Американские представители в СССР и судьба советской религиозной политики в начале Великой Отечественной войны. Из корреспонденции отца Леопольда Брауна 1941 года
Американские представители в СССР и судьба советской религиозной политики в начале Великой Отечественной войны. Из корреспонденции отца Леопольда Брауна 1941 года
Аннотация
Код статьи
S013038640024937-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Беглов Алексей Львович 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Фадеев Иван Андреевич
Выпуск
Страницы
207-227
Аннотация

В настоящей публикации вводятся в научный оборот четыре документа из архива Государственного секретариата Ватикана, в которых нашел отражение самый ранний этап американо-советских контактов периода Великой Отечественной войны, связанных с вопросом о религиозной свободе в СССР. Международный имидж Советского Союза как страны, где происходят целенаправленные гонения на религию, осенью 1941 г. стал для администрации президента Франклина Д. Рузвельта внутриполитической проблемой, поскольку ее попытки подключить СССР к программе ленд-лиза встретили сопротивление со стороны влиятельных религиозных кругов и особенно со стороны американских католиков. Эти обстоятельства заставили администрацию США стремиться, с одной стороны, заручится поддержкой Ватикана, а с другой – добиваться от советского руководства заявлений, которые бы подтвердили его приверженность принципу декларируемой в советском законодательстве религиозной свободы. При этом сам Рузвельт был убежден, что военный кризис заставит Советский Союз отказаться от прежней антирелигиозной политики. Эту точку зрения разделял и представитель Католической церкви в Москве американский ассумпционист о. Леопольд Браун. Как видно из публикуемых здесь писем, о. Браун был убежден, что американской администрации необходимо немедленно сделать самые энергичные шаги, чтобы добиться от советских лидеров гарантий религиозной свободы. Письма о. Брауна были направлены как в Вашингтон, так и в Ватикан и там прочитывались как подтверждение позиции американской стороны, призывавшей Святой Престол проявить гибкость по отношению к Советской России.

Ключевые слова
католическая церковь, Ватикан, Святой Престол, о. Леопольд Браун, дипломатическая корреспонденция, Пий XII, Франклин Д. Рузвельт, американо-советские отношения, СССР, религиозная политика, Вторая мировая война, США, внешняя политика, религиозная свобода, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, религиозная свобода.
Классификатор
Получено
09.02.2023
Дата публикации
26.06.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
275
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Вопрос о причинах и этапах изменения советской религиозной политики в ходе Второй мировой войны давно привлекает внимание исследователей1. При этом он остается дискуссионным. Историки по-прежнему не сходятся как в вопросе о моменте начала изменений этой политики, так и в вопросе об их причинах. Это обстоятельство обусловлено в том числе и тем, что они располагают относительно ограниченным кругом источников, освещающих с точки зрения религиозной политики начальный период Второй мировой и Великой Отечественной войны, т.е. до 1943 г., когда с созданием Совета по делам Русской православной церкви, а затем и Совета по делам религиозных культов круг источников заметно расширился.
1. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999; Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 1999; Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. М., 1999; Беглов А.Л. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. М., 2008; Его же. Международная деятельность Русской Православной Церкви в период «нового курса» в государственно-церковных отношениях. Основные этапы и кризисные явления // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11. № 4. С. 104–129; Одинцов М.И., Кочетова А.С. Конфессиональная политика в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 2014; Роккуччи А. Сталин и патриарх: православная церковь и советская власть, 1917–1958. М., 2016.
2 В историографии высказывается мнение, что на начальном этапе мировой войны определенную роль в эволюции советской религиозной политики играла позиция союзников СССР по антигитлеровской коалиции2, прежде всего США. Это мнение опирается на многочисленные свидетельства современников, которые, однако, не отличаются конкретностью3. Так, известный деятель советских спецслужб Павел Анатольевич Судоплатов писал в мемуарах: «Подготовленные нами материалы о патриотической позиции русской православной церкви, ее консолидирующей роли в набиравшем силу антифашистском движении славянских народов на Балканах и неофициальные зондажные просьбы Рузвельта улучшить политическое и правовое положение православной церкви, переданные через Гарримана4 Сталину, очевидно, убедили его пойти навстречу союзникам и вести по отношению к церкви менее жесткую политику. Сталин сделал неожиданный шаг: разрешил провести выборы патриарха русской православной церкви»5.
2. Васильева О.Ю. Указ. соч.; Беглов А.Л. Международная деятельность Русской Православной Церкви в период «нового курса» в государственно-церковных отношениях. Основные этапы и кризисные явления // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика право. 2018. Т. 11. № 4. С. 104–129. URL: >>>> (дата обращения: 03.03.2023).

3. Например, подобные слухи были широко распространены среди населения СССР и многократно фиксировались как сообщениями госбезопасности, так и партийных органов. См.: Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Сб. документов / сост. О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова. М., 2009. С. 205, 208, 214, 216–219, 221–222, 226, 234, 243, 381 и др.

4. Гарриман, Уильям Аверелл (1891–1986) – американский бизнесмен и дипломат. Представлял президента США и на Первой (29 сентября – 1 октября 1941 г.), и на Второй московской конференции (12–17 августа 1942 г.), был назначен Ф.Д. Рузвельтом пятым постом США в СССР (1943–1946). (Mayers D. The Great Patriotic War, FDR’s Embassy Moscow, and Soviet-US Relations // The International History Review. 2011. № 33 (2). P. 313, 315–325). См.: Беглов А.Л., Фадеев И.А. Судьба католического храма св. Людовика в Москве в освещении американского ассумпциониста // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 8 (106). URL: >>>> (дата обращения: 09.10.2022). DOI: 10.18254/S207987840016675-1

5. Судоплатов П. «Остаюсь единственным живым свидетелем...» // Молодая гвардия. 1995. № 5. С. 40.
3 Что это были за зондажи? В чем они заключались? Какие именно мотивы двигали американским руководством? В литературе в целом утвердилось мнение, что эти зондажи осени 1941 г., т.е. самого раннего периода американо-советских контактов периода Великой Отечественной войны, были мотивированы теми внутриполитическими осложнениями, которые возникли у администрации президента Франклина Д. Рузвельта в связи с ее попытками подключить СССР к программе ленд-лиза6. Первостепенную роль в отрицательном отношении американской общественности и законодателей к перспективам помощи Советскому Союзу играл его имидж последовательного гонителя религии. Причем особенно влиятельными критиками данных попыток администрации были представители католических кругов Соединенных Штатов, в том числе присутствовавшие в Конгрессе7.
6. Специальное внимание этой коллизии уделили американский исследователь С.М. Майнер и отечественный историк Б.А. Филиппов. Их описание американо-советских контактов осени 1941 г., связанных с религиозным вопросом, в силу не полностью пересекающейся источниковой базы дополняют друг друга. См.: Майнер С.М. Сталинская священная война. Религия, национализм и союзническая политика. 1941–1945. М., 2010. С. 289–303; Филиппов Б.А. Ф. Рузвельт, Пий XII, И. Сталин и проблема репутации СССР в годы Второй мировой войны // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II. История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 84–102.

7. Майнер С.М. Указ. соч. С. 295.
4 Задача смягчить позицию американских католиков в отношении СССР могла быть решена двумя способами. С одной стороны, речь шла о воздействии на их мнение со стороны авторитетных прелатов, а лучше всего самого папы Римского. С другой стороны, американская администрация пыталась добиться хоть каких-то заявлений Москвы, которые свидетельствовали бы о смягчении ее позиции в религиозном вопросе.
5 В начале сентября 1941 г. в Ватикан прибыл личный представитель президента Рузвельта Майрон Тейлор8. С собой он привез письмо президента, адресованное папе Пию XII. С.М. Майнер отмечает, что «это было самое прямое и решительное вмешательство президента Рузвельта в религиозный вопрос в том, что касается СССР»9. В письме президент указывал, что он считает, что «существует реальная возможность того, что в результате нынешнего конфликта Россия может признать свободу религии… что выживание России породит меньшую опасность для религии и человечества в целом, чем выживание германской формы диктатуры»10. Если бы эти аргументы президента оставили папу равнодушным, М. Тейлор должен был указать на то, что американские католики слишком категорично толкуют папскую энциклику Divini Redemptoris (1937)11, содержавшую осуждение «безбожного коммунизма», и не видят разницы между помощью русскому народу и большевистскому правительству. Папа Пий XII отказался выступать с особым заявлением, но американским католическим епископам за подписью помощника государственного секретаря Ватикана Доменико Тардини было направлено специальное письмо от 20 сентября 1941 г., в котором указывалось, что «папа ничего не имеет против русского народа»12, хотя и осуждает коммунизм. Это обращение позволило в определенной степени смягчить позицию американских католиков13.
8. Тейлор, Майрон Чарльз (1874–1959) – американский бизнесмен и дипломат. Являлся представителем США на Эвианской конференции (6–15 июля 1938 г. во Франции), а с 22 декабря 1939 по январь 1950 г. был личным представителем президентов Рузвельта и Трумэна при папе Пие XII.

9. Майнер С.М. Указ. соч. С. 296.

10. Там же.

11. Пий IX. Divini Redemptoris. О безбожном коммунизме. URL: >>>> (дата обращения: 26.03.2023).

12. Филиппов Б.А. Указ. соч. С. 91.

13. Майнер С.М. Указ. соч. С. 295–297; Филиппов Б.А. Ф. Указ. соч. С. 90–91.
6 Одновременно американское руководство поднимало этот вопрос в переговорах с советскими представителями, а затем и с высшими руководителями. 11–12 сентября Ф.Д. Рузвельт лично беседовал с советским послом К.А. Уманским14, среди прочего обратив его внимание на трудности, с которыми сталкивается его администрация из-за сопротивления католической общественности в вопросе об американской помощи СССР. Президент попросил – согласно записи беседы, сделанной его сотрудниками, – чтобы Москва «в течение нескольких ближайших дней прислала в Вашингтон какой-либо информационный материал о свободе религии» для создания «просветительского эффекта»15. Интересно, что в телеграмме советского посла в Москву этот момент его встречи с Рузвельтом описан в несколько иных выражениях. Уманский пишет, что президент попросил «в информации из СССР подчеркивать патриотическую позицию церкви в СССР»16.
14. Уманский, Константин Александрович (1902–1945) – полномочный представитель (1939–1941) и Чрезвычайный и Полномочный посол (1941–1941) СССР в США. Погиб в авиакатастрофе 25 января 1945 г.

15. Цит. по: Майнер С.М. Указ. соч. С. 298. С аналогичными запросами еще в июле 1941 г. к советским представителям обращались и английские власти. (Там же.)

16. Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941–1945. Документы и материалы: в 2-х т. Т. 1. 1941–1943. М., 1984. С. 108. Обратим внимание, что выражения, использованные К.А. Уманским, во многом совпадают с соответствующим выражением из приведенной выше цитаты из мемуаров П.А. Судоплатова.
7 Отметим, что западные лидеры уже не первый раз подталкивали советское руководство к пропагандистским демонстрациям, связанным с религией. Первый раз это произошло в 1930 г., когда лейбористское правительство Великобритании, по сути, подсказало советским лидерам идею организовать контрпропагандистскую кампанию, направленную против «крестового похода молитв» папы Пия XI. Ключевым элементом этой кампании стали заявления религиозных лидеров Советской России об отсутствии преследований на религиозной почве в СССР17.
17. Подробнее см.: Беглов А.Л. «Крестовый поход молитв» 1930 г. и реакция на него в СССР // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. T. 9. Вып. 4 (68). URL: >>>> (дата обращения: 03.03.2023).
8 Особенно остро необходимость некоего сигнала из Москвы, который улучшил бы имидж Советского Союза в религиозной сфере, в Вашингтоне почувствовали в начале октября 1941 г. 1 октября состоялась пресс-конференция Рузвельта. На ней, отвечая на вопрос о религиозной свободе в СССР, президент обратил внимание на права, декларированные в 124 статье советской Конституции (в ней говорилось о свободе «отправления религиозных культов» и антирелигиозной пропаганде). Американская общественность неоднозначно отреагировала на эту реплику; в адрес президента посыпались критические высказывания, его обвиняли в том, что он оправдывает Советский Союз и пытается скрыть правду о преследованиях религии в СССР. В этот момент в Москве находился представитель Ф.Д. Рузвельта А. Гарриман. Ему еще до отъезда из Америки было поручено добиться у советской стороны выступления, которое улучшило бы ее имидж и облегчило прохождение в Конгрессе законопроекта о военной помощи СССР. А. Гарриман, хотя и скептически смотрел на перспективы таких усилий, говорил об этом с И.В. Сталиным, В.М. Молотовым и К.А. Уманским18.
18. Майнер С.М. Указ. соч. С. 298–302.
9 Ожидавшееся американской стороной выступление последовало 4 октября 1941 г., когда заместитель наркома иностранных дел и заместитель председателя Совинформбюро С.А. Лозовский напомнил журналистам, что религиозная свобода гарантирована советскими законами. В своем заявлении он упомянул пресс-конференцию президента Рузвельта от 1 октября. Последний, впрочем, считал этот демарш недостаточным19. И хотя 28 октября 1941 г. правительство США взяло на себя обязательства предоставить помощь СССР по ленд-лизу, религиозные преследования в СССР продолжали портить репутацию советской стороны в глазах союзников.
19. Там же. С. 301–302.
10 При этом во время описываемых событий в Москве находился человек, который – как мы понимаем сегодня – непосредственным образом был включен в советско-американские отношения по религиозному вопросу. Это был настоятель московской католической церкви св. Людовика, американский ассумпционист о. Леопольд Браун, А.А.20 Его особый статус – представителя Святого Престола, члена американского дипломатического корпуса и человека, с 1934 г. воочию наблюдавшего особенности советской религиозной политики21, – позволял о. Брауну участвовать в выработке американской политики в отношении религиозного вопроса в СССР и оказывать определенное влияние на позицию Ватикана в этом вопросе. Публикуемые ниже документы из архива Государственного секретариата Ватикана проливают дополнительный свет именно на этот, самый ранний этап американо-советских контактов и на роль в них религиозного фактора.
20. Congregatio Augustinianorum ab Assumptione (абрев. А.А.) – Конгрегация августинцев Взятия в Небесную Славу Пресвятой Девы Марии, или ассумпционисты (от лат. assumptio — принятие, вознесение).

21. Об обстоятельствах назначения о. Брауна в Москву см.: Беглов А.Л., Фадеев И.А. Указ. соч.
11 Центральный документ этой подборки – письмо о. Брауна М. Тейлору. В самом начале этого документа о. Браун откликается на заявление президента на его пресс-конференции 1 октября. Католический священник интерпретирует высказывание Рузвельта таким образом, что это был необходимый демарш, призванный усыпить бдительность советской стороны, которая – в противном случае – могла воспринять зондажи о смягчении ее религиозной политики как неподобающее вмешательство в свои внутренние дела. Тем самым он оправдывает президента. Затем о. Браун подробно анализирует то, что, по его словам, «можно назвать советским религиозным кодексом», соглашаясь с тем, что формально советские законы действительно гарантируют свободу совести. Однако затем он рисует масштабную картину имевших место в реальности преследований, направленных на все религиозные группы, выражавшихся как в прямых репрессиях, так и в дискриминационном налогообложении, и в антирелигиозной пропаганде.
12 После этого он переходит к описанию ситуации, сложившейся после начала войны. О. Браун фиксирует начальный этап консультаций американских представителей в Москве и их советских визави, что имели место в сентябре и начале октября 1941 г., по поводу возможного заявления советских властей о свободе религии. Особый интерес в этом блоке его послания вызывает позиция о. Брауна относительно перспектив изменений советской антирелигиозной политики. Его позиция заметно выделяется на фоне аналогичных заявлений других представителей союзников. Так, еще в конце июля 1941 г. министерство информации Великобритании обратилось к английскому послу в Москве С. Криппсу с характерным запросом: «нет ли признаков народного религиозного возрождения?»22. Если ответ английского посла был очень сдержан и лишен оптимизма, то корреспонденция о. Брауна отличалась совсем иной интонацией. Он, как и посол, вспоминает о преследованиях, о которых знал и на собственном опыте, но также указывает, что «обращение к духовным ценностям» в условиях войны создает исключительно благоприятные условия для гарантированного изменения советской религиозной политики.
22. Майнер С.М. Указ. соч. С. 114–115; 289.
13 Примечательно, что о. Браун усматривает исток новых тенденций в политике советской власти, осознавшей необходимость поднять дух народа в ситуации кризиса. Он пишет: «Настойчивые призывы обращены к духовным ценностям!!! Мужество, стойкость, дух самопожертвования, упорство, патриотизм и другие подобные социальные добродетели проповедуются в попытке объединить дух решимости страны». Согласно его изложению, американские представители, прежде всего посол Л.А. Стейнхардт, только отреагировали на это замеченное ими изменение. О. Браун не обсуждает прагматических мотивов американской стороны. Для него как священника фиксация «нового курса» советской религиозной политики имеет самодовлеющую ценность. И хотя заявление заместителя наркома иностранных дел С.А. Лозовского скорее разочаровало о. Брауна, он был убежден, что наступил именно тот момент, когда союзники, прежде всего американцы, могут добиться от советского руководства изменения его прежней политики в отношении религии.
14 Нужно также иметь в виду, что внешнеполитическое ведомство США, которому о. Браун адресовал свои письма, побуждая его усилить нажим на руководство СССР с целью добиться от него гарантий религиозной свободы в Советской России, было не единственным адресатом этого послания. Предполагалось, что его письма станут известны и в Ватикане. Последний, несмотря на усилия президента Рузвельта, продолжал занимать осторожную, выжидательную позицию и не спешил менять свое отношение к СССР и религиозной политике его руководства. И в этом контексте письма о. Брауна должны были показать, что изменения советской религиозной политики возможны именно сейчас, они почти состоялись, необходимо лишь предпринять энергичные и согласованные усилия. Тем самым, оказавшись в Государственном секретариате Ватикана, письма Брауна прочитывались как подкрепляющие точку зрения на эту проблему американского руководства. Заключительный блок послания о. Брауна, по сути, согласуется с одной из главных мыслей послания президента Рузвельта папе Пию XII: «Думаю, существует реальная возможность того, что в результате нынешнего конфликта Россия может признать свободу религии»23. Впрочем, представители ватиканской дипломатии, как это видно из заключительного пассажа письма апостольского делегата в США А. Чиконьяни (№ 1), а также из проекта ответа ему (№ 4), продолжали занимать настороженную позицию. Ватикан ждал не заявлений советских представителей, а действий, которые указывали бы на реальное изменение политики советской стороны.
23. Цит. по: Там же. С. 296.
15 Четыре документа из архива Государственного секретариата Ватикана (Archivio Storico della Sezione per i Rapporti con gli Stati della Segreteria di Stato, Città del Vaticano. Fondo Affari Ecclesiastici Straordinari, далее – AA.EE.SS.), представленные ниже, публикуются впервые. Названия документов, а также все примечания к их текстам даны публикаторами.
16 № 1. СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО АПОСТОЛЬСКОГО ДЕЛЕГАТА В США А. ЧИКОНЬЯНИ ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЕКРЕТАРЮ ВАТИКАНА КАРДИНАЛУ Л. МАЛЬОНЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ О КОРРЕСПОНДЕНЦИИ ОТЦА Л. БРАУНА
17 Его Высокопреосвященству
18 господину кардиналу Луиджи Мальоне,
19 государственному секретарю
20 Святого Престола
21 3339 Массачусетс Авеню,
22 Вашингтон, округ Колумбия
23 11 ноября 1941
24 Ваше Высокопреосвященство24!
24. Мальоне, Луиджи (1877–1944) – куриальный кардинал, возведенный в кардинальное достоинство в 1935 г. Пием XI. В 1920 г. был рукоположен во епископа кардиналом Пьетро Гаспари (1852–1934), госсекретарем Святого Престола (1914–1930). Занимал пост апостольского нунция во Франции (1926–1938). В 1930 г. рукоположил во священники Ива Конгара (1904–1995) – доминиканца и участника подготовительной комиссии Второго Ватиканского собора (11 октября 1962 г. – 8 декабря 1965 г.). В 1938 г. был назначен префектом Священной конгрегации собора. Участвовал в конклаве 1939 г., избравшем кардинала Эудженио Пачелли папой Пием XII. Занимал пост государственного секретаря Святого Престола (1939–1944).
25 В дополнение к моему почтительному донесению № 1038/41 от 27 октября, в котором я направил Вашему Высокопреосвященству копию письма преподобного отца Леопольда Брауна, А.А., капеллана американских католиков в Москве, адресованного Е[го] П[превосходительству] г-ну Майрону Тейлору, имею честь передать Вашему Высокопреосвященству фотокопию другого письма, которое отец Браун сам направил г-ну Тейлору 5 октября. Он поручил мне сделать это, сообщив, что отправил копию Генеральному секретарю Государственного департамента достопочтенному Халлу25 (Приложение).
25. Халл, Корделл (1871–1955) – американский политик и лауреат Нобелевской премии (1945) за его роль в создании ООН. Был государственным секретарем в администрации президента Ф.Д. Рузвельта, занимая эту должность 11 лет (1933–1944).
26 Преподобный Браун рисует важную картину религиозной ситуации в Советской России.
27 Конституция СССР, обнародованная 5 декабря 1936 г., как заявил г-н Рузвельт, можно сказать, предоставляет свободу вероисповедания согласно статье 12426, основанной на Декрете Народных Комиссаров СССР от 23 января 1918 г.; Конституция 1936 г., подтверждая предыдущее законодательство, также сделала законной антирелигиозную пропаганду, которая уже всячески практикуется.
26. Статья 124: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами».
28 Однако, если оставить в стороне законодательство, реальность совершенно иная. Культовые здания закрываются и используются для иных целей; служителей религии преследуют, заставляют платить непомерные налоги под страхом прекратить их служение; таким образом их принуждают к бездействию, заключают в тюрьмы, ссылают; большинство из них умерло от тягот и лишений. Запрещены книги и предметы благочестия; больше нет Библии, Талмуда, Корана или любой другой книги, содержащей правила благочестия и религиозные наставления. В городах и сельской местности распространяются антирелигиозные, атеистические газеты, журналы, книги и пособия, а школьников заставляют подписываться на эти издания. Даже представителями правительства вышеупомянутая статья 124 трактуется в антирелигиозном ключе. С 1926 г. в России не было рукоположено ни одного католического священника. Перед лицом такой реальности совершенно неважно, есть ли тут или там несколько уцелевших служителей культа или несколько зданий, предназначенных для молитвы. Движение «безбожников» получило возможность свободно разрушать и всячески поощряется.
29 Германское вторжение, естественно, вызвало большую тревогу в СССР. Теперь звучит призыв к мужеству, стойкости, самопожертвованию; и признается, особенно после того, как г-н Рузвельт поднял этот вопрос, что религиозный элемент может принести немалую пользу внутри России и за ее пределами с государствами, которые сейчас помогают ей. Было допущено несколько упоминаний религии, а 5 октября в «Правде» появилось заявление комиссара Лозовского, которое воспроизводится в прилагаемом документе; в нем не так много сказано в пользу религии, но это немногое вызвало много комментариев в России27.
27. Опуская приложение, приведем некоторые выдержки из него: «Общественность Советского Союза с большим интересом ознакомилась с заявлением господина президента Рузвельта на пресс-конференции относительно свободы отправления религиозного культа в СССР. Господин президент точно указал на основные принципы Конституции СССР в вопросе о свободе отправления религиозного культа советскими гражданами... В СССР существует свобода отправления религиозного культа. Это значит, что каждый советский гражданин может исповедывать любую религию. Это вопрос совести и мировоззрения каждого гражданина... Религия – частное дело советских граждан, в которое государство не вмешивается и не считает нужным такое вмешательство...
30 Специальный посол г-н Гарриман, направленный господином президентом к российскому правительству около двух месяцев назад – и теперь вернувшийся в Соединенные Штаты, – и посол Стейнхардт28 (иудей), уже некоторое время представляющий Соединенные Штаты в Кремле, также обсудили вопрос религиозной свободы в России и вступили в тесный контакт с преподобным Брауном.
28. Стейнхардт, Лоуренс Адольф (1892–1950) – американский экономист, юрист и высокопоставленный дипломат Государственного департамента США, служивший послом в СССР в 1939–1941 гг.
31 Преподобный Браун, признавая, что такое нововведение вдохновлено скорее оппортунизмом, нежели другими побуждениями, считает это благоприятной возможностью предпринять шаги и оказать давление на российское правительство в пользу свободы совести и свободного вероисповедания и рекомендует уведомить Святой Престол о своем письме, здесь прилагаемом.
32 Правительство США, несомненно, делает все возможное, чтобы помочь России в борьбе с нацистским вторжением; и оно также могло бы использовать свой престиж, особенно в это время, в интересах религиозной свободы. Однако я считаю, что одними лишь рекомендациями многого не добиться точно так же, как ничего не принесло упоминание религии Рузвельтом в 1933 г. в разговоре с тогдашним министром иностранных дел Максимом Литвиновым при восстановлении дипломатических отношений между Соединенными Штатами Америки и Россией. Литвинов также заявил, что в России существует свобода вероисповедания. В эти самые дни он возвращается в Вашингтон в качестве посла СССР в этой республике, и его выбор считают прекрасным для интересов России.
33 В заключение я хотел бы выразить искреннюю благодарность за относящуюся ко мне информацию, которую я получаю регулярно и понимаю ее значение.
34 С поклоном лобзая Вашу мантию, повторно заверяю Вас в моем послушании и высочайшем почтении, в котором я с великим удовольствием укрепляюсь.
35 Вашего Высокопреосвященства
36 покорнейший, преданнейший, благодарнейший слуга,
37 Амлето Джованни Чиконьяни, А[постольский] Д[елегат]29
29. Чиконьяни, Амлето Джованни (1883–1973) – итальянский кардинал, возведенный в кардинальное достоинство в 1958 г. папой Иоанном XXIII. С 1933 по 1959 г. занимал пост апостольского делегата в США. Его брат Гаэтано Чиконьяни (1881–1962) был возведен в кардинальное достоинство в 1953 г. Пием XII и служил префектом Верховного Трибунала Апостольской Сигнатуры (высший суд в системе судопроизводства католической церкви) с 1954 по 1962 г. Так как каноническое право (канон 232, пар. 2, подпар. 3 Кодекса канонического права 1917 г.) запрещало возводить в кардинальское достоинство клириков, которые были родственниками живого кардинала первой или второй очереди, папе пришлось сделать для Амлето исключение. А. Чиконьяни занимал пост госсекретаря Святого Престола с 1961 по 1969 г., а также декана Коллегии кардиналов с 1972 г. и до смерти в 1973 г. О Кодексе канонического права 1917 г. см. подробнее: Фадеев И.А., Аникьев И.И. Кодекс канонического права 1917 года: кодификация и развитие канонического права Латинской церкви в первой половине XX века // Новая и новейшая история. 2021. № 4. С. 184–201. DOI: 10.31857/S013038640014890-7
38 AA.EE.SS. Pontificato: Pio XII. Parte I (1939–1948). Russia. Pos. 691B. Libertà religiosa. 1941–1947. Ff. 171–174. Машинопись. Подлинник на бланке апостольского делегата в США, язык оригинала – итальянский. На бланке машинописью номер: «1092/41» и тема: «Lettera di P. Braun» («Письмо о. Брауна»). Подпись – автограф.
39 № 2. ПИСЬМО О. Л. БРАУНА ЛИЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ПРЕЗИДЕНТА РУЗВЕЛЬТА В ВАТИКАНЕ М. ТЕЙЛОРУ О НЕОБХОДИМОСТИ ДОБИВАТЬСЯ ИЗМЕНЕНИЯ СОВЕТСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ
40 Москва, СССР
41 5 октября 1941 г.
42 Достопочтенный Майрон Тейлор,
43 Государственный департамент,
44 Вашингтон, округ Колумбия
45 Уважаемый господин посол.
46 2 октября я имел честь обратиться к Вам через послов Стейнхардта и Гарримана по поводу религиозной ситуации в этой стране. Последние события побуждают меня обсудить этот вопрос более подробно и изложить в письменном виде детали, которых не было в моем письме к Вам от 2 октября.
47 Публичное заявление президента Рузвельта о религиозном статусе поляков в СССР и его последующее заявление, что советская Конституция предлагает религиозные гарантии, аналогичные тем, которые изложены в американской Конституции, стало мне известно при чтении «Правды» от 2 октября30 всего через несколько минут после того, как я имел честь обменяться мнениями именно на эту тему с послами Стейнхардтом и Гарриманом во время краткого пребывания последнего в Москве.
30. «Отвечая на вопросы представителей печати относительно положения поляков в Советском Союзе и, в частности, относительно предоставления им свободы отправления религиозного культа, Рузвельт заявил, что Советская Конституция гарантирует свободу вероисповедания наряду со свободой выступлений против религии. Гарантии Советской Конституции в отношении религии, заявил Рузвельт, аналогичны гарантиям, предоставляемым конституцией США. Рузвельт предложил корреспондентам ознакомиться со статьей 124 Советской Конституции». Выступление Рузвельта на пресс-конференции // Правда. 2.Х.1941. С. 3.
48 Если бы я не знал, что между нашим правительством и местными властями уже состоялись важные переговоры через посла Стейнхардта, то, несомненно, никто, кроме меня, не был бы более озадачен и буквально ошеломлен, прочитав такое огульное заявление, сделанное, особенно в это время, столь значительной фигурой, как наш президент. Еще до того, как я конфиденциально ознакомился с дипломатическими предпосылками, приведшими к этому высказыванию вселенского значения, я чувствовал, что, хотя при строгом рассмотрении фактов это заявление чрезвычайно усиливает юридическую истину, почти полностью подавленную и затертую до мертвой буквы практикой, у меня все же было ощущение, что это незаметно и очень ловко подготавливает путь к чему-то очень важному. Личные чувства всегда должны учитываться при взаимодействии с отдельными людьми, тем более при взаимодействии с группой людей, представляющих правительства, которые, в свою очередь, представляют целые нации! Поскольку к советскому правительству нужно было обратиться по религиозному вопросу, я предполагаю, что это заявление президента Рузвельта на пресс-конференции было использовано как шаг, нейтрализующий любое чувство восприимчивости со стороны СССР. В противном случае американское правительство можно было бы обвинить во вмешательстве во внутренние дела этой страны. Если это так, а я уверен, что это так, то большая часть шока, вызванного заявлением президента Рузвельта на пресс-конференции, поглощена подобными соображениями. Полагаю, господин посол, вы учитываете, что я живу в этой стране последние восемь лет.
49 Конституция СССР, на которую ссылался президент Рузвельт (ст. 124), была обнародована 5 декабря 1936 г. С 1918 г. и по настоящее время основы религиозного законодательства в СССР базируются на Декрете Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 г. Все законы религиозного характера, принятые с 1918 по 1929 г., были сведены в один Декрет (65 статей с многочисленными подпунктами) от 8 апреля 1929 г., утвержденный Всесоюзным Центральным Исполнительным Советом и Советом Народных Комиссаров. Кроме этих двух важных декретов, вспомогательные законы, инструкции, циркуляры с комментариями, касающиеся отделения церкви от государства и отделения школы от церкви, образуют то, что можно назвать советским религиозным кодексом (224 стр. 8-vo)31.
31. То есть 224 страницы формата In octavo.
50 Крайне важно отметить, что Конституция СССР 1936 г. не внесла существенных изменений в ранее действовавшее законодательство. Позитивный аспект свободы совести (права на вероисповедание) изначально содержался и был четко оговорен в Декретах 1918–1929 гг. и последующих. Негативный аспект свободы совести (право на антирелигиозную пропаганду) был практически единственным новым элементом, юридически включенным в Конституцию 1936 г., поскольку до этого времени он нигде не существовал, хотя уже давно применялся.
51 Опираясь на юридические тексты, у любого человека есть основания полагать, что на самом деле в этой стране с 1918 г. предоставлялась большая позитивная религиозная свобода. В самом деле, когда президент Рузвельт подчеркнул некоторые моменты религиозной свободы во время своих переговоров с тогдашним министром иностранных дел Литвиновым (нояб. 1930 г. во время переговоров об установлении дипломатических отношений с Советской Россией)32, г-н Литвинов в качестве доказательства того, что все эти права предоставляются и поддерживаются советским законодательством, ссылался именно на Декрет от 8 апреля 1929 г., среди прочего.
32. Речь идет о ряде писем, адресованных президентом США Ф.Д. Рузвельтом и народным комиссаром по иностранным делам СССР М.М. Литвиновым (1930–1939) друг другу 16 ноября 1933 г. В частности, в одном из них М.М. Литвинов подтверждает согласие правительства СССР «предоставлять гражданам Соединенных Штатов на территории Союза Советских Социалистических Республик следующие упомянутые Вами права:
52 Следовательно, любое честное и беспристрастное изучение таких правовых текстов, особенно сделанное на расстоянии, убедит любого, что советское законодательство действительно и искренне гарантировало свободу совести. На простом английском языке это означает, что верующим в Советском Союзе разрешено иметь свои церкви и свободно в них входить. Это означает, что верующие имеют право на духовное окормление, помощь и служение своего духовенства. Это значит, что ни один советский гражданин, желающий отправлять религиозные обряды, не может быть подвергнут наказанию, тюремному заключению или иному жестокому обращению за то, что у него есть Библия, молитвенник, святые образы, иконы и другие предметы, полезные для внешнего выражения его внутренних чувств. Все эти различные аспекты религиозного культа, взятые наугад, безусловно, гарантируются советским законодательством и Конституцией СССР.
53 Теперь необходимо изучить, в какой степени эти законы применяются на практике. На момент написания данного документа (окт. 5, 1941) все до единого представители католического духовенства в СССР были арестованы, заключены в тюрьму или высланы!!! Самые последние священники, чье присутствие некоторое время терпели, были арестованы в 1939 г. Тогда их оставалось всего десять или двенадцать. Все приходы (Кат[олические]) в Советском Союзе были расформированы и фактически закрыты к 1939 г., за исключением одной церкви в Ленинграде и одной в Москве. В стране не осталось ничего от четырех прежде существовавших католических епархий, в каждой из которых было от трех до четырехсот священников, не считая закрытых семинарий. С 1926 г. в Советской России не было совершено ни одного рукоположения католических священников! Апостольский администратор Беларуси о. Петр Авгло33 умер в тюрьме в Могилеве. Монсеньор Леонид Федоров34, админ. российских католиков восточного обряда, умер в ссылке в Кировске [так в оригинале] (бывшая Вятка). Администратор армяно-католиков был также сослан35, а все его священники и приходы на Кавказе и в Грузии были насильственно закрыты к 1938 г. Епископ Александр Фризон36 был расстрелян в Крыму в 1937 г. Епископ Варфоломей37 (Barthelemy) умер в тюрьме в Москве в 1935 г.
33. Авгло, Петр (Peter Awgƚo; 1861–1937) – католический священник. Арестован в 1923 г. по коллективному делу против католического духовенства во главе с архиепископом Яном Цепляком. В 1927 г. апостольский администратор Беларуси Болеслав Слоскан передал ему полномочия генерального викария. Расстрелян 27 августа 1937 г.

34. Федоров, Леонид (1879–1935) – видный деятель Католической церкви первой половины XX в., глава Апостольского экзархата католиков византийского обряда в России (1921–1935). Получив образование в иезуитской понтификальной коллегии в городе Ананьи, а также в понтификальной коллегии при Конгрегации пропаганды веры, в 1911 г. о. Леонид был рукоположен в священники. Он сразу стал одним из сподвижников митрополита Андрея Шептицкого – епископа и предстоятеля Украинской Греко-католической церкви, созвавшего в 1917 г. Первый и учредительный собор Российской Греко-католической церкви. В 1921 г. Шептицкий назначил Федорова экзархом русских католиков византийского обряда на территории Советской России. С 1923 г. и до своей кончины в 1935 г. о. Леонид провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. В 2001 г. папа Иоанн II причислил Федорова к лику блаженных Католической церкви. (Фадеев И.А., Шебалин Д.Д. «Правительство само регламентирует догматы Церкви так, как это ему кажется более выгодным...» Экзарх Л. Федоров о религиозной политике советской власти // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I. Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 110. DOI: 10.15382/sturI202195.109-122).

35. Речь идет о преподобном монсеньоре Саркисе Тер-Абрамяне (1868–1952), католическом священнике, назначенном апостольским администратором еще в 1905 г. Из-за преследований советской власти покинул Советский Союз и переехал в Италию в 1933 г., где был рукоположен во епископа.

36. Фризон, Александр (1875–1937) – католический епископ. 10 мая 1926 г. был тайно хиратонисан во епископа (вместе с другим священником Болеславом Слосканом) в церкви св. Людовика Французского (Москва) епископом Мишелем Д’Эрбиньи (1880–1957) и назначен апостольским администратором Одессы. Расстрелян в июне 1937 г.

37. Варфоломей (Ремов) (1888–1935) – архиепископ Русской православной церкви, который, по некоторым данным, был тайно принят в общение католической церкви и назначен викарием апостольского администратора в Москве для католиков восточного обряда; расстрелян в 1935 г. Вопрос о его переходе в Католическую церковь остается дискуссионным. См.: Осипова И.И. «В язвах своих сокрой меня...». М., 1996. С. 37–38; [Беглов А.] Жизненный путь архиепископа Варфоломея // Альфа и Омега. 1998. № 4 (18). С. 119–129.
54 Против воли верующих и после уплаты непомерных налогов церкви насильственно закрывались и превращались в гаражи, склады, швейные мастерские, кинотеатры, рестораны и т.д.
55 Евангелическое духовенство (лютеранское) оказалось не в лучшем положении здесь, в столице, и особенно в Одесской области и Поволжье, где их многочисленные церкви были закрыты все до одной. В 1934 г. семь лютеранских пасторов были приговорены к смертной казни за то, что посылали имена нуждающихся семей в иностранные общества, официально обозначенные с местного разрешения как благотворительные центры. (Торгсин – и Красный Крест).
56 Синагоги оставались в основном нетронутыми до 1938 г., когда одна за другой, в основном в Белорусси и в Украине, они были закрыты. Некоторые из них до сих пор открыты.
57 Атеистические агитаторы и пропагандисты, официально направленные и оплачиваемые советским правительством для убеждения дальневосточных мусульман в бесполезности молитвы Аллаху, подвергались жестокому обращению. Во многих случаях агитаторы, пытавшиеся добиться закрытия мечетей, подвергались насильственной смерти от рук разъяренных мусульман. Об этих событиях почти ничего не было опубликовано, но Ярославский38 (руководитель движения безбожников) сразу же предложил агитаторам изменить методы пропаганды.
38. Ярославский, Емельян Михайлович (настоящее имя – Миней Израильевич Губельман; 1878–1943) – председатель «Союза воинствующих безбожников», существовавшего с 1925 по 1947 г., и Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б), функционировавшей с 1922 по 1929 г.
58 В бесчисленных местах, где церкви были закрыты, верующие собирались для молитвы в частных домах или же, как это происходит и сейчас, на кладбищах для совместного богослужения. Этот метод использовался как христианами, так и иудеями (Israelites), и мусульманами. Здесь, в Москве, баптистам уже много лет не разрешают иметь официальное место для богослужений39. Они вынуждены собираться в разных местах, никогда дважды в одном и том же, настолько хорошо применяется свобода, предоставленная Конституцией. Православная вера, конечно, пострадала в первую очередь и в неописуемых масштабах. От ее многочисленной иерархии почти ничего не осталось: один митрополит в Ленинграде и один в Москве40. Их любимый Патриарх Тихон погиб в руках ГПУ41. В Москве есть еще один митрополит, но он принадлежит к той, что официально называется Обновленческой православной церковью, в то время как истинные православные верующие обычно называют ее Красной церковью42, поскольку правительство оказывало ей определенную поддержку до тех пор, пока она могла вредить почтенному старому митрополиту, собор которого был взорван два года назад43. Та часть православного вероисповедания, которая известна как старообрядцы, больше не существует самостоятельно, поскольку не так давно они объединились с Православными (Pravoslavni) (истинно православными)44.
39. У баптистов в Москве действительно не было ни одного зарегистрированного помещения начиная с 1935 г., когда был ликвидирован Союз баптистов и изъято последнее молитвенное помещение. См.: Белякова Н.А., Клюева В.П. «Квартирный вопрос только испортил их...»: о конфликте вокруг одного молитвенного помещения в Москве // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2016. T. 7. Вып. 9 (53). URL: >>>> (дата обращения: 03.03.2023). DOI: 10.18254/S0001855-9-1

40. К началу Второй мировой войны иерархия Российской православной церкви состояла из четырех архиереев, занимавших свои кафедры: митрополитов Московского и Ленинградского и двух викарных архиепископов. На свободе оставались еще несколько епископов, которых власти не позволяли назначить на вакантные кафедры; они совершали богослужения как настоятели храмов. В 1939–1941 гг., после присоединения к СССР новых территорий, согласно пакту Молотова – Риббентропа, в состав Российской церкви вошел ряд православных иерархов новоприсоединенных территорий. См.: Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 254–262.

41. Патриарх Российской православной церкви Тихон (Белавин) (1865–1925, патриарх в 1917–1925 гг.) по официальной версии скончался от болезни сердца. Между тем после его кончины циркулировали устойчивые слухи о насильственном характере его смерти, которые и воспроизводит о. Браун. Определенным основанием для них были покушения на его жизнь, имевшие место в предшествующие годы.

42. Обновленческое движение в Русской церкви было инспирировано властями в 1922 г. с целью раскола патриаршей церкви. К 1941 г. официально именовалось – Православная церковь в СССР. Закончило свое существование во второй половине 1940-х годов.

43. Имеются в виду патриарший местоблюститель Российской православной церкви митрополит Сергий (Страгородский) (1867–1944) и Богоявленский собор в Дорогомилове, взорванный в 1938 г. До своего разрушения этот храм был кафедральным собором патриаршей церкви.

44. Не вполне ясно, что имеет в виду о. Браун. Возможно, в этой фразе отразились слухи о вступлении в 1925 г. в общение с беглопоповским старообрядческим согласием епископа Андрея (Ухтомского), которое стороны трактовали по-разному: епископ Андрей – как «воссоединение» когда-то разделившихся церквей, а старообрядцы – как его присоединение к их организации, и о присоединении в 1923 г. к тому же согласию обновленческого епископа Николая (Позднева). В любом случае речь о прекращении самостоятельного существования старообрядческих церквей не шла.
59 По аналогии с католическим духовенством православные священники облагались колоссальными подоходными налогами. Вскоре наступил момент, когда они уже не могли их платить. Конечно, они отказались в силу крайней необходимости. Их церкви были закрыты вскоре после этого из-за отсутствия «служителя культа», как здесь официально именуют священников. С момента обнародования и повсеместной огласки Конституции не менее двадцати церквей только в Москве были осквернены и закрыты против воли верующих. С 5 декабря 1936 г. было прочитано бесчисленное количество лекций по толкованию статьи 124 Конституции. Одна из них, специально прочитанная Крыленко45, в то время генеральным прокурором, а затем «ликвидированным» по политическим причинам, не оставляла сомнений в том, как следует понимать статью 124. На лекции присутствовали два американца, которые слышали, как Крыленко сказал: «Какое дело советскому правительству до того, что верующие хотят хоронить своих умерших с соблюдением религиозных обрядов? Пусть они также хоронят картошку с соблюдением религиозных обрядов, если им так хочется». Обратите внимание, что это были слова официального представителя советского правительства.
45. Крыленко, Николай Васильевич (1885–1938) – советский государственный деятель, председатель Верховного суда СССР (1923–1924), прокурор РСФСР (1929–1931), народный комиссар юстиции РСФСР (1931–1936), народный комиссар СССР (1936–1938). Был государственным обвинителем по «Делу польских ксендзов». Незаконно репрессирован в 1938 г., расстрелян на полигоне «Коммунарка».
60 Только прошлым летом в маленькой подмосковной деревушке местному священнику, почтенному и святому старцу, было предложено заплатить 54 000 (пятьдесят четыре тысячи) рублей подоходного налога! Конечно, бедняга не смог этого сделать и ушел по собственному желанию, чтобы не попасть в тюрьму. Естественно, церковь была быстро закрыта.
61 Все помнят слова Сталина, что дети не должны отвечать за преступления своих родителей46. Эти слова прозвучали и после принятия Конституции. В Москве есть десятки священников, чьи сыновья и дочери не имеют никакого продвижения по службе, для них закрыта та или иная карьера только потому, что их отцы – slouzhiteli koulta («служители культа»). Это относится и к лютеранскому духовенству.
46. Очевидно, о. Браун вспоминает реплику Сталина на Всесоюзном совещании передовых комбайнеров и комбайнерок 1 декабря 1935 г., когда в ответ на слова одного из делегатов, что он «сын кулака», но будет «честно бороться за дело рабочих и крестьян и за построение социализма», Сталин произнес: «Сын за отца не отвечает» (Правда. 2.XII.1935).
62 Независимо от всего этого, мало кто понимает, что служитель культа (клирик, священник, раввин, мулла и т.д.) по закону должен платить подоходный налог в размере 40% от своего фактического дохода или дохода, который государственный инспектор по подоходному налогу просто считает или произвольно устанавливает, что он должен получать47. Это законодательство действовало до принятия Конституции и остается в силе.
47. Это предложение отчеркнуто на полях и к нему поставлен знак вопроса.
63 Вскоре после начала войны была закрыта красивая и исторически важная церковь недалеко от Москвы, а прямо в столице церковь св. Филиппа48, которую, хотя она и была большой и просторной, не могла вместить толпы прихожан, постигла та же участь только четыре недели назад. В обоих случаях очень ценные и достойные внимания иконы власти приказали сжечь. Никто из верующих не требовал закрытия этих церквей. Во многих случаях моральное давление, подкрепленное всевозможными угрозами, заставило членов церковных советов сложить свои полномочия. Когда не удавалось набрать необходимое по закону число, власти немедленно захватывали здание. С 1918 г. четыре православные духовные академии – Петроградская, Московская, Казанская и Киевская – были полностью подавлены и вынуждены прекратить свое существование. От Московской консистории, во главе которой ранее стоял митрополит Сергий, осталось только название, которое еще несколько месяцев назад было осмеяно и подло оклеветано в антирелигиозной газете Bezbozhnik («Атеист»), недавно подавленной-приостановленной или совсем упраздненной (точно никто не знает) из-за «отсутствия бумаги», как официально объяснил Лозовский49 на недавней пресс-конференции.
48. Речь, возможно, о церкви свт. Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской слободе, построенной в 1677 г. Закрыта советскими властями в 1939 г.

49. Речь, видимо, о Соломоне Абрамовиче Лозовском (1878–1952) – деятеле советского профсоюзного движения, заместителе (1939–1946) наркома иностранных дел, председателе Совинформбюро (1946–1947). Расстрелян в 1952 г.
64 Антирелигиозные газеты, рецензии, памфлеты, книги и справочники, тщательно игнорируемые населением, были навязаны читательским клубам, школам и библиотекам. Поскольку никто не проявлял интереса, подписка стала обязательной. Школьников регулярно приводят на организованные лекции в антирелигиозные музеи не только в Москве и Ленинграде, но и повсюду в Советском Союзе, независимо от того, хотят они их посещать или нет. Юношей и девушек учат шпионить за своими товарищами, которые осмелятся пойти в церковь. Таким людям, посещающим церковь, приписываются особые черты под рубрикой: «социальные характеристики». Однако всегда стараются не наказывать студента открыто по религиозным причинам, поскольку в Советском Союзе нет преследований по религиозным мотивам.
65 Никаких публикаций религиозного характера в Советском Союзе не было уже много лет. Примерно в 1926 г. полностью прекратился выпуск агонизировавшего ежемесячного журнала православной церкви, сократившегося к тому времени до жалкого четырехстраничного бюллетеня50. С 1918 г. в России нигде нельзя купить ни Библию, ни Талмуд, ни Коран, ни какую-либо религиозную книгу, за исключением, может быть, государственных антикварных магазинов, где такие книги можно купить по высокой цене как диковинные предметы. С другой стороны, базарные и уличные торговцы заворачивают свои товары, рыбу, овощи и мясо в листы, вырванные из религиозных фолиантов и даже рукописей!!!
50. Сведения, которые приводит здесь о. Браун не вполне точны. В 1920-е годы в РСФСР и УССР выходило несколько десятков церковных периодических изданий, выпускавшихся обновленческими группами. До 1931 г. выходил центральный орган обновленческой церкви «Вестник Священного синода Православных церквей в СССР» (до 1928 г. он именовался «Вестник Священного Синода Православной российской церкви»). В 1931–1935 гг. выходил официальный орган Российской православной церкви Московского патриархата «Журнал Московской патриархии», единственное церковное издание этого периода. Хотя журнал был заявлен как ежемесячный, он выходил с более редкой периодичностью. Его объем колебался от 8 до 14 страниц, включая печатавшийся здесь же церковный календарь на ближайшие месяцы. См.: Полищук Е.С. «Журнал Московской патриархии» // Православная энциклопедия. Т. 19. Ефесянам послание – Зверев. М., 2008. С. 396–398.
66 Ныне страну постигло страшное бедствие. Настало время, когда ее лидеры должны обратиться не только к материальному энергопроизводству – интенсификации промышленности и освоению природных ресурсов. Все это совершенно необходимо, но настойчивые призывы обращены к духовным ценностям!!! Мужество, стойкость, дух самопожертвования, упорство, патриотизм и другие подобные социальные добродетели проповедуются в попытке объединить дух решимости страны.
67 Посол Стейнхардт быстро заметил этот психологический поворот. Он задолго до этого понял, насколько велико будет влияние религии, если внутренние духовные убеждения верующих получат, наконец, возможность проявляться нормально, без ограничений. Несколько признаков привели его к выводу, что настало время добиться от местного правительства какой-либо важной декларации, касающейся вопроса религии. Четыре месяца назад посол Стейнхардт высказал свое мнение, но тогда было мало надежд на то, что он удостоится хотя бы приемлемого слушания. Совсем недавно американской даме разрешили сделать фотографии исключительно церковного характера, что было совершенно неслыханно51. Более того, по предложению посла эти фотографии были переданы в местную цензуру с целью их дальнейшей отправки (в США. – А.Б., И.Ф.). После трехдневной задержки вся партия была пропущена и официально одобрена.
51. Речь идет об известном американском фотографе-документалисте, корреспонденте журнала Life Маргарет Бурк-Уайт (1904–1971), ставшей первым иностранным фотографом, допущенным в Советский Союз для съемки объектов советской промышленности в период первой пятилетки. Свои впечатления от поездки 1930 г. она описала в книге A Look at Russia (1934). Несмотря на благожелательный тон в отношении Советского Союза, книга вызвала отрицательную реакцию у советских властей, поскольку в ней, как и в фотоработах Уайт, слишком много внимания было уделено образам простых советских людей. Несмотря на это, в 1941 г. ей было разрешено снова приехать в СССР, куда она прибыла в начале мая 1941 г. и где оставалась до октября 1941 г. Уже после начала Великой Отечественной войны Бурк-Уайт встречалась с советскими верующими, общалась с ними и делала их фотографии. В ее объектив попали епископы и священники Русской православной церкви, представители обновленческого движения, евангелический пастор, рядовые верующие. Фотографии 1941 г. были опубликованы в журнале Life, а затем в книге Shooting the Russian War (1942). Эта книга заслужила положительную оценку со стороны советских органов за «правильное представление роли и значения советского народа». См.: Майнер С.М. Указ. соч. С. 376–380; Johnson J. A “Russianesque Camera Artist”: Margaret Bourke-White’s American-Soviet Photography // Panorama. 2020. 6 (2). URL: >>>> (дата обращения: 26.03.2023).
68 Позже в беседе с Лозовским посол Стейнхардт умело поднял вопрос об этих фотографиях и спросил, означает ли это, что правительство более благосклонно относится к религии в этой стране. Лозовский, конечно, не был готов выступить с официальным заявлением и не посмел бы высказать свое личное мнение, что посол и попросил его сделать. Очевидно, его застали врасплох. К счастью, этот первый подход в конечном счете быстро перерос в солидное предложение, и советское правительство заявило через своего глашатая, что оно готово рассмотреть этот вопрос. (Я просто обязан отметить здесь, насколько искренне посол желает сделать что-то важное в интересах религии. Он сказал мне, что особенно обязан католической церкви в лице покойного кардинала Хейса52, который очень помог послу в прошлом.)
52. Хейс, Патрик Джозеф (1867–1938) – пятый архиепископ Нью-Йорка (1919–1938), ставший кардиналом в 1934 г. по решению папы Пия XI. В 1920 г. основал в своей архиепархии организацию Catholic Charities («Католические благотворительные организации»). Поддерживал Демократическую партию США. Высказывался в поддержку Франсиско Франко во время Гражданской войны в Испании.
69 Когда прибыл посол Гарриман, г-н Стейнхардт уже сумел расчистить поле для более прямых переговоров. Он рассказал Лозовскому, как дорог сердцу президента и всей американской нации вопрос о свободе вероисповедания. В Соединенных Штатах никто не сомневается в том, что Конституция что-то да значит. Впоследствии послы Стейнхардт и Гарриман обсуждали эту тему совместно и индивидуально с послом Уманским прямо в разгар конференции. Посол Стейнхардт рассчитывал, что благодаря тесным контактам г-на Уманского со Сталиным и Молотовым он сможет узнать от советского посла в Вашингтоне, что скажет сам Сталин по поводу официального правительственного заявления в пользу религии.
70 Именно в этот момент, 2 октября, меня срочно вызвали из церкви в 9.30 утра на встречу с послом Гарриманом. В тот день посол Стейнхардт сказал мне, что он убежден, что никогда не было более благоприятного времени, чем сейчас, чтобы попытаться прийти к какому-то соглашению с этим правительством. В ожидании разговора с г-ном Гарриманом посол Стейнхардт долго говорил со мной об этом вопросе, не раскрывая, однако, уже достигнутых продвинутых результатов. Я имел честь беседовать с г-ном Гарриманом в течение короткого времени, но успел убедительно объяснить ему, почему я сам считаю уместным поставить этот вопрос во время его присутствия здесь. Ясно, что я имел в виду предложение, посредством которого советское правительство могло бы прийти к соглашению с церковью в целом. Я упомянул о modus vivendi, но у меня не было времени рассказать мистеру Гарриману все, что я мог бы ему рассказать, если бы он не был так сильно ограничен во времени. В любом случае, я имел честь и исключительную возможность написать Вам, господин посол, и изложить суть моего предложения. Для связности изложения я позволяю себе присоединить к этому письму в форме меморандума содержание аргументов, которые я уже имел честь представить Вам.
71 В субботу днем (окт. 4) посол Стейнхардт очень охотно обсудил со мной вопрос о соглашении между советским правительством и Ватиканом и изложил мне всю историю дискуссии, представленную в этом длинном отчете. Он добавил, что ожидает визита г-на Уманского в пять часов, когда ему расскажут, как сам Сталин относится к идее прокламации.
72 В следующее воскресенье я прочитал заявление Лозовского для прессы, английский перевод которого (мой – не официальный) вместе с русским текстом, опубликованным в «Правде», прилагается53.
53. Приложение опущено нами.
73 Честно говоря, господин посол, я ожидал чего-то более волнующего душу и более прямого. Я ожидал чего-то такого, что дошло бы прямо до сердец верующих всех вероисповеданий, присутствующих здесь, чтобы воодушевить их. И вдохновить их, и дать им то, чего они так страстно ждали! Я имею в виду определенное и абсолютно убедительное заявление, в котором не осталось бы ни малейшей почвы для подозрений, сомнений или колебаний. Неужели я ожидал слишком многого? Возможно, это произойдет позже, но нельзя терять времени, чтобы убедить лидеров страны в том, что в интересах этой страны надо сделать это сейчас.
74 Совершенно справедливо, что президент должен быть ознакомлен с этим оперативным обзором. Могу ли я обратиться к Вам, господин посол, как к личному представителю президента Рузвельта в Ватикане с просьбой передать Святому Престолу содержание этого доклада. В моем распоряжении нет других средств для связи с моим церковным начальством и передачи ему жизненно интересующей его информации. Выражая мою горячую благодарность, в ожидании этой драгоценной услуги, я покорно прошу Вас передать мои глубокие чувства уважения президенту и прошу считать меня,
75 искренне Вашим
76 Леопольд Браун, A.A.
77 Капеллан американских католиков,
78 Апостольский администратор
79 AA.EE.SS. Pontificato: Pio XII. Parte I (1939–1948). Russia. Pos. 691B. Libertà religiosa. 1941–1947. Ff. 175–185. Машинопись. Подлинник, язык оригинала – английский. В верху первого листа рукописная помета по-итальянски: «Приложение к рапорту № 1092/41, 11 ноября 1941 года». Подпись – автограф.
80 № 3. МЕМОРАНДУМ О. Л. БРАУНА М. ТЕЙЛОРУ О НЕОБХОДИМОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА США К ПРАВИТЕЛЬСТВУ СССР С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ О ЗАКЛЮЧЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ, ГАРАНТИРУЮЩЕГО ПОДЛИННУЮ РЕЛИГИОЗНУЮ СВОБОДУ В СССР (2 октября 1941 г.)
81 МЕМОРАНДУМ
82 3 сентября «Правда» воспроизвела выдержки из выступления президента Рузвельта по радио и на этот раз позаботилась о том, чтобы не пропустить отрывок, где говорилось о религии. Это дало повод для многочисленных разговоров и комментариев. Несколько россиян сказали мне, что местное правительство чувствует себя крайне неловко, но в то же время оно видит необходимость воспроизведения этих слов, поскольку, когда вспыхнула война, открыто вспыхнула и вера этих жестко преследуемых верующих. Хотя оставшихся в Москве немногочисленных церквей скандально мало (24 – на все православное исповедание из прежних 454) для количества верующих, было очевидно, что Богу молятся с большим рвением и меньшим страхом, чем мы привыкли замечать до этого времени.
83 8 сентября, явно в ответ на слова президента Рузвельта, «Правда» дерзнула включить в свое воззвание ко всем женщинам мира заявление в пользу религии!!! Речь идет о следующем отрывке: «...Опьяненные кровью, орды фашистских варваров глумятся над религиозными чувствами женщин-католичек и протестанток, оскверняя храмы и грабя церковную утварь...»54 Это именно то, что это правительство делало с 1918 г. в массовом и тщательно организованном масштабе. Это заявление появилось на первой странице «Правды». Оно было передано по радио и распространено по всей стране. Это было самое первое официальное заявление в пользу религии, сделанное этим правительством. Оно вызвало здесь огромный резонанс. Может ли быть так, что это прошло незамеченным дома? Далеко идущее значение такого заявления не должно остаться незамеченным. И президент, и Черчилль с уважением и с глубоким чувством, я уверен, божественного ходатайства упоминали благословенное имя Бога в своих различных высказываниях, чего никогда бы не подумали сделать руководители этого местного правительства. Именно поэтому, а также потому, что они чувствуют, что земля уходит у них из-под ног, они повторили эти настроения, прекрасно понимая, насколько больше сочувствия и решительной энергии можно получить от американского и английского народов, а также от их собственного, если они выступят в поддержку религии. Затем 29 сентября «Правда» вновь адресовала себя в очередном воззвании к молодежи всего мира: «...независимо от различия расы, имущественного положения, религии и политических взглядов...»55.
54. Цит. по: К женщинам всего мира! // Правда. 8.IX.1941. С. 1.

55. Цит. по: К молодежи всего мира // Правда. 29.IX.1941. С. 1.
84 Ради Бога, чего мы ждем, чтобы поймать этих людей на слове, невзирая на оппортунистические намерения и их жалкие дьявольские методы в прошлом, чтобы бить по железу, пока оно горячо и мягко, и получить от них то, что они были бы готовы рассмотреть и предоставить прямо в эту минуту, а именно: modus vivendi с церковью. Именно это я и хотел обсудить с послом Гарриманом. Возможно, когда он прибудет в Вашингтон, у него еще будет время представить это предложение для надлежащего изучения.
85 О прошлой истории религии здесь я мог бы писать, кажется, бесконечно. Сейчас для этого нет времени. Если бы американское правительство могло самостоятельно или совместно с другими державами обратиться к российскому правительству и добиться такого соглашения, какую огромную радость это вызвало бы во всем мире, не говоря уже о бесчисленных толпах верующих в этой подвергшейся суровым испытаниям стране!
86 Посол Стейнхардт, с которым я имел честь обсуждать этот вопрос в ожидании беседы с г-ном Гарриманом, придерживается того же мнения и справедливо заметил, что этот вопрос, будучи внутренним, должен рассматриваться с особой осторожностью и предосторожностью. Но способ есть, и сейчас самое время действовать.
87 Леопольд Браун, A.A.
88 Москва, 2 октября 1941 г.
89 Капеллан американских католиков,
90 Апостольский администратор
91 AA.EE.SS. Pontificato: Pio XII. Parte I (1939–1948). Russia. Pos. 691B. Libertà religiosa. 1941–1947. Ff. 189–190. Машинопись. Подлинник, язык оригинала – английский. Подпись – автограф.
92 № 4. ПРОЕКТ ОТВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ ВАТИКАНА КАРДИНАЛА Л. МАЛЬОНЕ АПОСТОЛЬСКОМУ ДЕЛЕГАТУ В США А. ЧИКОНЬЯНИ НА ЕГО КОРРЕСПОНДЕНЦИЮ С ПИСЬМАМИ О. Л. БРАУНА56
56. На листе 194 того же дела – рукописный черновик более позднего проекта того же документа, который отличается прежде всего заключительным абзацем. Ниже в сносках указаны разночтения между двумя вариантами этого проекта. На настоящий момент затруднительно сказать, какой из проектов был направлен адресату.
93 ПРОЕКТ шифрованной депеши
94 Его Высокопреосвященству
95 Монсеньору Амлето Чиконьяни,
96 Апостольскому делегату
97 Вашингтон
98 15 февраля 194257
57. На листе 194 указана дата «17 февраля 1942», затем исправленная на «19 февраля 1942».
99 Только 5 числа этого месяца я получил уважаемый доклад Вашего Высокопреосвященства58 от 11 ноября 1941 г. и прилагаемое к нему письмо от преподобного отца Леопольда Брауна59.
58. На листе 194 далее написано «за № 1092/41».

59. Последующий текст на листе 194 читается так:
100 Я изучил оба документа с большим интересом; как хорошо замечает Ваше Высокопреосвященство, отец Браун дает важную картину религиозной ситуации в Советской России. В свете того, что говорит сам священнослужитель о переговорах двух американских послов с русским правительством, становится еще более очевидным, насколько малозначительным является заявление, сделанное комиссаром Лозовским 5 октября 1941 г., и насколько такое заявление не несет ничего нового.
101 Присутствие очень значительного числа поляков в России60 является хорошей возможностью для советского правительства продемонстрировать реальное изменение системы в отношении Религии; тем временем Святой Престол не может не придерживаться той линии поведения, о которой я говорил с Вами в ноябре прошлого года.
60. После начала Второй мировой войны на территории СССР находилось значительное число польских граждан – беженцев, интернированных военнослужащих польской армии и заключенных. Только на спецпоселениях в июле 1941 г. находилось около 400 тыс. человек. Из всех категорий польских граждан в июле–августе 1941 г. начала формироваться польская армия под командованием генерала В. Андерса, в судьбе которой активное участие принимали союзники СССР по антигитлеровской коалиции. Так польский фактор стал частью союзнической политики периода Великой Отечественной войны. См.: Майнер С.М. Указ. соч. С. 226–237.
102 Пользуюсь...61
61. Имеется в виду, «пользуюсь случаем выразить свое почтение…»
103 AA.EE.SS. Pontificato: Pio XII. Parte I (1939–1948). Russia. Pos. 691B. Libertà religiosa. 1941–1947. F. 195. Машинописный черновик, язык оригинала – итальянский. На полях – помета от руки: «Достаточно поблагодарить и вернуться к тому, что было сообщено [неразб.] нашим шифрованным письмом»62.
62. Авторы благодарят Е.С. Токареву за помощь с расшифровкой текста этого документа и уточнением перевода.

Библиография

1. [Беглов А.] Жизненный путь архиепископа Варфоломея // Альфа и Омега. 1998. № 4 (18). С. 119–129.

2. Беглов А.Л. «Крестовый поход молитв» 1930 г. и реакция на него в СССР // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. T. 9. Вып. 4 (68). URL: http://history.jes.su/s207987840002219-9-1 (дата обращения: 03.03.2023). DOI: 10.18254/S0002219-9-1

3. Беглов А.Л. Международная деятельность Русской Православной Церкви в период «нового курса» в государственно-церковных отношениях. Основные этапы и кризисные явления // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика право. 2018. Т. 11. № 4. С. 104–129. URL: https://doi.org/10.23932/2542-0240-2018-11-4-104-129 (дата обращения: 03.03.2023).

4. Беглов А.Л., Фадеев И.А. Судьба католического храма св. Людовика в Москве в освещении американского ассумпциониста // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 8 (106). URL: https:// history.jes.su/s207987840016675-1-1/ (дата обращения: 03.03.2023). DOI: 10.18254/S207987840016675-1

5. Белякова Н.А., Клюева В.П. «Квартирный вопрос только испортил их...»: о конфликте вокруг одного молитвенного помещения в Москве // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2016. T. 7. Вып 9 (53). URL: https://history.jes.su/s207987840001855-9-1/ (дата обращения: 26.03.2023). DOI: 10.18254/S0001855-9-1

6. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999.

7. Майнер С.М. Сталинская священная война. Религия, национализм и союзническая политика. 1941–1945. М., 2010.

8. Одинцов М.И., Кочетова А.С. Конфессиональная политика в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 2014.

9. Пий IX. Divini Redemptoris. О безбожном коммунизме. URL: https://library.unavoce.ru/divini_redemptoris.html (дата обращения: 26.03.2023).

10. Полищук Е.С. «Журнал Московской патриархии» // Православная энциклопедия. Т. 19. Ефесянам послание – Зверев. М., 2008. С. 396–398.

11. Роккуччи А. Сталин и патриарх: православная церковь и советская власть, 1917–1958. М., 2016.

12. Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941–1945. Документы и материалы: в 2-х т. Т. 1. 1941–1943. Т. 2. 1944–1945. М., 1984.

13. Судоплатов П. «Остаюсь единственным живым свидетелем...» // Молодая гвардия. 1995. № 5. С. 18–43.

14. Фадеев И.А., Аникьев И.И. Кодекс канонического права 1917 года: кодификация и развитие канонического права Латинской церкви в первой половине XX века // Новая и новейшая история. 2021. № 4. С. 184–201. DOI: 10.31857/S013038640014890-7

15. Фадеев И.А., Шебалин Д.Д. «Правительство само регламентирует догматы Церкви так, как это ему кажется более выгодным...» Экзарх Л. Федоров о религиозной политике советской власти // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I. Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 109–122. DOI: 10.15382/sturI202195.109–122

16. Филиппов Б.А. Ф. Рузвельт, Пий XII, И. Сталин и проблема репутации СССР в годы Второй мировой войны // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II. История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 84–102.

17. Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997.

18. Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. М., 1999.

19. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 1999.

20. Johnson J. A “Russianesque Camera Artist”: Margaret Bourke-White’s American-Soviet Photography // Panorama. 2020. 6 (2). URL: https://journalpanorama.org/article/re-reading-american-photographs/russianesque-camera-artist/ (дата обращения: 26.03.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести