Книги танзанийских историков последних десятилетий: вклад в постколониальную библиотеку
Книги танзанийских историков последних десятилетий: вклад в постколониальную библиотеку
Аннотация
Код статьи
S013038640013375-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Балезин Александр Степанович 
Аффилиация: Институт Всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
29-43
Аннотация

В статье анализируются книги, выпущеныe с 1990-х по 2017 г. Они, как правило, малотиражны, не поступали в библиотеки нашей страны и не вывешены в интернете. Некоторые из них изданы на языке суахили, что еще более ограничивает их читательскую аудиторию.

Книги истории Занзибара и истории Танганьики (Танзании) можно разделить на две группы. В первой группе - «Путеводитель по истории Занзибара» Али Мохаммеда, «Борьба за освобождение Занзибара» Б. Мрины и В. Маттоке, «Краткая история Занзибара» коллектива авторов, «История и консервация Каменного города Занзибара» также группы авторов и «Панафриканизм или прагматизм? Уроки объединения Танганьики с Занзибаром» И. Шивджи. Во второй - «Багамойо: великолепие на берегу моря» С. Каджери и Й. Хеншеля, «Новая история Танзании» И. Кимамбо с соавторами, «Аспекты колониальной истории Танзании» Л. Мбогони и три школьных учебника – два по истории Восточной Африки 1988 и 1992 гг. и один по истории всей Африки, изданный в 2015 г.

Работы последних трех десятилетий, созданные танзанийскими историками, являются несомненным вкладом в постколониальную библиотеку. Написанные разными поколениями, они значительно углубляют представления об истории Танзании за счет привлечения новых источников, расширения круга изучаемых проблем, рассмотрения истории одной африканской страны во взаимоотношениях с внешним миром. Для всех характерна жесткая критика европоцентризма, поиск идентичности на различных уровнях, часто попытка совместить несовместимое. Охват материала может быть самым разнообразным – от фундаментальных исследований до локальных, от истории только Танганьики или только Занзибара до истории всего восточноафриканского региона и даже всего Африканского континента. Также присутствует разнообразие жанров – от глубоких научных исследований, рассчитанных на специалистов, до популярных изданий и школьных учебников. Все более разнообразной становится и тематика исследований.

Ключевые слова
танзанийская историография, африканские страны, история Танзании, история Занзибара, школьные учебники, критика европоцентризма, идентичность, постколониальная библиотека
Классификатор
Получено
09.07.2020
Дата публикации
29.01.2021
Всего подписок
26
Всего просмотров
1626
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В последние годы все чаще предметом научного обсуждения становятся проблемы постколониализма. При этом имеется в виду, что постколониализм – это не то, что было «после колониализма», а некая новая система взглядов, которую обычно противопоставляют понятию «ориентализм», введенному в научный оборот, как известно, профессором Колумбийского университета Э. Саидом.
2 Исследования, связанные с проблемами постколониализма, весьма широки по тематике и, безусловно, перспективны для африканистов. Об этом свидетельствует, в частности, прошедшая в июне 2020 г. под эгидой Ярославского университета конференция, проблематика которой была обозначена как «Африка: постколониальный дискурс»1.
1. См. Африка: постколониальный дискурс. Тезисы докладов участников Всероссийской конференции 25‒26 июня 2020 года. Ярославль, 2020.
3 Главный организатор этой конференции, профессор Т. М. Гавристова, предложила понятие «постколониальная библиотека», которую в опубликованной незадолго до конференции статье противопоставила «колониальной библиотеке»2.
2. Гавристова Т.М. Африка: «постколониальная библиотека» // Азия и Африка сегодня. 2020. № 3. С. 80‒85.
4 Эти понятия кажутся мне весьма плодотворными для историографических исследований по Африке, и в данной статье я попытаюсь рассмотреть с этой точки зрения книги, приобретенные мною лично в Танзании в 1996 и в конце 2018 г. Выпущены они с 1990-х по 2017 г. Они, как правило, малотиражны, не поступали в библиотеки нашей страны и не вывешены в интернете. Некоторые из них изданы на языке суахили, что еще более ограничивает их читательскую аудиторию. Тем интереснее их проанализировать.
5 Танзанийские авторы естественным образом фокусируют свои исследования на истории родной страны.
6

КНИГИ ПО ИСТОРИИ ЗАНЗИБАРА3

3. Под словом «Занзибар» в данной статье имеется в виду не только остров (Унгуджа на суахили), но несколько сотен крупных и мелких островов, обитаемых и нет, самым большим из которых является Пемба.
7 Начну с книги, стоящей несколько особняком. Она широко продается на Занзибаре, вплоть до сувенирных лавок. Небольшая по объему, она богато иллюстрирована. Правда, качество иллюстраций, как и самой книжки, рассыпающейся на отдельные листы после первого пролистывания, оставляет желать лучшего.
8 Ее автор – уроженец Занзибара Амир Мохаммед назвал свое детище «Путеводитель по истории Занзибара»4. Она была впервые издана на английском языке в 1991 г. и выдержала не одно переиздание (1997, 2006, 2011, 2014 гг.). Книга рассчитана на самые широкие круги читателей, не в последнюю очередь гостей острова – об этом свидетельствует список исторических достопримечательностей, которым она заканчивается. Автор кратко освещает основные этапы истории Занзибара – Империю Зинджей, португальское владычество, правление Оманских султанов (где главные аспекты – создание гвоздичных плантаций, а также работорговля и ее отмена), подъем национализма – арабского и африканского. Об установлении британского протектората при этом говорится вскользь, отмечается, что сам термин «протекторат» подразумевает защиту, «но на самом деле эта защита была ничем иным как колонизацией»5.
4. Mohammed A.A. A Guide to a History of Zanzibar. Zanzibar, 2014.

5. Ibid. P. 21.
9 Далее подробно излагается межпартийная борьба накануне независимости, провозглашение независимости и объединение с Танганьикой. Именно подъем национализма автор представляет как основное содержание колониальной эпохи на Занзибаре, причем рассматривает отдельно арабский и африканский национализм.
10 Занзибарскую революцию автор оценивает следующим образом: «Они (лидеры революции. – А.Б.) хотели превратить Занзибар в полностью эгалитарное общество, дав африканской общине социальный и экономический лифт, как и другим этническим группам… Они запретили все объединения на расовой основе, все политические партии кроме Афро-Ширази и попытались привить обществу радикальную социалистическую идеологию и внедрить национальную солидарность вместо расовых конфликтов»6.
6. Ibid. P. 87.
11 А.А. Каруме, первый президент Занзибара и Пембы, предстает прогрессивным политическим лидером: «Хотя Каруме рассматривается некоторыми занзибарцами как безжалостный тиран, он также обладал экстраординарными качествами как руководитель и как личность. Он был независимым мыслителем и бесстрашно принимал решения. Бывший моряк, превратившийся в политика, стал руководителем африканцев Занзибара и победителем в бурных политических событиях. Благодаря своему динамизму и красноречию он приобрел множество сторонников и вошел в историю как человеколюбивый отец народа, которому не найти замены»7. Здесь автор идет вразрез с общепринятыми оценками Каруме. Ведь даже на самом Занзибаре память о нем старались предать забвению, и некогда помпезный музей, посвященный его жизни и деятельности, был в 1980-е годы разрушен.
7. Ibid. P. 96.
12 Автор резко критикует объединение Занзибара с Танганьикой как «союз, полностью навязанный народу Занзибара»8. Эта позиция также не совпадает с официальной.
8. Ibid. P. 139.
13 Книгу А. Мохаммед заканчивает словами: «История может быть нашим величайшим противником и нашим величайшим союзником в формировании будущего Занзибара. Это зависит только от нашего выбора»9.
9. Ibidem.
14 Полагаю, попытка показа самоценности истории Занзибара, ориентированная к тому же на иностранцев, в первую очень иностранных туристов, а также переоценка некоторых позиций как западной, так и национальной историографии, позволяет отнести книгу А. Мохаммеда к образцам постколониальной литературы.
15 Однако А. Мохаммед вряд ли смог бы изложить сложности межпартийной борьбы, в частности периода, называемого «зама за сиаса» (бурное время политики), не будь книги, изданной на суахили еще в 1980 г.: «Борьба за освобождение Занзибара» двух молодых танзанийцев Б. Мрины и В. Маттоке, в то время преподавателей партийного колледжа Кивукони10.
10. Mrina B.F., Mattoke W.T. Mapambano ya ukombozi Zanzibar. Dar es Salaam, [s.a.].
16 Об этом колледже – кузнице партийных кадров – следует сказать особо. Он был открыт по инициативе тогда еще премьер-министра Танзании Дж. Ньерере в 1961 г. и на тот момент в нем обучалось 43 слушателя, а преподаватели все были иностранцы из стран Запада, а также ГДР, ЧССР и Югославии. С 1970 г. в колледже преподавали исключительно танзанийцы, а обучение велось на суахили11.
11. Сhuo cha CCM Kivukoni. Dar es Salaam. Tanzania. 1981/82. Dar es Salaam, [s.a.]. U. 3. Брошюра двуязычная, но есть некоторые расхождения в английском и суахилийском текстах. Я придерживаюсь суахилийского варианта как наиболее аутентичного.
17 В колледже Кивукони, обучавшем будущих партийных руководителей, имелись отделения идеологии и политики, экономики, менеджмента, пропаганды, а также истории. Колледж имел филиал и на Занзибаре, где также было отделение истории. Обучение на отделении истории предполагало, в частности, знания в области экономического, политического и культурного развития народов Танзании, роли и последствий работорговли, установления колониального господства и антиколониальной борьбы народов Танзании и Африки, истории партий Национального союза африканцев Танганьики (ТАНУ) и Афро-Ширази (АШП) и создания объединенной партии Чама Ча Мапиндузи (ЧЧМ), рождение и развитие идеологии «уджамаа»12. Как видно, помимо чисто идеологических задач здесь явно прослеживается отход от европоцентризма и стремление к утверждению новой идентичности, нашедшей отражение в идеологии «уджамаа».
12. Ibid. U. 6.
18 Книга Мрины и Маттоке является первыми исследованием, показывающим антиколониальную борьбу на Занзибаре изнутри, на основе местных источников.
19 Она начинается с колониальных амбиций империалистических держав, Берлинской конференции по Конго 1884 г. и раздела Африканского континента. Но авторы этим не ограничиваются, они пишут об арабском колониализме на островах, особо подчеркивают значение создания султаном Сейидом Саидом гвоздичных плантаций и развития работорговли. В частности они пишут: «Арабский колониализм расширялся, и Сейид Саид начал торговое сотрудничество с зарубежными странами, такими как страны Ближнего и Дальнего Востока, Англия, Франция, Германия, Индия и США, особенно после того, как европейские страны начали искать рынки сбыта и территории для разграбления богатств и полезных ископаемых»13.
13. Mrina B.F., Mattoke W.T. Op. cit. U. 22.
20 Авторы подробно разбирают разные аспекты британского колониализма на Занзибаре и Пембе – экономические (включая их очень важный аспект – поземельные отношения), систему колониального управления, систему образования с ее преференциями для арабов, демографические проблемы.
21 Основное содержание книги – антиколониальная борьба, которую они делят на два этапа: до и после образования партии Афро-Ширази. Авторы подробно анализируют зарождение и эволюцию политических организаций на Занзибаре, ход и результаты всех выборов в Законодательное собрание, приводят подробнейшие и уникальные статистические данные. Среди источников для их исследования – внутренние документы всех ведущих политических партий, пресса, материалы национального архива в Дар-эс-Саламе.
22 Занзибарскую революцию и преобразования, проведенные под руководством АШП авторы оценивают в целом весьма положительно. Однако они говорят и о трудностях, с которыми столкнулось население островов: «С одной стороны, это трудности, испытываемые всеми молодыми странами, а с другой – показывающие, что революция, возможно, было незакончена, что были некоторые меры, не предпринятые после января 1964 г., чтобы революция была завершена»14.
14. Ibid. U. 117.
23 Авторы подчеркивают, что принятый в 1966 г. устав партии Афро-Ширази провозглашал ее целью построение общества, «полностью исключающего возможность эксплуатации человека человеком или группой лиц – внутренней или внешней»15. Курс партии ТАНУ на построение общества «уджамаа», пишут авторы, обусловил возможность объединения двух партий в одну16. Это, как и само объединение Танганьики с Занзибаром, авторы в отличие от А. Мухаммеда оценивают положительно.
15. Ibid. U. 108.

16. Ibid. U. 110.
24 Таким образом, главные достоинства книги Мрины и Маттоке – ее антиколониальная направленность и глубоко фундированная история политической борьбы на Занзибаре. В оценке занзибарской революции и объединения Занзибара с Танганьикой Мрина и Маттоке так же, как и А. Мохаммед, субъективны. А противоположность оценок как раз и объясняется тем, что в первом случае автор – занзибарец, а во втором – жители материковой части Объединенной республики.
25 Следующая книга, также изданная на языке суахили, является плодом совместного творчества целого ряда занзибарских ученых: это материалы Первой национальной конференции по истории и культуре Занзибара, состоявшейся в декабре 1992 г. Сборник «Краткая история Занзибара»17 открывает краткое предисловие первого на тот момент лица Островов – президента и председателя революционного совета Занзибара Салмина Амура, правившего с 1990 по 2000 г. После второго предисловия Х. Омара, одного из двух составителей сборника от имени Департамента архивов документов и древностей, приводится текст речи С. Амура на открытии конференции. Все это должно было подчеркнуть значимость издания.
17. Historia fupi ya Zanzibar. Kimehaririwa na K. S. Khamis na H. H. Omar. Zanzibar, 1994.
26 Главный пафос этой книги, – как и предыдущей, чисто научной и основательно фундированной (в ней, в частности, много ссылок на источники из занзибарского архива) – показ самоценности и самобытности истории Занзибара и его жителей в самые разные эпохи, начиная с давних времен и до периода независимости. Тут и история первых городов на островах Занзибар, Пемба и Кильва, причем написанная с учетом результатов последних раскопок и с многочисленными фотографиями найденных в их ходе артефактов, и история «Старого города» Занзибара, и даже мелкого и менее известного острова Тумбату.
27 В ссылках присутствуют имена классиков историографии Занзибара, но авторы дополняют их новыми сведениями, полученными ими самими на основании местных источников. Так, А. Х. Амейр в статье о правителях Занзибара дооманского периода пишет: «Историки, писавшие о доколониальной истории Занзибара, такие как сэр Джон Грей, Фримен-Гренвилл и Ингрэмс, рассказывают больше о ХVIII и ХIХ вв. Таким образом, сведений об истории и экономике предыдущих столетий очень мало… настоящая статья – попытка дополнить эти знания новой информацией»18.
18. Ameir A.H. Utawala wa Mwinyi Mkuu // Historia fupi… U. 80.
28 Самой интересной, на мой взгляд, является статья И.Н. Шарифа и Аламина Мазруи «История суахилийцев как идеологической и экономической общности»19. Аламин Мазруи, уроженец одного из центров суахилийской цивилизации острова Ламу, получивший образование в Кении и США, племянник знаменитого американского профессора кенийского происхождения Али Мазруи.
19. Shariff I.N., Mazrui A. Historia ya Mswahili na fungamano za kiikikadi na kiuchumi // Historia fupi… K. 130‒148.
29 Авторы пишут в преамбуле к статье: «Идентичность суахилийцев вызывала оживленные дискуссии между учеными на конференциях в Восточной Африке и за ее пределами. В настоящей статье мы придерживаемся позиции, что эти дискуссии – результат длительных исследований идентичности суахилийцев людьми, суахилийцами не являвшимися. Дискуссии обуславливались различными политическими процессами в мире белого человека, которые привносили изменения в их результаты. Эти результаты, попав под воздействие неоколониализма в Восточной Африке, обусловили новые проблемы в идентичности самих суахилийцев. Историческое искажение идентичности суахилийцев и есть отправная точка данной статьи»20.
20. Ibid. U. 130.
30 Итак, поиски новой идентичности, отход от казавшихся незыблемыми постулатов «колониальной библиотеки», смешение жанров – все это делает рассматриваемую книгу явным образцом библиотеки постколониальной. Приходится только пожалеть, что она суахилиязычная, – это значительно ограничивает ее читательскую аудиторию.
31 Своеобразным продолжением этой книги является английское издание «История и консервация Каменного города Занзибара», вышедшее в свет годом позже21. Эта книга также основана на материалах Первой международной конференции по истории и культуре Занзибара, и ей также предпослано предисловие тогдашнего президента Занзибара Салмина Амура. В нем подчеркивается, что Занзибар является неотъемлемой частью суахилийской цивилизации. Здесь же отмечается, что конференция финансировалась не только правительством Занзибара, но и Оманом, Францией, Норвегией, Швецией и Британским Советом. Отсюда, вероятно, и значительно лучшее качество издания книги, чем сборника на суахили22.
21. The History and Conservation of Zanzibar Stone Town / Ed. A. Sheriff. London, 1995.

22. Ibid. P. IX‒X.
32 Из 50 сделанных на конференции докладов для книги были отобраны лишь посвященные Каменному городу, который на суахили называется «Мджи Мкогнве» (древний город) и является главной достопримечательностью Занзибара. Книга вышла под редакцией Абдул Шерифа, профессора Дар-эс-Саламского университета, автора ряда работ по истории Занзибара и главного куратора Занзибарского музея. В издание вошли не только английский вариант его статьи «Краткая история Каменного города Занзибара»23, опубликованной в предыдущей книге на суахили, но введение24 и статья «Мечети, торговцы и Землевладельцы в Каменном городе Занзибара»25. Во введении А. Шериф подчеркивает, что участники конференции пытались определить место Занзибара в широким историческом контексте, проследить этапы формирования его сложной этносоциальной структуры, особенности складывания идентичности и эволюции после 1964 г. Особой задачей становится сохранение Каменного города в наши дни26.
23. Sheriff A. An Outline History of Zanzibar Stone Town // The History and Conservation… P. 8‒29.

24. Sheriff A. Introduction // Ibid. P. 1‒7.

25. Sheriff A. Mosques, Merchants &Landowners in Zanzibar Stone Town // Ibid. P. 46‒66.

26. Sheriff A. Introduction. P. 1‒7.
33 Эта книга высвечивает еще несколько проблем формирования постколониальной библиотеки в африканских странах: необходимость в ряде случаев финансовой помощи Запада и проблема сохранения исторического наследия – памятников архитектуры, архивов и пр. Важно, чтобы финансовая зависимость и сотрудничество с западными коллегами не оборачивалась зависимостью мысли. В данном случае, хотя в книге всего два автора-занзибарца, остальные статьи написаны иностранцами, главным образом европейцами, все же «командные высоты» - концепция книги, подбор статей - остались за А. Шерифом. По объему его статьи вместе со статьей А.А. Иссы о захоронениях элиты в Каменном городе в XIX в.27 составляют половину объема книги.
27. Issa A.A. The Burial of the Elite in Nineteenth-Century Zanzibar Stone Town // The History and Conservation… P. 67‒81.
34 Автор следующей книги Исса Шивджи также занзибарец, профессор Дар-эс-Саламского университета в 1970-2006 гг. Он назвал свою книгу «Пан-африканизм или прагматизм? Уроки объединения Танганьики с Занзибаром»28. Автор, будучи профессором юриспруденции, рассматривает юридические аспекты этого объединения, его последствия именно с правовой точки зрения.
28. Shivji I. J. Pan-Africanism or Pragmatism? Lessons of Tanganyika-Zanzibar Union. Dar es Salaam, 2008.
35 Начинает он с истории политической борьбы на Занзибаре накануне революции, того самого «зама за сиаса», которое подробно исследовано в книге Мрины и Маттоке. Правда, хотя их книга присутствует в библиографии, И. Шивджи ссылается на другие исследования. Автор характеризует занзибарскую революцию как политическую, а не социальную, поскольку, по его мнению, она не имела программы радикальных преобразований в обществе. Он считает ее популистской, а политическую риторику А. Каруме «узконационалистической и шовинистической»29. По его мнению, революция 1964 г. длилась 100 дней, а потом переросла в контрреволюцию. Связывает он это как с внутренними факторами, так и с внешними30.
29. Ibid. Р. 68.

30. Ibid. Р. 57.
36 Отмечая, что союзное государство создавалось практически руками Ньерере и в интересах Танганьики, Шивджи называет его юридическую и политическую основу «шаткой» и подчеркивает, что она оставалась таковой в течение целых 13 лет, до принятия в 1977 г. новой конституции Объединенной республики31.
31. Ibid. Р. 97‒99.
37 Вынесенный в подзаголовок вопрос «пан-африканизм или прагматизм?» И. Шивджи решает в пользу второго. Причем одновременно он показывает эволюцию самого пан-африканизма из антиколониальной и демократической идеологии именно в прагматическую плоскость.
38 Книга имеет богатую источниковую базу. Тут и архивные источники, причем не только из зазибарского архива, но и из лондонского Паблик рекорд офис, и официальные публикации партий ТАНУ, АШП и ЧЧМ, и мемуары участников событий, в том числе неопубликованные, и пресса.
39 Книга И. Шивджи как попытка переосмысления идентичности Занзибара, сделанная с позиций, идущих вразрез с официальной точной зрения танзанийских властей, также является вкладом в антиколониальную библиотеку.
40

ИСТОРИЯ ТАНГАНЬИКИ И ТАНЗАНИИ

41 Начать этот раздел представляется целесообразным с маленькой - 56 страниц – брошюры, ее содержание - локальная история города Багамойо: «Багамойо: великолепие на берегу моря»32. Книга издана на английском языке, ее авторы Самахани Кеджери и Йохеннес Хеншель. Год издания книги не указан, но в тексте упоминается, что работа над ней закончена в июне 1993 г. Книга похожа на «Путеводитель по истории Занзибара» А. Мохаммеда, хотя она значительно меньше по объему. Она также начинается с исторического очерка – от заселения этой местности до момента написания книги, - а заканчивается перечислением исторических достопримечательностей города.
32. Kajeri S. M., Henschel J. Bagamoyo: The Beauty at the Beach. Tabora, [s.a.].
42 К концу XIX в., подчеркивают авторы, «Багамойо стал цветущим центром торговли, культуры и исламской религии»33. Они показывают роль города как конечного на материке перевалочного пункта в работорговле. Не забыты такие важные вехи в истории города, как основание и рост «Христианской деревни свободы», заселяемой выкупленными католическими миссионерами рабами, а также антиколониальные восстания народа хехе под предводительством Мквавы и восстание Бушири.
33. Ibid. Р. 17.
43 Упадок Багамойо начался после переноса в 1891 г. германскими колониальными властями столицы протектората в Дар-эс-Салам. Но авторы находят признаки развития экономики и культуры города и в ХХ в. Интересны включенные в текст повествования интервью, взятые авторами у старейших жителей города34.
34. Ibid. Р. 30‒33, 40‒41.
44 Кеджери и Хеншель всячески подчеркивают мультикультурность города. В главке о Сева Хаджи, мусульманине индийского происхождения, богатом торговце, они рассказывают, что он построил школу для детей всех рас, больницу, делал пожертвования католической миссии35. Они отмечают адаптивность суахилийской культуры: «Суахилийская культура – африканская и восточная одновременно, бантусская и исламская, являющаяся примером сложной встречи различных культур»36. Говоря о полиэтничном составе населения города, они назвают Багамойо «плавильным котлом»37. Книга заканчивается главой «Багамойо сегодня», в которой рассказывается о современной жизни города, его экономике, культурной жизни и пр.38
35. Ibid. Р. 38‒40.

36. Ibid. Р. 33.

37. Ibid. Р. 42‒45.

38. Ibid. Р. 46‒51.
45 В целом можно сказать, что эта книга – утверждение идентичности города Багамойо и его жителей, что дает право отнести ее к постколониальной библиотеке. Не случайно помимо хрестоматийной трактовки названия города «оставь свое сердце» (в смысле «оставь надежду, ты попал в рабство и тебя никто не спасет») предлагается другая – «успокой свое сердце, все трудное осталось позади»39.
39. Ibid. Р. 4.
46 Заодно отмечу еще одну черту, которую, видимо, можно также считать в ряде случаев присущей книгам такого рода – они могут создаваться в сотрудничестве с европейцами, при наличии некоего единомыслия. В данном конкретном случае по косвенным данным можно предположить, что второй соавтор – миссионер немецкого происхождения, также житель Багамойо.
47 Классик танзанийской национальной историографии Исариа Кимамбо, о котором в коллективном труде «Историческая наука в странах Африки» говорилось как о ярком представителе Дар-эс-Саламской школы «Новой историографии»40 в соавторстве с танзанийским и американским коллегами выпустил в 2017 г. книгу «Новая история Танзании»41. Причем «новая» в данном случае означает заявку на новый взгляд. Книга эта сделана на основе курса истории Танзании, который профессор И. Кимамбо прочитал в Дар-эс-Саламском университете в 2002 г. Книга призвана заменить «классическую» «Историю Танзании», вышедшую еще в 1969 г. под редакцией того же И. Кимамбо и его коллеги, другого видного представителя Дар-эс-Саламской школы, возглавлявшего ее в то время А. Дж. Тему42. Уже в книге 1969 г., где перу Кимамбо принадлежали главы по доколониальной истории страны, он выступал против ряда постулатов «колониальной библиотеки», в частности хамитской теории и переоценки роли внешних влияний, «племенных исследований», которые он считал необходимым заменить региональными.
40. Историческая наука в странах Африки. М., 1979. С. 170.

41. Kimambo I.N., Maddox G.H., Nyanto S.S. A New History of Tanzania. Dar es Salaam, 2017.

42. A History of Tanzania / Eds. I.N. Kimambo and A.J. Temu. Nairobi, 1969.
48 Интересно, что в предисловиях нигде не говорится о существовании другой классической работы по истории страны – книги Джона Илиффе «Современная история Танганьики», вышедшей в Кембридже в 1979 г.43 В библиографии она, конечно, упоминается, и даже в тексте есть на нее ссылки. Между тем Дж. Илиффе также представитель Дар-эс-Саламской школы, его фундаментальный труд в 616 страниц переиздавался еще не раз в 1984, 1987, 1989 и 1994 гг. В его книге история Танганьики доводится до получения ею независимости в 1961 г. Илиффе, в свою очередь, в библиографии упоминает и книгу под редакцией Кимамбо и Тему и другие их публикации. В 2007 г. Илиффе выпустил объемный труд по истории всего Африканского континента44, на который также нет ссылки в книге Кимамбо с соавторами.
43. Iliffe J. A Modern History of Tanganyika. Cambridge, 1979.

44. Iliffe J. Africans. The History of a Continent. Cambridge, 2007.
49 Профессор Кимамбо в предисловии отмечает, что книга «значительно отличается от своей предшественницы»45. В ней история Танзании доводится до рубежа ХХI в., т. е. включает еще около четырех десятилетий, насыщенных сложными и противоречивыми событиями. Интересно, что история Занзибара в ней занимает очень небольшое место, а о занзибарской революции и объединении с Танганьикой говорится вкратце и в позитивном ключе46.
45. Kimambo I. N. Preface // A New History of Tanzania. P. XI.

46. A New History of Tanzania. P. 163.
50 В книге использованы многочисленные новые источники, обнаруженные за эти годы – археологические, лингвистические, устной традиции и пр. Авторы рассматривают историю страны в ее связях и взаимосвязях с внешним миром на всех ее этапах. Они пытаются по-новому взглянуть на антиколониальную борьбу, концепцию «уджамаа», правление президентов, сменивших у власти Дж. Ньерере. Последняя глава книги называется «От неоколониализма к глобализации», в ней авторы пытаются определить место страны в современном мире.
51 А во введении авторы подчеркивают, что их книга «сплетет человеческое измерение истории Танзании. Она основывается на расширяющихся исследованиях историков и других специалистов внутри страны и извне»47. И в заключительном разделе «Послесловие. Заметки об источниках и методике» говорится об исследователях, в центре внимания которых оказываются такие проблемы, как «либерализация экономики, многопартийная демократия, идеи расы, гражданства, политики»48.
47. Introduction // Ibid. P. 6.

48. Postscript: A Note on Sources and Methods // Ibid. P. 214.
52 Полагаю, идея авторов создать альтернативу предшествующей «Истории Танзании», которую также уже нельзя рассматривать как элемент «колониальной библиотеки», их стремление рассматривать историю страны в контексте глобальных проблем и современного постколониального дискурса в целом позволяют отнести эту книгу к постколониальной библиотеке.
53 Еще одним танзанийским автором, внесшим вклад в постколониальную библиотеку, является Лоренс Мбогони. Его книга «Аспекты колониальной истории Танзании» (2013 г., перепечатана в 2016 г.)49 - яркий пример смешения жанров, о чем пишет Т. М. Гавристова50. Это скорее сборник статей, в которых рассматриваются отдельные исторические проблемы. Среди них – имеющие общеисторическое значение - «цивилизаторская миссия» колониализма в Танганьике, работорговля на Занзибаре в колониальные времена. Рассматриваются и более частные, но мало исследованные проблемы здравоохранения на Занзибаре в колониальные времена, радиовещание и кинопроизводство в Танганьике. Некоторое проблемы, такие как, например, неумеренное употребление алкоголя, адюльтер и насилие в среде белых колониальных чиновников, браконьерство, рассматриваются как «кейз стадиз». Не обошлось и без истории занзибарской принцессы Сальме, дочери султана Сейда Саида, чей брак с гражданином Германии вызвал скандал, а его последствия чуть не сказались на колониальном разделе региона. Правда, эта история не нова, в частности я писал о ней еще в 2009 г.51
49. Mbogoni L. Aspects of Colonial Tanzania History. Dar es Salaam, 2016.

50. Гавристова Т.М. Указ. соч. С. 83.

51. Балезин А.С. Занзибарская принцесса из России, жительница Германии. Через гаремный скандал к схватке европейских держав // Под небом Африки моей. История, языки, культура народов Африки. Вып. 4. М., 2009. С. 84‒93.
54 В первой главе книги Л. Мбогони пишет: «В этом сборнике эссе я попытался исследовать воздействие колониализма и колониального управления на жизни и опыт как колонизаторов, так и колонизуемых в стране, известной сейчас как Танзания»52.
52. Mbogoni L. Op. cit. Р. 3.
55 Во многом пафос книги сводится как раз к критике «колонизаторов» с самых разных сторон. В частности, Мбогони пишет: «Основными носителями британской “цивилизаторской миссииˮ были прежде всего и в основном офицеры колониальных войск. От них ожидалось, что они будут вести примерную жизнь в соответствии с британскими нравами. Более того, предполагалось, что они не будут вести себя так, чтобы подрывать репутацию колониальных войск. Но наряду с офицерами колониальных войск любой белый человек должен был вести себя таким образом, чтобы не подрывать расовое превосходство европейцев в глазах колонизуемых»53.
53. Ibid. Р. 4.
56 Реальные случаи из жизни «цивилизаторов», приведенные в книге, как раз и призваны раз за разом опровергать этот тезис. Таким образом, книга Мбогони не просто написана с антиколониальных позиций. Она на ряде конкретных и достаточно локальных примеров показывает неблаговидность поведения британских колонизаторов в Танганьике и на Занзибаре.
57 Книга Л. Мбогони, как и книги И. Кимамбо с соавторами и И. Шивджи, вышла в Дар-эс-Саламском издательстве «Мкуки на ньота», специализирующемся на издании научной и научно-популярной литературы.
58 Следующие три книги – учебники истории для школ и колледжей, причем история Танзании рассматривается в них в более широком контексте восточноафриканского региона или даже всего Черного континента.
59 Издательство Дар-эс-Саламского университета под эгидой Института разработки программ по истории Восточной Африки в 1988 г. выпустило учебник для средних школ «Восточная Африка с 1850 г. до наших дней»54. Он написан большим коллективом авторов, преимущественно, если не исключительно, танзанийских, и презентуется как «вторая книги по истории для средних школ», т. е. является продолжением учебника, в котором изложена более ранняя история региона.
54. East Africa From 1850 to the Present. Dar es Salaam, 1988.
60 Книга написана с антиколониальных позиций, в разделах о колониализме в ней делается упор на колониальную эксплуатацию народов Восточной Африки. Даже в тех областях, где были достигнуты положительные результаты, подчеркиваются негативные аспекты. Так, например, строительство железных дорог способствовало упадку Багамойо и разрушению традиционных экономик55, колониальная система образования была ущербной и отвечала исключительно интересам развития колониальной экономики56 и т.п.
55. Ibid. Р. 60.

56. Ibid. Р. 70‒72.
61 Большое внимание уделяется формированию и эволюции антиколониализма в регионе – отдельно по каждой стране, включая и Занзибар. Несмотря на сжатость изложения, авторы не упустили ни одной важной детали, сопроводив рассказ интересными иллюстрациями.
62 Последний раздел учебника посвящен периоду независимости – за более чем 20 лет до момента написания книги. Союз Танганьики с Занзибаром рассматривается авторами в положительном ключе как «важный шаг в укреплении восточноафриканского единства»57.
57. Ibid. Р. 100.
63 Подводя итоги независимому развитию восточноафриканских стран, авторы отмечают три его важнейших черты. Первая – политическое, идеологическое и экономическое разнообразие трех восточноафриканских стран. Вторая – неоколониальная экономика, унаследованная при получении независимости, в частности привязанность к иностранному капиталу. А третья - реакционная сущность мелкой буржуазии, сменившей колонизаторов. По мнению авторов, «подлинная независимость может быть достигнута только путем отмены существующих внутренних производственных отношений и разрушения существующих связей с международным капиталом. Это может быть достигнуто только путем социалистической трансформации»58.
58. Ibid. Р. 113.
64 Книгу характеризует формационный подход к истории - в данном случае к истории восточноафриканского региона. В вводной главе повествуется, как он выглядел до 1850 г., авторы делят существовавшие там формы социальной организации на общинные, рабовладельческие и феодальные59.
59. Ibid. Р. 1‒8.
65 В 1992 г. издательство Дар-эс-Саламского университета выпустило, а в 1994 г. переиздало учебное пособие «Аспекты африканской истории. Восточная Африка», написанное выпускником и сотрудником Дар-эс-Саламского университета Г. Ньирендой60.
60. Nyirenda H.D. Aspects of African History. East Africa. Dar es Salaam, 1994.
66 Во введении автор настаивает, что учебники по истории Танзании должны быть написаны исключительно самими танзанийцами: «Никто за пределами Танзании не может написать историю для танзанийской молодежи. Поэтому я настаиваю, что мы не можем импортировать книги по истории из Европы. Не просто потому, что у нас не хватает иностранной валюты, а потому, что никто извне не может интерпретировать историю для самих танзанийцев. А это потому, что именно мы знаем философию нашего народа, наши программы и, что самое главное, наших школьников»61.
61. Ibid. P. V.
67 Уже на первых страницах книги автор, знакомя с основными категориями исторической науки (источники, датировки и пр.), вводит понятия «производительные силы» и «производственные отношения»62. Однако он выходит за рамки марксистской теории социально-экономических формаций, пишет о формировании вождеств у ряда народов региона и отличиях вождей от родовых старейшин63. Также в отличие от сторонников «пятичленки» он не называет государства Восточноафриканского Межозерья феодальными64.
62. Ibid. Р. 5‒6.

63. Ibid. Р. 18‒19.

64. Ibid. Р. 20‒23.
68 Автор начинает изложение истории восточноафриканского региона с самых древнейших времен, с каменного века. Подробно рассказывает об истории его заселения, исследует все волны миграции из разных частей континента. В нескольких главах он также рассматривает связи региона с другими частями света, ставя его в контекст мировой истории – тут и контакты со странами Индийского океана, и с Европой, и с Новым светом. Подробно анализирует реакцию африканцев на колониальное проникновение европейских держав, акцентируя внимание на антиколониальном сопротивлении. Вкратце, на двух страницах, говорит и о сотрудничестве африканцев с колониальными властями, называя его при этом «пассивным сопротивлением»65.
65. Ibid. Р. 58.
69 В центре внимания автора – антиколониальная борьба - пресловутый «африканский национализм». Это, пишет Г. Ньиренда, «очень важное движение в Восточной Африке, потому что оно привело к независимости эти страны». Он определяет национализм как «выражение национального самосознания», «результат понимания народом колониальной эксплуатации и угнетения», «то же самое, что антиколониализм или борьба за самоуправление»66. И далее на без малого 30 страницах он рассматривает антиколониальную борьбу отдельно в Кении, Уганде, Танганьике и на Занзибаре вплоть до получения независимости. Причем, заканчивая книгу строками о занзибарской революции, он умудряется не упомянуть имя А. Каруме: «Революцию возглавила маленькая, но хорошо вооруженная группа. Власть захватила партия Афро-Ширази»67. При этом в предыдущих разделах нашлось место для лидеров «национализма» - Дж. Кениатты, А.М. Обете и Дж. Ньерере.
66. Ibid. Р. 70.

67. Ibid. Р. 96‒97.
70 Таким образом, этот учебник, также написанный с антиколониальных позиций, демонстрирует отход от формационной теории, но не лишен влияния политической конъюнктуры.
71 Однако учебник «Понимая историю Африки», изданный в Танзании почти четверть века спустя, вновь демонстрирует формационный подход к истории, который, как известно, уже давно считается большинством африканистов непродуктивным в воссоздании прошлого народов Черного континента. Его авторы – два молодых танзанийца Дж. Бигирвамунгу и С. Деогратиас68. Базирующийся на новой программе 2010 г. для исторических отделений колледжей, он освещает историю Африканского континента с доколониальных времен до обретения независимости.
68. Bigirwamungu J., Deogratias S. Understanding African History. Dar es Salaam, 2015.
72 Уже на первых страницах книги заявлен решительный отход от европоцентризма: «Африканские общества были способны контролировать и управлять окружающей средой и развиваться в культурной, экономической, технологической и политической сферах и до прихода колонизаторов»69.
69. Ibid. P. XVIII.
73 Критике европоцентристского взгляда на историю Африки посвящены целых шесть страниц книги, причем упоминаются даже античные авторы. Показана также роль афроцентристского взгляда на историю Черного континента как ответной реакции. О европейских исследованиях послевоенного периода авторы пишут, что в них история Африки иногда по незнанию, но чаще намеренно была «замаскирована, искажена и изуродована»70.
70. Ibid. P. ХХVI.
74 Свою задачу молодые танзанийские историки видят в «представлении африканской истории в ее полноте, объективно и точно»71. Такая реконструкция, подчеркивают они, должна проводится с использованием местных источников, уникальных для Африки – устной традиции, археологических источников, письменных документов, данных исторической лингвистики и антропологии72.
71. Ibid. P. XVIII.

72. Ibid. P. ХХVI.
75 Не могу отказать себе в удовольствии вспомнить тут первую коллективную монографию нашего Центра африканских исследований в Институте всеобщей истории РАН (тогда сектора истории Африки) «Источниковедение африканской истории», вышедшую в далеком 1977 г. В предисловии к ней подчеркивалось: «Действительно адекватная картина исторического прошлого народов Африки может быть восстановлена лишь при широком использовании всех типов и видов источников, созданных на месте самими этими народами»73.
73. Источниковедение африканской истории. М., 1977. С. 5.
76 Авторы учебника, «понимая историю Африки», стараются показать историю континента и своей страны, независимому периоду которой посвящен отдельный большой (до четверти объема книги) раздел, в связях и взаимосвязях с внешним миром. В частности, в ней есть такие главы, как «Люди африканского происхождения в Новом свете», «Влияние внешних сил и подъем национализма». Авторы большое внимание уделяют проблемам образования в доколониальные времена, колониальный период и в независимой стране.
77 В то же время, демонстрируя стремление к отходу от старых концепций исторического развития, авторы остаются приверженцами марксистско-ленинских категорий и пресловутой «пятичленки». В первой главе они подробно объясняют понятие «производительные силы», «производственные отношения», «прибавочная стоимость», «классы» «способ производства», «общественная формация»74. При этом подчеркивают, что «к началу XIX в. большинство африканских обществ переживало общинный способ производства, другие находились на стадии феодального способа производства. Были также общества, имевшие черты как феодального, так и рабовладельческого способа производства».
74. Bigirwamungu J., Deogratias S. Op. cit. P. 1‒3.
78 «Марксистские положения о смене общественно-экономических формаций как о естественно-историческом процессе усвоили, правда с различной степною глубины», представители «социалистической ориентации» в африканской историографии, отмечал в 1990 г. по моде советских времен отечественный исследователь африканской историографии Д.П. Урсу75. Однако с тех пор многое изменилось в самой Танзании, а в изучении истории Африки стал превалировать цивилизационный подход. Полагаю, что в наши дни широкое тиражирование и внедрение в умы подрастающих поколений формационного подхода к истории Африки вызываeт сожаление.
75. Урсу Д.П. Историография истории Африки. М., 1990. С. 214.
79 В случае учебника 2016 г. мы имеем дело с той самой «попыткой соединить несоединимое», которую Т.М. Гавристова называет одной из характерных черт работ современных африканских исследователей, создающих «постколониальную библиотеку»76.
76. Гавристова Т.М. Указ. соч. С. 83.
80 Учебники по истории, написанные в Африке, на встрече экспертов ЮНЕСКО в 2009 г. получили такую характеристику: «В большинстве африканских стран немногие учебники по истории на самом деле соответствуют политической ориентации государств, в них все еще превалирует до некоторый степени европоцентризм. Более того, в последние годы проявилась опасная тенденция: создатели учебных программ в разных странах пытаются “национализироватьˮ историю, игнорируя общие корни и взаимодействие различных африканских культур и цивилизаций»77. Путь к преодолению этого явления международному сообществу видится в создании стереотипных учебников по истории на основе «Всеобщей истории Африки» ЮНЕСКО для всех стран Африканского союза78 .
77. Pedagogical Use of the General History of Africa. Expert Meeting. UNESCO Paris (Fontenoy, Room XIII) 16 and 17 March 2009. Concept Note. Paris, 2009. P. 3.

78. См. Балезин А.С. Африканские историки и «Всеобщая история Африки» ЮНЕСКО // Африка. История и историки / Под ред. А.Б. Давидсона. М., 2014. С. 328‒337.
81 К чести танзанийских авторов к их учебникам из этих упреков можно отнести в некоторой степени лишь политическую ангажированность, иногда даже идущую вразрез с официальными установками. Однако они резко выступают против европоцентризма и пытаются рассматривать историю своей страны во взаимосвязях с процессами, происходящими во всем восточноафриканском регионе и в целом на континенте и даже за его пределами. Внимание к различным аспектам доколониальной истории, эксплуататорской сущности колониализма, истокам, этапам и формам антиколониальной борьбы позволяет отнести эти книги к постколониальной библиотеке.
82 Таким образом, полагаю, рассмотренные здесь книги последних трех десятилетий, созданные танзанийскими историками, являются несомненным вкладом в постколониальную библиотеку. Написанные разными поколениями, они значительно расширяют представления об истории Танзании за счет привлечения новых источников, расширения круга изучаемых проблем, рассмотрения истории одной африканской страны во взаимоотношениях с внешним миром. Для всех характерна жесткая критика европоцентризма, поиск идентичности на различных уровнях, часто попытка совместить несовместимое. Охват материала может быть самым разнообразным – от фундаментальных исследований до локальных, от истории только Танганьики или только Занзибара до истории всего восточноафриканского региона и даже всего Африканского континента. Также присутствует разнообразие жанров – от глубоких научных исследований, рассчитанных на специалистов, до популярных изданий и школьных учебников. Все более разнообразной становится и тематика исследований.
83 Наблюдается определенное различие между книгами, написанными жителями материковой части страны и занзибарцами. Книги последних более политически ангажированы, причем главной болевой точной для них остается, даже спустя более полувека, объединение Занзибара с Танганьикой. Что касается танганьиканцев, то в учебниках для средних школ они тиражируют формационный подход к истории, практически отсутствующий в серьезных исследовательских работах.

Библиография

1. Африка: постколониальный дискурс. Тезисы докладов участников Всероссийской конференции 25‒26 июня 2020 года. Ярославль, 2020.

2. Балезин А.С. Занзибарская принцесса из России, жительница Германии. Через гаремный скандал к схватке европейских держав // Под небом Африки моей. История, языки, культура народов Африки. Вып. 4. М., 2009. С. 84‒93.

3. Балезин А.С. Африканские историки и «Всеобщая история Африки» ЮНЕСКО // Африка. История и историки / Под ред. А. Б. Давидсона. М., 2014. С. 328‒337.

4. Гавристова Т.М. Африка: «постколониальная библиотека» // Азия и Африка сегодня. 2020. № 3. С. 80‒85.

5. Историческая наука в странах Африки. М., 1979.

6. Источниковедение африканской истории. М., 1977.

7. Урсу Д.П. Историография истории Африки. М., 1990.

8. Bigirwamungu J., Deogratias S. Understanding African History. Dar es Salaam, 2015.

9. Сhuo cha CCM Kivukoni. Dar es Salaam. Tanzania. 1981/82. Dar es Salaam, [s.a.].

10. Mohammed A.A. A Guide to a History of Zanzibar. Zanzibar, 2014.

11. East Africa From 1850 to the Present. Dar es Salaam, 1988.

12. The History and Conservation of Zanzibar Stone Town / Ed. A. Sheriff. London, 1995.

13. A History of Tanzania / Eds. I.N. Kimambo and A.J. Temu. Nairobi, 1969.

14. Historia fupi ya Zanzibar. Kimehaririwa na K. S. Khamis na H. H. Omar. Zanzibar, 1994.

15. Iliffe J. A Modern History of Tanganyika. Cambridge, 1979.

16. Iliffe J. Africans. The History of a Continent. Cambridge, 2007.

17. Kajeri S. M., Henschel J. Bagamoyo:The Beauty at the Beach. Tabora, [s.a.].

18. Kimambo I.N., Maddox G.H., Nyanto S.S. A New History of Tanzania. Dar es Salaam, 2017.

19. Mbogoni L. Aspects of Colonial Tanzania History. Dar es Salaam, 2016.

20. Mrina B.F., Mattoke W.T. Mapambano ya ukombozi Zanzibar. Dar es Salaam, [s.a.].

21. Nyirenda H.D. Aspects of African History. East Africa. Dar es Salaam, 1994.

22. Pedagogical Use of the General History of Africa. Expert Meeting. UNESCO Paris (Fontenoy, Room XIII) 16 and 17 March 2009. Concept Note. Paris, 2009.

23. Shivji I.J. Pan-Africanism or Pragmatism? Lessons of Tanganyika-Zanzibar Union. Dar es Salaam, 2008.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести