социально-политическая история, история Италии, тоталитарные режимы, история олимпийского спорта
В статье прослеживается процесс формирования новых подходов к преподаванию предметной линии «История» в общеобразовательных учреждениях России. Отсутствие историко-культурного стандарта (ИКС) по всеобщей истории создает проблемы в преподавании этого предмета. Предложены принципы его разработки, отличающиеся от ИКС по отечественной истории: стандарт должен быть более сжатым и проблемным, выполняющим функцию «навигатора», а не программы. Поставлен вопрос о целесообразности использования в учебных курсах понятия «новейшая история», его замены понятием «современная история», начавшейся на рубеже 80-90-х годов прошлого века. Дано обоснование этой замены и рубежа. Предложена корректировка хронологических рамок преподавания новой и новейшей истории в разных классах. Автор считает, что во-первых, необходима скорейшая разработка историко-культурного стандарта по всеобщей истории, методология формирования которого будет отличаться от ныне действующего ИКС по отечественной истории. Во-вторых, в силу сложившейся традиции сохранить (может быть на время) название «новейшая история» для периода 1918-1990 гг., означающее развитие капиталистической формации параллельно с альтернативной системой общественных отношений, либо отказаться от этого термина вообще. В-третьих, для периода всеобщей истории после 1990 г. ввести общепринятое среди подавляющего большинства профессиональных историков обозначение «современная история», отражающее качественно новый этап в развитии России и всего мира. В-четвертых, скорректировать хронологию изучения всеобщей истории, перенеся в 7-й класс изучение целиком Французской революции и истории России до 1815 г. В этом случае удастся избежать недопустимого разрыва в изучении динамики революционного процесса, результаты которого имели решающее значение для последующего развития капитализма во Франции и во всем мире. Данные предложения, очевидно, носят дискуссионный характер и подлежат дальнейшему обсуждению в профессиональном сообществе.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека