В статье рассмотрен сложный процесс комплектования рядовым и сержантским (подофицерским) составом польских войск в СССР в мае 1943 г., преобразованных в июле 1944 г. в Войско польское. Воссоздание польской армии на территории Советского Союза было связано не только с задачами расширения антигитлеровского фронта, но и с более широкой стратегией перестройки польской государственности на началах взаимовыгодного военно-политического сотрудничества с Советским Союзом. Новая польская армия строилась в непрерывно меняющихся военно-стратегических и внешнеполитических условиях, что самым непосредственным образом отражалось на ее личном составе и условиях комплектования. Мобилизации в польскую армию прошли три совершенно разные стадии – от призывов среди репрессированного в предвоенный период польского населения к мобилизациям населения на освобожденных территориях Западной Белоруссии и Украины и, наконец, к мобилизациям на освобождаемых территориях самой Польши. По мере своего развития, организационного и численного роста личный состав польской армии приобретал все более полиэтничную структуру и все менее определенный гражданский статус. Урегулирование этих проблем потребовало совместных решений с обретавшими политическую субъектность левыми политическими силами и военным командованием Польши. Статья основана на опубликованных источниках и материалах российских архивов, прежде всего Центрального архива Министерства обороны РФ, ранее не использовавшихся в изучении советско-польского военного сотрудничества в годы войны.
В статье рассмотрено состояние музейной отрасли Москвы накануне Великой Отечественной войны и в первые ее месяцы, когда потребовались экстренные меры по перемещению в глубь страны большого количества музейных коллекций. В литературе тема рассмотрена в основном на примере отдельных московских музеев. Источниковую базу работы составили находящиеся в Государственном архиве Российской Федерации, Российском государственном архиве литературы и искусства и Центральном государственном архиве Москвы документы Народного комиссариата просвещения РСФСР, Комитета по делам искусств СССР, Моссовета. С началом войны главные усилия существенно сократившегося штата сотрудников музеев Москвы были нацелены на сбережение музейных коллекций. Экспозиционная деятельность была практически свернута. Опыт массовой консервации и перемещения музейных коллекций представляется актуальным с научной и практической точек зрения, тем более что сегодня управление музеями столь же децентрализовано, что и в годы войны. Это обстоятельство существенно затруднило организацию эвакуации музейных ценностей. Пришлось провести срочную категоризацию музейных предметов, выделив относительно небольшой по объему пласт важнейших исторических экспонатов, драгоценностей и шедевров искусства, подлежащих немедленной эвакуации. Остальные музейные коллекции были укрыты на территории самих музеев или сосредоточены в специальном объединенном хранилище. Вывоз музейных ценностей второй очереди в ноябре 1941 г. фактически был сорван в связи с невозможностью организовать железнодорожные перевозки. Непосредственная опасность музейным коллекциям была снята только после успешного контрнаступления войск Красной армии в декабре 1941 г.
Иностранные воинские формирования, созданные на территории СССР, подчеркивали коалиционный характер борьбы против нацистской агрессии. Во второй половине войны они стали инструментом продвижения геополитических интересов Советского Союза в Восточной Европе, в связи с чем строительство иностранных войск получило новый импульс. Статья подготовлена на впервые вводимых в научный оборот документах Центрального архива Министерства обороны РФ и посвящена анализу деятельности в годы Великой Отечественной войны особого органа военного управления, непосредственно подчиненного высшему руководству страны, – Уполномоченного по иностранным формированиям в СССР. Эта структура осуществляла координацию и контроль работы по формированию польских, чехословацких и югославских воинских частей как внутри советского военного ведомства, так и на межведомственном и международном уровнях. Актуальность статьи обусловлена тем, что в отечественной и зарубежной литературе этот институт изучен крайне слабо и сегодняшние знания о нем фрагментарны. Между тем речь идет о весьма эффективном инструменте советской «мягкой силы», способствовавшем распространению военно-политического влияния сталинского руководства на страны Восточной Европы. За годы войны институт уполномоченного пережил сложную эволюцию, несколько раз менял функции и наименования. Неизменной всегда оставалась прямая командная вертикаль между И.В. Сталиным и уполномоченным, что обеспечивало последнего крайне широкими административно-контрольными возможностями, несмотря на то что этот орган даже не был четко нормативно оформлен.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library