вспомогательные исторические дисциплины, вексиллология, история Португалии
Данная статья посвящена пониманию изобразительных девизов испанскими интеллектуалами во второй половине XVIII в. В то время в искусстве главенствовал стиль рококо, где большое значение имели аллегории, а старая эмблематика (в виде гербов, изобразительных девизов и цеховых знаков) утратила популярность и актуальность, и ушла в прошлое. Изменились как социальные, так и экономические условия, в которых существовала девизная и шире геральдическая культура. Во второй половине XVIII в. как на территории континентальной Испании, так и в Америке, шел процесс расслоения знати, представители которой были основными пользователями и носителями девизной культуры. Испанские интеллектуалы, которые в основном были представителями знати, судили об изобразительных девизах лишь по внешним формальным признакам, не вдаваясь в суть этого явления, несмотря на становление научного гербоведения. Более того, цвета девизов и их значение никто специально не рассматривал. Несмотря на то, что последний турнир прошел в 1701 г., а командные соревнования рыцарей просуществовали до 30-х годов XVIII в., понимание одного из важнейших визуальных признаков рыцарей – участников турниров во второй половине XVIII в. было практически утрачено и понималось в разных сферах культуры по-разному. Маркиз Х. де Авилес попытался типологизировать изобразительные девизы в соответствии с понятиями своего времени, однако, эту попытку нельзя признать успешной. Ф.Х. де Гарма-и-Дуран пытался понять изобразительные девизы без какой-либо их типологизации и пришел к их двоякому истолкованию. Подобное понимание демонстрировали и другие испанские интеллектуалы по отношению ко всем видам изобразительных девизов – личных, родовых, корпоративных и так далее. Тем не менее, удалось зафиксировать новые функции изобразительных девизов, а именно, возможность их использова-ния как должностных знаков, а не только личных и наследственных знаков.
В последние годы российское гербоведение выходит за рамки отечественной и западноевропейской геральдики. Одним из новых направлений исследований является Латинская Америка. Среди стран Нового Света прежде всего Куба наиболее дружественна России. Исторически Куба была воротами в Америку, поэтому логично начать цикл статей o латиноамериканской геральдике именно с кубинской геральдики. На Кубе интерес к геральдике государственной, родовой, муниципальной не снижался среди исследователей, несмотря на смену режимов. После обретения независимости от Испании в 1898 г. культурные связи с бывшей метрополией не прерывались. Одним из важнейших направлений стало исследование генеалогии и титулатуры местной знати и их гербов. Первые кубинские историки, труды которых были опубликованы в XIX–XX вв., социальной репрезентации в обществе уделяли немного внимания. Кубинское гербоведение в XX в. представлено в основном собственно исследованиями кубинских, испанских и американских специалистов. Геральдика и эмблематика церкви, не только католической, но и других конфессий, все еще ждет своих исследователей. Также ждет своих исследователей эмблематика политических партий и организаций в ХХ в. По большому счету кубинское гербоведение можно свести лишь к нескольким известным фамилиям, но радует то, что в наши дни появляются новые имена, особенно в смежных исторических дисциплинах. Нельзя не отметить труды наших соотечественников по истории Кубы, без которых данное исследование было бы менее информативным.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека