После победы на выборах в 1948 г. Национальной партии (НП) и становления режима апартхейда в Южной Африке политика и культура были подчинены одной главной цели – сохранению и защите африканеров как нации меньшинства. С 1954 г. правительство во главе с премьер-министром Д.Ф. Маланом приступает к мерам по ограничению свободы слова и созданию «литературной полиции». Появляется Комиссия по выявлению «нежелательных публикаций» под руководством Джеффри Кронье. Кронье в своих работах обосновывал концепцию существования африканеров как отдельной нации, с собственными языком, культурой и моралью. Наивысшей ценностью для африканеров Кронье считал защиту «чистоты крови» и запрет смешения (как физического, так и культурного) с «небелыми». Предложения Комиссии Кронье встретили в штыки не только и не столько политические оппоненты, сколько африканерская интеллигенция. Одним из наиболее активных оппонентов Кронье был известный поэт ван Вейк Лоу. Но полноценное становление системы цензуры началось с приходом к власти правительства во главе с премьер-министром Х. Фервурдом, принявшего курс на ужесточение расовых законов и контроля над публикациями. Поворотным моментом, определившим отношения между властью и южноафриканской интеллигенцией, стал 1960 г. После расстрела мирных демонстраций в Шарпевилле и Ланге НП ввела в стране чрезвычайное положение, запретила деятельность коммунистической партии и Африканского национального конгресса (АНК), а противники апартхейда объявили о переходе к вооруженной борьбе. Вести политическую борьбу против цензуры стало намного сложнее в условиях вооруженного противостояния защитников апартхейда и сторонников свержения НП. Переход к вооруженной борьбе стал важным фактором радикализации самой интеллигенции, появления в ней «литературного протеста» и «черных голосов». Путь переговоров и поисков сложных компромиссов закончился.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека