«Если Бог есть, то все позволено» (Центральная метатема творчества Достоевского в современной европейской психоаналитической философии)
«Если Бог есть, то все позволено» (Центральная метатема творчества Достоевского в современной европейской психоаналитической философии)
Аннотация
Код статьи
S004287440006321-8-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кибальник Сергей А. 
Аффилиация: Институт русской литературы РАН
Адрес: Российская Федерация, Cанкт-Петербург
Выпуск
Страницы
87-97
Аннотация

Знаменитая формула Ивана Карамазова «Если Бога нет, то все позволено» в действительности обозначает центральную философскую метатему всего творчества Ф.М. Достоевского. Она неоднократно подвергалась реинтерпретациям в западной литературе и философии. Любопытные новые варианты ее трансформации представлены в современной европейской философии психоаналитического и фрейдомарксистского толка. Так, Ж. Лакан полагал, что психологию современного западного человека, чье бессознательное определяется подавленными запретами, напротив, скорее можно описать формулой: «Если Бога нет, то не позволено вообще ничего». Соответственно, фундаменталистское мироощущение, по С. Жижеку, исходит из того, что «если Бог есть, то все позволено», и именно эту формулу якобы отстаивает в своих произведениях – хотя его позиция, как оговаривается Жижек, и оказывается немного сложнее – сам Достоевский. В статье показано, какие в действительности варианты этой формулы встречаются в романе Достоевского «Братья Карамазовы» и в рассказе «Бобок», какой смысл обретает эта метатема в образной структуре этих произведений, а также какой из ее вариантов в большей степени соответствует художественной логике их автора. Приведенные выше парадоксальные интерпретации центральной метатемы творчества Достоевского представителями современной европейской психоаналитической философии объясняются в статье, исходя из ее собственных особенностей и специфики ее бытования в современной культуре. При этом они рассматриваются как явные искажения художественной мысли Достоевского, которые, тем не менее, значимы как попытки постижения современности, предпринятые на ее основе.

Ключевые слова
Достоевский, метатема, Бог, художественный, роман, русский, трансформация, реинтерпретация, Лакан, Жижек, философия, современный, европейский, психоаналитический
Источник финансирования
Исследование выполнено за счет гранта РФФИ «Достоевский в медийном пространстве современной русской культуры», 18-012-90003 и гранта РНФ «Рабочие тетради Достоевского: динамическая транскрипция и первая полнотекстовая публикация автографов», № 16-18-10034, ИРЛИ РАН
Классификатор
Получено
22.09.2019
Дата публикации
24.09.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
997
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S004287440006321-8-1 Дата внесения исправлений в статью - 24.08.2019
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Dyakov, Aleksandr V. (2010) Jacques Laёan. The figure of the Philosopher, ╠oscow (In Russian).

2. Esaulov, Ivan A. (2011) The Methodological Foundations of FreudТs Work on Dostoevsky and the Positions of the Soviet Literary Critics. http://transformations.russian-literature.com/metodologicheskie-osnovanija-raboty-freuda-o-dostoevskom-i-sovremennaja-nauka (In Russian).

3. Filippov, Lev I. (1975) СJean LacanТs Structural Psychoanalysis in Structural Literary CriticismТ, Yu.B. Borev (ed.) Theories, Trends, Conceptions (Crytical Analysis). The Image and its Structure, Nauka, Moscow, pp. 36 Ц 63 (In Russian).

4. Fokin, Sergei L. (2013) DostoevskyТs Images in the French Literature of 20th Century, St. Petersburg (In Russian).

5. Gunn, Daniel (1988) Psychoanalysis and Fiction (An Exploitation of Literary and Psychoanalytic Borders), Stanford.

6. Isakov, └leksandr N. (2015) СDostoevsky and Lacan. An Analysis of the лCrime and Punishment╗Тs TextТ, Philosophical and Theological Research of Modernity, 2015. Available at: einai.ru/ru/archives/565 (18.10.2015 ) (In Russian).

7. Kantor, Vladimir K. (2011) СConfession and Theodicy in DostoevskyТs Works (Aurelius Avgustinus's Reception)Т, Voprosy Filosofii, Vol. 4 (2011), pp. 95Ц103 (In Russian).

8. Kibalnik, Sergei A. СFyodor Dostoevsky and Max StirnerТ, The New Philologocal Bulletin. 2018. Vol. 2 (45), pp. 58Ц72. (https://cyberleninka.ru/article/v/fedor-dostoevskiy-i-maks-shtirner-k-postanovke-problemy) http://slovorggu.ru/2018_2/45.pdf (In Russian).

9. Kibalnik, Sergei A. On Philosophical Subtext of УIf there is no GodЕФ Formula in DostoevskyТs Works // // Russkaya Literatura. 2012. ╣ 3. S. 153 Ц 163 (In Russian).

10. Kovalyov, Oleg F., Kudriashyov Ivan S. (2009) СThe Specificity of the Desire Discourse in DostoevskyТs Novel УHumiliated and InsultedФТ, Critics and Semiotics. Issue 13, pp. 227 Ц 239. Available at: http://www.philology.nsc.ru/journals/kis/pdf/CS_13/cs013koval_kudr.pdf (InRussian).

11. Parker, Ian (2010) Slavoj Zizek: р Critical Introduction, Izhevsk (Russian Translation).

12. Pereverzentsev, Vyacheslav, archpriest (2007) СIvan KaramazovТs Revolt (Justification of God and World in DostoevskyТs Novel УBrothers KaramasovФТ, T.A. Kacatkina (ed.) The Novel УBrothers KaramasovФ by Dostoevsky. Contemporary Problems of the NovelТs Research, Moscow, pp. 161Ц179 (In Russian).

13. Rak, Vadim D. (2003) СУWhat is Bobok?ФТ Rak V.D. Pushkin, Dostoevsky and others. A Collection of Articles. St. Petersburg, pp. 431Ц433 (In Russian).

14. Strakhov, Nikolai N. (1973) Observations, The Literary Heritage. F.M.Dostoevsky. New materials and Research. Vol. 86. Moscow, pp. 560Ц563 (In Russian).

15. Thompson, Diane Oenning (2001) СProblems of the Biblical Word in DostoevskyТs PoeticsТ. Pattison G. (Ed.) Cambridge Books Online. Dostoevsky and the Christian Tradition, pp. 69Ц102.

16. Zbrozhek, ┼katerina └. (2013) The Philosophical Ideas of S. Zizek. The AuthorТs Abstract of CSc Dissertation. ╠oscow (In Russian).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести