактически тождественный вестернизации, приведшее, в частности, к появлению концепции «множественности модернов», позволяет увидеть в атеизации именно специфически западный фактор национального строительства.
Поскольку долго было принято считать, что западный вариант модерна — единственный, западная модель нации также рассматривалась как единственная «настоящая», «правильная», а атеизация, нередко необоснованно воспринимавшаяся как синоним секуляризации, — необходимым фактором ее формирования. Несводимость секуляризма к его западному варианту — множественность секуляризмов — есть составная часть и проявление более широкого феномена множественности модернов. Как особая форма религиозности, предполагающая терпимость по отношению к «Другому» и разделение в общественной жизни светской (в том числе политической) и духовной сфер, секулярность действительно является частью общего контекста модерна (Нового времени) как всемирно-исторической эпохи. Религиозность массового сознания не препятствует образованию нации. Ее упадок — не общая закономерность, а специфически западная черта процесса формирования наций.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation