Статья посвящена истории создания и деятельности, сотрудникам и архивным материалам «Особой миссии Линц» - художественного музея, который должен был быть создан по инициативе А. Гитлера в австрийском городе Линц. Предполагалось, что в нем будут собраны шедевры мирового искусства, в основном живописи, купленные на аукционах или конфискованные национал=социалистами у противников режима и «расово чуждых» владельцев, а также вывезенные с территорий, оккупированных вермахтом. Опираясь на архивные фонды трофейного происхождения «Особой миссии Линц» в России, впервые вводимые в научный оборот, авторы рассматривают различные направления деятельности музея, который так никогда и не был создан, основы отбора и художественной экспертизы произведений. Проанализированы организационные, юридические и финансовые аспекты деятельности «миссии», судьба произведений искусства, разными путями попавших в её фонды. Кроме этого уделено внимание биографическим данным основных персонажей, участвовавших в организации столь масштабной системы разграбления культурных сокровищ Европы. Авторы отмечают, что экспонатов, вывезенных из СССР, в фондах музея в Линце не было, так как основная цель «миссии» заключалась в поиске и собирании предметов, созданных мастерами «арийского» происхождения. Эвакуированные сокровища были найдены нетронутыми в соляных шахтах Альт=Аусзее американскими войсками в мае 1945 г. и в течение многих лет возвращались бывшим владельцам. Однако точка в истории музея нацистского культурного грабежа не поставлена до сих пор.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library