международные отношения
В статье рассматривается эволюция двух важнейших тенденций во французской внешней политике в 1946–2022 гг.: «атлантической» и «европеистской». Обе эти тенденции возникли вскоре после Второй мировой войны и в дальнейшем переплетались сложным образом. Четвертой республике в контексте «советской угрозы» и германской проблемы доминирующее влияние среди элит долгое время имели «атлантисты». «Европеисты», добивавшиеся, помимо экономической интеграции, военно-политического сплочения западноевропейских государств при лидирующей роли Франции, не противопоставляли себя им, хотя объективно их усилия вели к ослаблению «трансатлантической солидарности». «Европеистские» проекты не увенчались успехом, но и разочарование Франции в США, связанное с их позицией во время Суэцкого кризиса 1956 г. и Алжирской войны (1954–1962), уменьшило вес «атлантистов» в правящих кругах. После установления Ш. де Голлем в 1958 г. Пятой республики «атлантическая тенденция» была сведена к минимуму, «европеистская» – ограничена требованием сохранять максимально возможный национальный суверенитет. В последеголлевский период все президенты Франции стремились одновременно укреплять обе тенденции. Однако все большее вовлечение страны в деятельность НАТО фактически блокировало субстантивное продвижение «европеистских» проектов. В статье показано, как пришедший к власти в 2017 г. убежденный «европеист» Э. Макрон, который видит возможность для Франции проводить державную политику лишь в рамках нынешнего Европейского союза (ЕС), пытается решить эту дилемму, пропагандируя создание «европейской опоры» Альянса как путь к его усилению. Оцениваются дальнейшие перспективы «европеистской» идеи, а также шансы Франции на реализацию державных притязаний в гипотетической «державе Европы».
После Второй мировой войны важнейшим приоритетом внешней политики Франции в Европе было решение германской проблемы, иначе говоря, недопущение возрождения Германии в качестве реваншистского государства. Вместе с тем французская дипломатия под влиянием державного комплекса стремилась обеспечить лидирующую роль Франции в Западной Европе. Отсюда курс Парижа сначала на заключение альянсов антигерманской направленности, затем, после провозглашения ФРГ в 1949 г., на образование европейских оборонительных структур с участием ФРГ, чтобы по меньшей мере держать под контролем ее возможное перевооружение. Вступление ФРГ в НАТО в 1955 г. означало провал этой стратегии. Ш. де Голль, пришедший к власти в 1958 г., пытался сформировать франко-германскую ось, которая позволила бы создать «европейскую Европу», независимую от США. Неудача этой политики из-за проатлантической позиции ФРГ побудила его преемников занять более гибкую позицию. С одной стороны, французы создавали с германским партнером тандем, призванный усиливать европейскую интеграцию, в том числе в оборонительной сфере (европейская автономная оборона), с другой стороны, укрепляли отношения Франции с США и НАТО. Воссоединение Германии на основе конституции ФРГ в 1990 г. усугубило уже существовавшую проблему неравенства сил во франко-германском тандеме в пользу Германии, у которой постепенно проявляются свои державные интересы. Тем не менее президент Франции Э. Макрон, убежденный европеист, с момента своего избрания в 2017 г. пытался использовать этот тандем для продвижения в ЕС идеи «державы Европы», способной конкурировать с США и Китаем. Однако перспективы реализации этой идеи весьма неоднозначны.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека