история Испании XIX—XXI вв., особенности франкизма в рамках европейской истории
Идея превосходства являлась важной частью колониального дискурса Испании в период первого франкизма. Однако после Второй мировой войны традиционный колониальный нарратив, основанный на идее превосходства европейцев, стал сводиться на нет набиравшими силу движениями за независимость. Хотя Мадрид не спешил отказываться от самих заморских владений, ему пришлось пойти на серьезную ревизию колониального дискурса. Ярким и малоисследованным источником, который позволяет проследить эти изменения, является испанская кинохроника Но-До, выходившая с 1943 г. Традиционно считалось, что эти перемены произошли лишь после того, как Испания взяла на вооружение политику провинциализации в конце 1950-х годов, когда заморские владения были уравнены в правах с метрополией. Однако, как старается показать автор статьи, нарратив начал меняться раньше – после вступления страны в ООН в 1955 г. Если до этого момента в основе колониального дискурса, транслировавшегося Но-До, лежала идея превосходства испанцев над местным населением, то впоследствии в репортажах испанцы и местные жители все чаще показывались как равные друг другу. Вместе с тем способы отображения разных колоний в испанской кинохронике отличались. Идея превосходства в большей степени была выражена в материалах, посвященных Гвинее: население, традиции и обычаи этой территории преподносились как пример отсутствия цивилизации. В случае мусульманских земель, которые контролировались Испанией (северная часть Марокко, Ифни, Испанская Сахара), кинохроника демонстрировала большее уважение к местным жителям, хотя и давала понять, что их статус ниже, чем у испанцев.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека