auxiliary historical disciplines, vexillology, Latin America, Spain, heraldry
Данная статья посвящена пониманию изобразительных девизов испанскими интеллектуалами во второй половине XVIII в. В то время в искусстве главенствовал стиль рококо, где большое значение имели аллегории, а старая эмблематика (в виде гербов, изобразительных девизов и цеховых знаков) утратила популярность и актуальность, и ушла в прошлое. Изменились как социальные, так и экономические условия, в которых существовала девизная и шире геральдическая культура. Во второй половине XVIII в. как на территории континентальной Испании, так и в Америке, шел процесс расслоения знати, представители которой были основными пользователями и носителями девизной культуры. Испанские интеллектуалы, которые в основном были представителями знати, судили об изобразительных девизах лишь по внешним формальным признакам, не вдаваясь в суть этого явления, несмотря на становление научного гербоведения. Более того, цвета девизов и их значение никто специально не рассматривал. Несмотря на то, что последний турнир прошел в 1701 г., а командные соревнования рыцарей просуществовали до 30-х годов XVIII в., понимание одного из важнейших визуальных признаков рыцарей – участников турниров во второй половине XVIII в. было практически утрачено и понималось в разных сферах культуры по-разному. Маркиз Х. де Авилес попытался типологизировать изобразительные девизы в соответствии с понятиями своего времени, однако, эту попытку нельзя признать успешной. Ф.Х. де Гарма-и-Дуран пытался понять изобразительные девизы без какой-либо их типологизации и пришел к их двоякому истолкованию. Подобное понимание демонстрировали и другие испанские интеллектуалы по отношению ко всем видам изобразительных девизов – личных, родовых, корпоративных и так далее. Тем не менее, удалось зафиксировать новые функции изобразительных девизов, а именно, возможность их использова-ния как должностных знаков, а не только личных и наследственных знаков.
В последние годы российское гербоведение выходит за рамки отечественной и западноевропейской геральдики. Одним из новых направлений исследований является Латинская Америка. Среди стран Нового Света прежде всего Куба наиболее дружественна России. Исторически Куба была воротами в Америку, поэтому логично начать цикл статей o латиноамериканской геральдике именно с кубинской геральдики. На Кубе интерес к геральдике государственной, родовой, муниципальной не снижался среди исследователей, несмотря на смену режимов. После обретения независимости от Испании в 1898 г. культурные связи с бывшей метрополией не прерывались. Одним из важнейших направлений стало исследование генеалогии и титулатуры местной знати и их гербов. Первые кубинские историки, труды которых были опубликованы в XIX–XX вв., социальной репрезентации в обществе уделяли немного внимания. Кубинское гербоведение в XX в. представлено в основном собственно исследованиями кубинских, испанских и американских специалистов. Геральдика и эмблематика церкви, не только католической, но и других конфессий, все еще ждет своих исследователей. Также ждет своих исследователей эмблематика политических партий и организаций в ХХ в. По большому счету кубинское гербоведение можно свести лишь к нескольким известным фамилиям, но радует то, что в наши дни появляются новые имена, особенно в смежных исторических дисциплинах. Нельзя не отметить труды наших соотечественников по истории Кубы, без которых данное исследование было бы менее информативным.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library