international relations, international security, German foreign policy, NATO
В статье представлена попытка исследовать трансформацию «Восточной политики» ФРГ в 1991-1994 гг. с привлечением материалов германского МИД. Посредством ивент-анализа значимых дипломатических шагов рассматриваются формы и результаты установления политического влияния Германии на территории бывшего социалистического лагеря. На примере «Веймарского треугольника» изучается процесс встраивания ФРГ в региональную подсистему Восточной Европы. Исследуются причины и динамика уменьшения значимости российского фактора в отношениях Германии с бывшими союзными республиками. Особое внимание обращается на установление и стремительное углубление сотрудничества в политико=военной области ФРГ и стран Балтии с учетом исторической значимости этого субрегиона в германской внешней политике. Раскрываются общие и отличительные для Украины и Грузии – фокусных партнёров Бонна – черты политического диалога с вновь возникшими на пространстве СНГ государствами. На основе проведенного исследования выстроена модель поэтапного установления и развития политического сотрудничества Германии с государствами на постсоциалистическом пространстве.
Со времени объединения в 1990 г. Германия последовательно стремится к увеличению своего веса и влияния как на международной арене в целом, так и внутри Евро-Атлантического сообщества, де-факто становясь внутри него единственной вновь «поднимающейся державой». Этот процесс все чаще встречает сопротивление, прежде всего латентное, со стороны уже утвердившихся центров влияния в мире. В данной связи во внешней политике ФРГ актуализируется задача выстраивания продвинутых союзнических отношений с рядом малых и средних государств — членов НАТО и ЕС для обеспечения их поддержки в процессе обретения Германией лидерских функций. В статье исследуются достигшие весьма высокого уровня сотрудничества отношения ФРГ и Королевства Нидерландов в военно-политической сфере, учитывая ее особую чувствительность. Изучаются исторические предпосылки двусторонней кооперации, особенно в период между двумя мировыми войнами и в реалиях «первых изданий» «холодной войны». Рассматриваются общеполитические контуры сотрудничества, в том числе разветвленность и интенсивность использования двусторонних площадок взаимодействия. На примере 1-го германо-нидерландского корпуса исследуется опыт создания интегрированных военных группировок. Показывается тенденция хронологического и территориального совпадения использования Германией и Нидерландами своего военного потенциала как в составе группировок НАТО в Европе, так и за пределами зоны ответственности Альянса. Раскрываются предпосылки близости позиций двух стран по вопросам роста доли расходов ВВП на военные цели и увеличения численности личного состава в контексте обязательств по Альянсу. Исследуется динамика военно-технического сотрудничества, в том числе совместной разработки и производства сторонами боевой и вспомогательной техники.
В статье предпринята попытка осуществить компаративный анализ подходов К. Аденауэра и А. Меркель к решению задач в области обороны и безопасности. Двух канцлеров Германии помимо руководства ХДС, длительного срока пребывания на посту главы федерального правительства и особого «почерка», объединяет схожесть стоящих внешнеполитических задач. В обоих случаях «коллективный» Запад сталкивался не только с масштабными вызовами безопасности извне, но и серьезными проблемами внутри. На этом фоне существенно изменялась роль самой ФРГ. Она стремится принимать на себя повышенную ответственность не только на региональном (евро-атлантическая подсистема), но и глобальном уровнях (во втором случае особенно при А. Меркель). При этом отличительной чертой германской внешней политики выступает наращивание и активное использование военного потенциала, что, однако, не сопровождается обвинениями в ремилитаризации.
Выделяются стратегические императивы внешней политики К. Аденауэра, прослеживается их эволюция к концу 2010-х годов и сохранение значимости в «эру Меркель». На конкретных примерах показывается, как формулы «растворения» и «рамочного государства» в НАТО использовались ФРГ для реализации лидерских амбиций. Отмечается неприятие обоими канцлера «навязывания» Федеративной Республике партнерами по Альянсу (прежде всего, США) скорости и промежуточных результатов роста военных расходов. На примерах решения «саарской проблемы» и участия в урегулировании вооруженного конфликта в Мали исследуются попытки ФРГ принятия роли «старшего партнера» в рамках двустороннего тандема с Францией.
Делается вывод о доминировании значимости национальных интересов для К. Аденауэра, как и А. Меркель. Рассматривая ФРГ органичной частью «коллективного» Запада, для их обеспечения оба канцлера активно использовали потенциал интеграционных и союзнических структур.
В современных реалиях Германия демонстрирует стремление утвердиться в положении полновесного глобального игрока. Стратегическое проникновения ФРГ на территорию бывшего СССР в форме участия в урегулировании вооруженных конфликтов (грузино-абхазского, грузино-югоосетинского, приднестровского, на востоке Украины, а также самые последние события – в Беларуси и в Нагорном Карабахе во второй половине 2020 г.) на постсоветском пространстве, является одним из факторов достижения данной цели. В статье предложена периодизация этого аспекта внешнеполитической деятельности Германии. Для каждого этапа показана эволюция тактик использования политико-дипломатического инструментария, а также расширение состава региональных игроков, на территории и для взаимодействия с которыми он применялся. Выявляется двукомпонентный подход ФРГ к поиску путей урегулирования. Первая составляющая – федерализация как способ устранения противоречий: Германия оказывала поддержку центральным властям бывшей союзной республики, не учитывая зачастую интересы сепаратистки действующего субъекта. Вторая составляющая – обеспечение подписания и имплементации сторонами конфликта соглашения об ассоциации с ЕС. Это резко усложняло процесс урегулирования, создавало высокую вероятность его деградации вплоть до «разморозки» прекращенных вооруженных конфликтов.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library