Завершившийся в 2022 г. во Франции избирательный цикл показал, что лидеру крайне правых Марин Ле Пен удалось утвердиться в качестве признанного флагмана французской оппозиции. Успех на выборах 2022 г. стал еще одной вехой на пути последовательного электорального подъема «Национального объединения»: в 2012 г. на президентских выборах Марин Ле Пен набрала 17,9% голосов, в 2017 г. – 21%, а в 2022 г. получила 23% в первом туре выборов и 41% во втором. Такое расширение избирательной базы сопровождалось изменениями в характеристике электорального облика партии, что подтверждается данными социологических исследований, ставшими основным источником для данной статьи. Цель статьи, в которой рассматривается эволюция электората Марин Ле Пен и возглавляемой ею партии в период с 2017 по 2022 г., состоит из нескольких аспектов. Прежде всего, автор демонстрирует за счет каких социальных категорий происходил рост популярности Ле Пен и то, каким образом риторика, а порой и программные положения партии трансформировались, следуя за настроениями избирателей. В статье анализируется наличие корреляции между нестабильной социально-экономической ситуацией и укреплением позиций крайне правых, что позволяет говорить о том, в какой мере на голосование за Ле Пен влияет не только сам материальный и социальный статус избирателя, но и чувства тревоги, вызванные обострением экономических проблем и актуализацией вопросов иммиграции и безопасности. Наконец, изучение ценностных характеристик электората Ле Пен позволяет в более широком контексте говорить о перспективах и ограничительных факторах стратегии «маринизма».
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library