- Код статьи
- S013038640025909-7-1
- DOI
- 10.31857/S013038640025909-7
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск 3
- Страницы
- 28-42
- Аннотация
Статья посвящена обзору историографии по проблеме создания Академии наук Азербайджанской ССР в 1920–1945 гг. В статье анализируются работы, посвященные основанию и первым годам работы Академии наук Азербайджана. Прослеживается становление национальной исторической науки, отмечается интерес исследователей к формированию академических учреждений. Статья охватывает работы отечественных, советских и зарубежных историков. Тему развития азербайджанской науки и становления Академии наук республики можно разделить на несколько относительно самостоятельных групп и условно выделить два периода историографии. Советский период со своими этапами: вторая половина 1920-х – первая половина 1950-х годов и вторая половина 1950-х – конец 1980-х годов; постсоветский – с начала 1990-х годов по настоящее время. В основу советской историографии легла коммунистическая методология. Для этих изданий характерно использование большого количества опубликованных документов и статистических материалов. Активно изучались проблемы развития науки, научной интеллигенции, научных кадров, научно-исследовательской работы; деятельность общественных организаций интеллигенции. Особое внимание уделялось системе партийно-государственного руководства наукой, политике в области ее организации, отношению к старой научной интеллигенции, анализировались состав научных работников и условия их деятельности, отмечались изменения в их общественно-политической позиции. В перестроечный и постсоветский период расширялась проблематика изучения истории организации науки в СССР, в научный оборот вводились новые документы, восстанавливались многие факты, события, имена, совершенствовалась методология и методика исследования. Постсоветская азербайджанская историография формирования и создания Академии наук, хотя и преемственна советской, однако во многом предлагает не только новые подходы к пониманию истории ее основания, но также и новую тематику исследований. Судя по количеству и качеству, временному диапазону, географии публикаций азербайджанских, российских и зарубежных историков, можно утверждать, что проблема истории науки, становления Академии наук республики является одним из важных направлений азербайджанской исторической науки.
- Ключевые слова
- историография, Азербайджан, Азербайджанская ССР, СССР, наука, научная политика, культурная революция, Национальная Академия наук Азербайджана, научные учреждения
- Дата публикации
- 26.06.2023
- Год выхода
- 2023
- Всего подписок
- 13
- Всего просмотров
- 277
ХХ столетие стало периодом глобальных перемен в политической, социально-экономической и культурной жизни азербайджанского общества. Эпоха оказала большое влияние и на становление, формирование, дальнейшее развитие научной мысли Азербайджана.
Важным аспектом изучения истории организации науки является история академической науки. Значимым событием для азербайджанского народа в первой половине ХХ столетия стало учреждение Национальной Академии наук Азербайджана (НАНА), которая прошла большой и славный путь развития. Ее история – подлинная летопись крупнейших научных открытий. С деятельностью НАНА неразрывно связаны становление и совершенствование азербайджанской науки, многие выдающиеся научно-технические достижения республики.
В условиях возрастающего значения науки во всех сферах жизни современного общества проблема изучения существующего опыта государственного руководства и управления научной сферой, научной государственной политики, взаимодействия власти и науки на различных этапах отечественной истории является актуальной задачей. Особый интерес вызывает изучение этого процесса в 1920–1945 гг., когда были заложены основы организации советской науки со всеми ее достоинствами и недостатками. Исторический опыт Академии наук Азербайджана позволяет проанализировать становление государственной системы организации науки в республике.
В апреле 1920 г. Азербайджан вступил на путь советизации, в жизни республики наступил новый период. Характерной чертой этой 70-летней эпохи было и вхождение республики в единую систему социалистического административного управления. Азербайджанская ССР превратилась в составную часть союзного государства, вместе с другими советскими республиками прошла все этапы строительства и упрочнения его системы, ощутила на себе ее несовершенства и вместе с тем использовала ее возможности.
Период 1920–1945 гг. в истории советского Азербайджана кажется не таким уж длительным, однако именно тогда произошли судьбоносные перемены, сыгравшие важную роль в жизни народа. Эти 25 лет в жизни не только республики, но и страны в целом оказались очень сложными, богатыми событиями, весьма противоречивыми, драматическими и вместе с тем позитивными. За первое двадцатилетие советской власти республика сделала большой скачок в социально-экономическом развитии, совершенствовалось сельское хозяйство, появились новые отрасли промышленности, перестраивалась вся жизнь азербайджанского общества. Страна превратилась из аграрной в индустриальную.
В Азербайджане была достигнута всеобщая грамотность населения, введено обязательное среднее образование, создана развитая сеть учебных заведений, вузов, научных учреждений, был подготовлен большой отряд местной высококвалифицированной научной интеллигенции по различным отраслям знаний. Начал формироваться богатый интеллектуальный потенциал. Несправедливо было бы отрицать подобные результаты1. При всех перипетиях и сложностях этого периода именно тогда рождалась новая советская культура – реальный исторический феномен, ставший значительным фактом отечественной и мировой культуры ХХ в.2
Интерес к данному хронологическому отрезку в истории организации научной деятельности объясняется его значением: он был по существу узловым для формирования всей будущей системы. Именно тогда были заложены теоретические и организационные основы государственной научной политики, сложились взаимоотношения между властью и учеными, наметились пути дальнейшего развития науки.
В годы советской власти научная мысль в Азербайджане развивалась как неотъемлемая часть истории советской науки. В политике Советского государства в сфере науки, в ее организации и системе управления с 1920 г. до конца Великой Отечественной войны в 1945 г. выделяется несколько основных, своеобразных, но взаимосвязанных хронологически этапов: поддержка науки и образования (1920–1929); «великий перелом» (1929); «культурная революция» (1929–1933), которая привела к созданию нового социалистического института – жестко регламентированной централизованной науки; «большой террор» (1936–1938) и военные годы, когда наука обрела беспрецедентно высокое политическое значение, превратившись в важнейший элемент победы. Эта периодизация позволяет увидеть эволюцию большевистского режима, разнообразные попытки советской власти выстроить свои отношения с наукой.
По темпам развития период с 1920 по 1945 г. для азербайджанской науки не имели себе равных во всей предшествовавшей истории. По существу, именно тогда сложилась организационная структура научного потенциала, были созданы научные общества, ассоциации, ячейки, научные учреждения различного профиля, первые органы их руководства и управления, оформились основные исследовательские интересы, а кафедры и лаборатории вузов стали первыми очагами научно-исследовательской работы и центрами подготовки научных кадров.
На современном этапе общественного развития, когда республика является независимым государством, остро встал вопрос об объективном научном анализе истории азербайджанской науки, коренного пересмотра устаревших схем и концепций, отказа от прежних стереотипов, которыми были засорены конъюнктурные исследования советского периода.
Превращение науки в ведущий фактор общественного прогресса усилило интерес к ее всестороннему исследованию. Причины, закономерности, тенденции современного развития не могут быть поняты без обращения к истории науки, становящейся сейчас самостоятельной отраслью знания. Увеличение историко-научных исследований, расширение и углубление их проблематики ставят на повестку дня разработку ряда методологических проблем осмысления накопленного опыта, обобщения имеющихся результатов, анализа источниковой базы. Такая необходимость возникает, например, в связи с постановкой задачи проведения фронтального исследования развития науки в Азербайджане в первой половине XX в.
Сложная и многогранная тема уже обросла широким кругом литературы, который можно разделить на несколько относительно самостоятельных групп и условно выделить два периода историографии: советский со своими этапами: вторая половина 1920 – первая половина 1950-х годов и вторая половина 1950 – конец 1980-х годов; постсоветский – с начала 1990-х годов по настоящее время.
До последнего времени изучение истории азербайджанской науки в 1920–1945 гг. не являлось объектом отдельного исследования и до сих пор не имеется ни одной крупной работы, целиком и полностью посвященной данной теме.
Важное значение для рассматриваемой темы имеют материалы по истории культуры, науки и образования. Первые публикации, рассказывающие о развитии культуры, становлении науки в Азербайджане, деятельности первых научных учреждений и вузов, проблеме подготовки научных работников, были предприняты еще в 20–40-х годах прошлого столетия. Многие из них в настоящее время стали библиографической редкостью3. Ввиду обилия, порою уникального систематизированного фактического материала, отсутствующего в официальных документах, большинство научных трудов 1920-х годов одновременно являются и ценным источником, и научной литературой по нашей теме – наследием, без которого трудно восстановить отдельные страницы истории науки того времени.
Общество обследования и изучения Азербайджана было образовано в 1923 г. Его деятельность протекала на фоне крупнейших общественно-политических катаклизмов и завершилась в 1932 г. слиянием его учреждений с Азербайджанским государственным научно-исследовательским институтом. Доподлинно восстановить его историю непросто, хотя основатели Общества с самого начала придавали большое значение вопросам историографии. Уже в первом номере «Известий Общества» была помещена статья А.Р. Зифельдта-Симумяги, посвященная истории создания Общества, его программе и уставу4. Следует отметить, что история Общества фактически не нашла отражение в исследовательской литературе по истории культурного строительства в Азербайджане, кроме кратких упоминаний. Идеологические запреты стали препятствием на пути изучения деятельности Общества, поскольку многие его создатели, участники и члены в 1930-е годы были репрессированы. Научный архив Общества бесследно исчез, в архивах республики сохранились лишь отдельные отчеты, материалы о деятельности некоторых русских ученых, переписка, бухгалтерские бумаги и тому подобные архивные документы, не раскрывающие полную картину развития науки в республике в 1923–1929 гг. Лишь в самые последние годы появились публикации, освещающие некоторые стороны деятельности Общества и отдельные вопросы, связанные с местом Общества в системе организации науки.
В первые годы советской власти, когда вопрос взаимоотношений науки с новым общественным строем был одним из самых сложных, накапливались ценные теоретические соображения и практические выводы о развитии интеллектуальных сил. Был издан широкий массив специализированной литературы, статистических материалов, сборников и справочников. На страницах периодической печати и научных изданий публиковались статьи, посвященные деятельности первых научных учреждений и вузов, проблемам подготовки научных кадров. Ранние работы имеют для современных ученых большой познавательный интерес, но требуют критического осмысления.
Вопросы развития азербайджанской науки и становления Академии наук республики вкратце изложены в ряде коллективных исторических работ5. Некоторые аспекты исследуемой темы нашли свое отражение в отдельном томе «Азербайджанской национальной энциклопедии», вышедшей в 2009 г., где содержатся очерки истории развития важнейших отраслей науки и техники с древнейших времен до настоящего времени. В них обозначены этапы становления и развития научных обществ и научно-исследовательских учреждений, отмечается роль вузов в развитии науки, кратко и в общих чертах освещаются такие малоизученные темы, как формирование азербайджанской научной интеллигенции в 1920–1930-е годы. Естественно, в обобщающих работах деятельность первых научных учреждений республики отражена сжато, а главное внимание уделено результатам их деятельности после 1945 г., когда возникла самостоятельная Академия наук республики.
Некоторые этапы деятельности Академии наук Азербайджана – ведущего центра науки в республике – и общие принципиальные моменты становления и развития науки затрагивались в широких монографических исследованиях по истории культурного строительства. В Азербайджане сложилась целая школа видных ученых, посвятивших свои исследования вопросам культурного строительства в республике. Среди них – М.Ю. Векилов6, Н.А. Пашаев7, А.М. Атакишиев8, Т.А. Мусаева9, В.М. Арзуманлы, И.К. Гассиев10 и др. Хотя их публикации несут на себе вполне понятную печать времени, они содержат большой фактический материал, выводы и обобщения, не утратившие своего значения и сегодня. История формирования и создания Академии наук республики в 1920–1945 гг. рассматривалась, как правило, в контексте общих вопросов традиционной проблематики исследований.
7. Пашаев Н.А. Очерки истории культурного строительства Советского Азербайджана. Баку, 1965; Его же. Победа культурной революции в Советском Азербайджане. М., 1976.
8. Атакишиев А.М. История Азербайджанского государственного университета. Баку, 1989.
9. Мусаева Т.А. Революция и народное образование в Азербайджане. Очерки истории развития народного образования в Азербайджане (1920–1940 годы). Баку, 1979; Ее же. Культура Азербайджана на рубеже эпох…
10. Арзуманлы В., Гассиев И. Азербайджанская республика и формирование тюркской интеллигенции в странах Центральной Азии и Северного Кавказа (1920–1937 гг.). Баку, 2000; Их же. Страницы азербайджано-российского сотрудничества в области науки и высшего образования (1920–1940-е годы). Баку, 2002.
Накопление источниковой базы по отдельным регионам страны позволило создать серьезные работы общесоюзного масштаба11. Значительное место истории организации советской науки отводится в работах по истории культуры советского общества, по истории интеллигенции. Становление и развитие Академии наук в российской историографии представляется наиболее изученной частью истории науки в России. Это объясняется не только огромной ее ролью в жизни русской науки, но и возникшей еще в XVIII в. традицией собирать и издавать материалы по истории академических исследований и организации работы Академии. Но обобщающие труды по истории Академии были изданы лишь в советское время. В первые годы советской власти этим занималась основанная в 1920-х годах при Академии Комиссия по истории знаний, возглавляемая академиком В.И. Вернадским, а с 1938 г. – созданная при Архиве АН СССР специальная Комиссия по истории Академии наук под председательством академика С.И. Вавилова.
Для советских изданий весьма характерно использование большого количества опубликованных документов и статистических материалов. Активно изучались проблемы развития науки, научной интеллигенции, научных кадров, научно-исследовательской работы; деятельность общественных организаций интеллигенции; организация науки в различных секторах и периодах развития советского общества. Особое внимание уделялось системе партийно-государственного руководства наукой, политике в области ее организации, отношению к старой научной интеллигенции, анализировались состав научных работников и условия их деятельности, отмечались изменения в их общественно-политической позиции12.
В перестроечный и постсоветский период расширялась проблематика изучения истории организации науки в СССР, в научный оборот вводились новые документы, восстанавливались многие факты, события, имена, совершенствовалась методология и методика исследования. В результате создавалась в целом более объемная, сложная и приближенная к исторической реальности картина научного строительства в СССР13. Среди многочисленных публикаций особо выделяются научной новизной, теоретическими обобщениями, богатством архивных источников и ценностью для изучения общей концепции процессов, происходивших в СССР в 1920–1940-е годы, книги специалиста в области философии естествознания и истории биологии, доктора философских наук Э.И. Колчинского, директора Санкт-Петербургского Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН14.
14. Колчинский Э.И. Философские проблемы биологии в СССР: 20-е – 60-е гг. Л., 1990; Его же. Научный Санкт-Петербург. Предварительные материалы к выпуску II. Биология в С.-Петербурге, 1703–2007. СПб., 2007; Его же. Наука и кризисы в ХХ веке: некоторые результаты сравнительного анализа // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. № 3. С. 141–149. Его же. Историко-научное сообщество в Ленинграде Санкт-Петербурге в 1950–2010 годы. Люди, традиции. СПб., 2013.
С конца 1950-х годов появился жанр «юбилейной» историографической литературы, обычно приуроченной к знаменательным датам. Такие работы, как правило, выходили к юбилейным датам Академии наук и научных учреждений и отмечали основные события, успехи и достижения их коллективов. После создания Академии наук Азербайджана в 1945 г. были опубликованы серии юбилейных работ15, освещающих историю развитии науки и историю Академии наук республики. Эти труды основаны на богатом фактическом материале, но носят описательный характер. Период 1920–1945 гг. в них едва затронут.
Развитию науки в советский период посвятил свое исследование академик Ю.Г. Мамедалиев16, известный азербайджанский химик, возглавлявший на протяжении многих лет АН Азербайджанской ССР. Монография отличается широтой охвата проблемы, содержательностью и фактологической насыщенностью. В ней обобщаются основные достижения отечественных ученых, содержатся сведения по развитию академических научных учреждений. Хотя этот труд не свободен от господствовавших тогда методологических стереотипов, тем не менее и сегодня не утратил историографической ценности и научной значимости. Однако исследуемый нами период рассмотрен фрагментарно.
Среди советских изданий особый интерес представляют сборники статей «Летопись науки в Азербайджане»17, где говорится об истории развития естествознания и техники в республике. Однако первая половина ХХ столетия представлена неполно.
Вопросы развития науки рассматривались и в специальных исследованиях первых лет советской власти, например в «Народном образовании в Азербайджане (1920–1927 гг.)»18. В книге раскрываются мероприятия правительства по реформированию народного образования и некоторые вопросы развития науки в республике. Несмотря на недостатки, она вплоть до начала войны 1941–1945 гг. оставалась единственной обобщающей работой, в которой приводятся данные по развитию науки в республике.
К 60-летнему юбилею НАНА приурочена монография Т.А. Мусаевой и А. Мамедова19, в которой в очень сжатой форме показаны основные вехи создания Национальной Академии наук Азербайджана и подготовка кадров научной интеллигенции республики. В работе Т. Мусаевой «Культура Азербайджана на рубеже эпох» о культурном строительстве в Азербайджане в 1920–1930-е годы исследуется в том числе и проблема развития науки в Азербайджане20. Однако в этом труде, как, впрочем, и в предыдущем, говорится о том, что «однобокая направленность научно-исследовательской деятельности Общества обследования и изучения Азербайджана главным образом была сориентирована на развитие гуманитарных наук»21. Изучая архивные материалы, мы пришли к выводу, что это утверждение ошибочно: в отличие от аналогичных научных обществ, организованных по Союзу и исследующих конкретные востоковедческие, гуманитарные или краеведческие проблемы, Общество обследования и изучения Азербайджана проводило огромную научно-исследовательскую работу по всем направлениям науки и жизни республики в целом, создало новые отрасли науки.
20. Мусаева Т. Культура Азербайджана на рубеже эпох (20–30-е годы ХХ столетия). Баку, 2005.
21. Там же. С. 200.
Для изучения истории Академии наук большое значение имеет анализ материалов по истории отдельных академических учреждений. В этих трудах исследуются причины появления того или иного подразделения в составе Академии наук, основные этапы развития и функционирования, особенности устройства, взаимодействие с другими подразделениями, затрагиваются проблемы распространения научных знаний и также рассматриваются вопросы подготовки профессиональных кадров. Исследования, связанные с историей Академии наук Азербайджана и других научных учреждений22, статьи и выступления крупных ученых, организаторов науки, президентов академии, академиков М.А. Мир-Касимова, Ю.Г. Мамедалиева, М.М. Алиева, Р.Г. Исмайлова, Г.Б. Абдуллаева, а также академика А.С. Сумбатзаде и др.23, посвящены различным проблемам развития науки в республике, в основном в послевоенный период.
23. Мир-Касимов М.А. Новый научный центр // Известия АН Азерб. ССР. 1945. № 4. С. 61–62; Его же. Академия наук Азербайджанской ССР // Академия наук союзных республик. М.; Л., 1947. С. 73–114; Мамедалиев Ю.Г. Академия наук Азербайджанской науки – центр научной мысли республики // Известия АН Азерб. ССР. 1949. № 4. С. 11–20; Его же. Задача Академии наук Азербайджанской ССР в свете решения ХХI съезда КПСС // Доклады на ХVII сессии Совета координации научной деятельности АН союзных республик и филиалов АН СССР. Баку, 1959; Алиев М.М. Развитие науки в Азербайджанской ССР // Известия АН Азерб. ССР. 1950. № 7. С. 5–23; Его же. Основные итоги научной деятельности АН Азерб. ССР за 1951–1955 гг. и задачи Академии в шестой пятилетке в свете решений ХХ съезда КПСС // Известия АН Азерб. ССР. 1956. № 5. С. 9–21; Его же. Sovet Azərbaycanda elmin inkişafı // Изв. АН Азерб. ССР. 1957. № 10. С. 3–24; Его же. Нефть и наука (О достижениях науки в Азербайджанской ССР. Беседа с президентом АН Азерб. ССР М.М. Алиевым) // Наука и жизнь. 1957. № 7. С. 32; Его же. От филиала АН СССР к республиканской академии // Известия вост. филиалов АН Азерб. ССР. 1957. № 8. С. 25–34; Сумбатзаде А.С. Развитие науки в Азербайджанской ССР. Баку, 1959; Исмайлов Р.Г. Под знаменем Октября к вершинам науки // Развитие науки в Советском Азербайджане. Баку, 1967. С. 3–8; Абдуллаев Г.Б. Наука Советского Азербайджана // Расцвет науки Советского Азербайджана. Баку, 1980.
В 1940–1990-е годы вышел целый ряд статей о развитии отдельных отраслей науки в республике. Их авторами, как правило, выступали известные ученые – специалисты в тех или иных областях знания: физико-математических, астрономических и энергетических24, химических, нефтехимических25, биологических и сельскохозяйственных26, медицинских27, геологических, географических, почвоведческих28, гуманитарных и общественных науках29.
25. Герр В.Ф., Эфенди М.Э. В.Ф. Негреев Очерки развития химии // Наука АССР за 15 лет. Труды АзФАН СССР, 1936. № 30. С. 61–77; Салаев С.Г., Мирзоев Х.И. Этапы развития поисков нефти в Азербайджане во второй половине ХIХ и начале ХХ века // Летопись науки в Азербайджане: в 2-х т. Т. 2 (Техника). Баку, 1969; Амиркулиев Г.Д. История химической промышленности Азербайджана (XIX – нач. XX вв.) Баку, 1990; Seyidbəyli M., Mirzəbəyova R., Əliyeva G. Kimyanın tarixinə dair oçerk. Bakı, 2018.
26. Гроссгейм А.А. Развитие ботанической науки Азербайджана за 20 лет // Известия АзФАН СССР. 1940. № 2. С. 90–95; Державин А.Н. Зоологические исследования в Азербайджане за 20 лет // Известия АзФАН СССР. 1940. № 5. С. 106–122; Волобуев В.Р., Караев А.Н. История развития и основные итоги иccледований в области биологических наук за 50 лет в Азербайджане // Развитие науки в Советском Азербайджане. Баку, 1967. С. 176–177; Зейналова А. Очерки по истории зоологии в Азербайджане (1902–1980). Баку, 2016.
27. Мир-Касимов М.А. Развитие научной медицинской мысли в Азербайджане за 25 лет // Известия АН Азербайджанской ССР. 1945. № 9. С. 3–8; Гусейнов Д.Ю. 40 лет развития медицинской науки в Азербайджане // Азербайджанский медицинский журнал. 1960. № 4. С. 54–62.
28. Гусейнов Д.М. Исторический обзор развития в Азербайджане почвоведения и агрохимии за время Советской власти // Известия АН Азербайджанской ССР. 1947. № 10. С. 95–100; Якубов А.А. Успехи в области геологии в Азербайджане за советский период // Известия АН Азербайджанской ССР. 1947. № 10. С. 53–64; Гюль Г.К. Состояние географической науки и географического образования в Азербайджанской ССР и перспективы их развития // Достижения наук в Азербайджане. Наука за 40 лет (1920–1960). Баку, 1960. С. 69–79; Seyidbəyli M., Əliyev Z., Nuriyev N., Qasımlı C. Coğrafiyanın tarixinə dair oçerk. Bakı, 2018.
29. Ализаде А.А., Левиатов В.Н. Историческая наука в Азербайджанской ССР // Известия АН Азербайджанской ССР. 1947. № 10. С. 125–135; Şirəliyev M. 40 ildə Azərbaycan dilçiliyinin inkişafı // Azərbaycan elminin nəiliyyətləri. Elm 40 ildə (1920–1960). Bakı, 1960. С. 86–96; Алиев И., Алибекова Э. Из истории изучения античности в Азербайджанском государственном университете в 20–50-е годы ХХ в. // Ученые записки АГУ им. С.М. Кирова. Серия истории и философии. 1975. № 1. С. 32–37; Их же. Изучение древней истории в Азербайджане за годы советской власти // Вестник древней истории. 1977. № 4. С. 108–119; Mirzəbəyova R. Azərbaycanın iqtisadiyyat tarixi və tarixçiləri. Bakı, 2019.
Существенный вклад в освещение и трактовку проблемы истории формирования и создания Академии наук Азербайджана, взаимоотношений власти и ученых в 1920–1940-е годы вносила историография истории интеллигенции. 1960–1970-е годы по праву можно назвать годами широкого и всестороннего изучения проблемы интеллигенции. Наряду с исследованиями историков и юристов, появлялись труды философов, социологов и науковедов. Различные хронологические периоды и аспекты формирования научной интеллигенции освещались в работах Г.В. Халилова, М.А. Рустамова, А.З. Багирзаде, Т.Ш. Бахшалиева, Д. Гусейновой, Н. Таирзаде и др.30 Они обстоятельно изучали проблему формирования национальной интеллигенции, в частности основные формы ее подготовки, рост численности, изменения в социально-профессиональной структуре и эволюции политических взглядов, место, роль и значение ее в жизни общества. Однако ряд аспектов проблемы интеллигенции остается спорным или требующим дальнейшего анализа, особенно касательно взаимоотношений «интеллигенция – власть». Из этого комплекса вопросов, связанных с изучением интеллигенции, выделяются наиболее актуальные проблемы – сущность и критерии классификации интеллигенции как социальной группы; определение ее роли в обществе, особенно в переломные периоды истории государства; формирование разных групп интеллигенции, в том числе и ее национальной разновидности; взаимодействие с властными структурами.
Значительный интерес вызывают монографии, биобиблиографические сборники, статьи, посвященные известным ученым, а также публикации, в которых рассматривались вопросы возникновения и развития научных школ, данные об их основателях31. С начала 1960-х годов Академия наук Азербайджана выпускает специальную научно-биографическую серию «Деятели науки и культуры Азербайджана» о выдающихся ученых всех областей науки республики. К 60-летию НАНА была издана двухтомная «Справочная книга о членах Национальной Академии Наук Азербайджана», к 70-летию академии – «Академия в лицах». Биобиблиографические очерки об известных ученых – основателях Национальной Академии наук республики создавались М. Ахундовой, З. Гаджиевой, С. Гусейновой. Эти материалы дают общее представление об интеллектуальной элите азербайджанской научной интеллигенции с 1920-х годов по настоящее время.
В контексте разработки темы истории Академии наук в Азербайджане затрагиваются и вопросы оказания культурной помощи со стороны советских республик и в первую очередь со стороны Российской Федерации в строительстве вузов, научных учреждений, формировании кадров национальной интеллигенции. Ценные сведения о роли российских специалистов в развитии науки и высшего образования в Азербайджане приводятся в работах видных ученых, пришедших в большую науку под их руководством. В этих трудах отведено большое место представлению роли высшего научного учреждения страны – Академии наук СССР – в изучении естественных и природных богатств Азербайджана, в развитии фундаментальных и прикладных наук, привлечении молодых специалистов-азербайджанцев к научным школам, что способствовало подготовке высококвалифицированных национальных кадров32. Вместе с тем не во всех публикациях по культуре и культурному строительству в Азербайджане дается оценка исследуемому нами вопросу, а в некоторых высказываниях последних лет и вовсе преуменьшается роль и значение российских ученых и специалистов в осуществлении культурных преобразований в Азербайджане в 1920–1940-х годах. Именно благодаря им и последующим новым поколениям азербайджанских национальных кадров, Азербайджанская Республика, став независимой после распада СССР, смогла решать национальные, социально-экономические и культурно-политические проблемы.
«Если взять XIX, XX вв., – указывал президент Гейдар Алиев на встрече с российскими журналистами в Баку 4 марта 2000 г., – то культура, наука, образование в Азербайджане развивались под влиянием России и при участии российских ученых, деятелей науки. Особенно плодотворно эта помощь проявилась, начиная с 20-х годов ХХ в., когда мы совместно проживали в одном советском государстве»33.
Некоторые вопросы истории развития науки, создания Академии наук фрагментарно затрагивались в диссертациях, защищенных в республике34. В них использован богатый фактический материал, однако отсутствует комплексное, целостное рассмотрение истории развития науки и создания Академии наук республики. Авторы касаются отдельных проблем культурного и научного строительства в республике и исследуют иные хронологические рамки проблемы.
История высшего образования изучена достаточно широко. Связи академической науки с высшей школой, роль ученых в подготовке кадров национальной интеллигенции освещаются в трудах А.О. Маковельского, Х.О. Алимирзоева, А.М. Атакишиева, И.А. Ибрагимова, А. Амирасланова и др., посвященных истории отдельных вузов35.
Появилось и другое, ставшее вскоре традиционным направление исследований: история музейного строительства в республике. Первые музеи были созданы в 1920 г. при Наркомпросе Азербайджана. Впоследствии Музей истории Азербайджана, Естественно-исторический музей, Дворец Ширваншахов, Музей азербайджанской литературы им. Низами Гянджеви, Нахичеванский историко-этнографический музей, краеведческие музеи в Губе, Ханларе и в других районах республики начали функционировать в системе Азербайджанского филиала АН (АзФАН) СССР как просветительные, научно-исследовательские учреждения общегосударственного значения. Объединение в составе Академии наук важной части музейной сети республики естественно усиливало координацию большой и многообразной работы специалистов музейного дела страны, позволяло выявить имена энтузиастов музейного дела, тех, кто стоял у истоков создания музеев, участвовал в обследовании и выявлении исторических памятников, в археологических раскопках и этнографических экспедициях, проводившихся АзФАНом. История музейного дела в республике исследовалась В.Я. Гарником, А.Г. Юнусовым, Б.И. Ишхановым, А.Т. Бахшиевой, Б.Б. Керимовым и др.36
Для изучения узловых проблем развития азербайджанской науки и становления Академии наук республики немалое значение имеют посвященные сталинским репрессиям российские публикации, в которых содержится информация касательно Азербайджана37.
Однако в советский период в республике не была предпринята подобная попытка комплексного изучения темы. Отсутствие в советские годы объективных исследований и оценки деятельности репрессивного аппарата тех лет объясняется недоступностью засекреченного архивного материала, использованием недостаточно проверенных источников, а в некоторых случаях и субъективным подходом исследователей, политическими пристрастиями, сказывающимися при изучении сложного и трудного периода истории Советского Союза.
Широкие возможности для объективного исторического анализа открылись лишь после распада СССР и обретения Азербайджаном государственного суверенитета, когда исследователям стали доступны архивные документы. Благодаря исследованиям З.М. Буниятова, Э.Р. Исмаилова, Дж. Гасымова, А. Бабаева, А. Тахирзаде, М. Джафарли, Т. Гурбана и др.38 была проделана большая работа по восстановлению исторической справедливости.
Существенным подспорьем в изучении проблемы и раскрытии ряда ее граней стали труды ученых Азербайджана, посвященные войне 1941–1945 гг. Деятельность азербайджанских ученых в годы войны и их вклад в победу над фашистской Германией и укрепления обороноспособности СССР нашли отражение в обобщающих монографических исследованиях, а также в отдельных статьях и книгах, опубликованных как во время, так и после окончания войны. В них рассматриваются разные аспекты участия научных учреждений и вузов республики в обороне страны, ее научно-техническая помощь армии, промышленности, сельскому хозяйству и участие ученых в мобилизации природных ресурсов на нужды фронта, а также перестройка работы Азербайджанского филиала АН СССР в связи с войной и вызванные войной изменения в организации научных исследований в системе академических учреждений филиала. Необходимо отметить, что Великая Отечественная война 1941–1945 гг. была предметом исследования целой плеяды азербайджанских историков 1970–1980-х годов, таких как: Г.А. Мадатов, М. Абасов, Г.Г. Мехтиев, Т.А. Новрузов, С.М. Керимов, Р. Зейналов, А.З. Багирзаде и др.39 К настоящему времени историческая литература республики обогатилась рядом новых работ, освещающих вопросы организации науки в годы войны40.
40. Əmrahov M. Azərbaycan mədəniyyəti İkinci Dünya müharibəsi illərində. Bakı, 2006; Azərbaycan 1941–1945-ci illər müharibəsində: (Məqalələr toplusu). Bakı, 2008; Biz birlikdə qalib gəldik! Faşizm üzərində Qələbənin 65 illiyinə həsr olunmuş məqalələr toplusu. Bakı, 2010; Azərbaycan alimləri İkinci Dünya müharibəsi illərində (1941–1945). Bakı, 2010; Служили Родине и науке…Баку, 2012; Mədətov Q. Azərbaycan SSR 1941–1945-ci illər müharibəsində. Bakı, 2018.
История становления Академии наук республики в рассматриваемые годы не может полноценно изучаться без обращения к документальным материалам высших органов партийно-государственной власти, которые позволяют проследить процесс выработки политики в области науки в АзССР41. Особо отметим документы по вопросам восстановления и ускоренного развития народного хозяйства, преобразованиям в сфере культуры, высшей школы и науки: резолюции партийных съездов, конференций, Пленумов ЦК КП Азербайджана, директивы к составлению пятилетних планов, декреты и постановления Совнаркома Азербайджана. Они публиковались в официальных периодических изданиях советского правительства и их последующих переизданиях, а также в различных документальных сборниках и более или менее объективно отражали реальную политику правительства в сфере науки и высшей школы. Наряду с идеологическими штампами и пропагандистскими лозунгами в них формулировались долговременные цели и ближайшие задачи, давались конкретные указания, намечались практические мероприятия по развитию науки в рамках общегосударственных преобразований.
Информативны в исследовательском плане статистические сборники центральных и местных статистических учреждений, в которых содержатся количественные данные по некоторым аспектам послевоенного времени42. Первой учет научных кадров предприняла Секция научных работников Азербайджана43. В 1928 г. органом Секции научных работников России был издан сборник «Научные работники СССР без Москвы и Ленинграда»44. Положительная сторона академического учета – детализация показателей учета и персонифицированный их характер, но, увы, не давалось полное представление о численности научных кадров того времени.
43. Научные работники Азербайджана. Справочник. Баку, 1927.
44. Научные работники СССР без Москвы и Ленинграда. Л., 1928.
Статистика по развитию науки в республике, как и статистика культуры в целом, возникла в начале ХХ столетия. Именно поэтому изучение истории развития науки, формирования научных кадров и учреждений в 1920–1945 гг. связано с целым рядом трудностей: недостает сведений о материальной базе развития науки, т.е. ассигнований на науку, численности, составе и подготовке научных кадров, состояния издательской деятельности, развития международного научного обмена и т.д. До 1928 г. наука и ее кадры в материалах ЦСУ и Наркомпроса отдельно не выделялись. Цифровые данные не всегда были сопоставимы между собой в силу различных их группировок. Эти сложности приходится учитывать каждому исследователю советской науки. Приходится констатировать, что материалы статистических сборников первых лет советской власти недостаточны для воссоздания на их основе общей картины.
Исследование проблемы отношений власти и науки, истории Академии наук СССР, науки в период индустриализации, истории репрессий в первые годы советской власти интересовало и зарубежных историков советской науки45. Темы, которые в СССР находились под идеологическим запретом, в зарубежной исторической науке становились предметом изучения. Эти публикации позволяют глубже проникнуть в суть изучаемого вопроса, путем сравнения и анализа различных точек зрения выявлять и оценивать подоплеку тех или иных событий. Отдавая должное этим авторам, все же отметим, что некоторые из работ, их выводы и фактаж требуют серьезного уточнения.
Подводя итог историографическому обзору, констатируем, что исследователями проделана значительная работа по изучению ряда проблем развития науки в Азербайджане. Однако многие вопросы еще далеки от разрешения, а отдельные аспекты темы остались вне поля зрения исследователей. Исторические периоды также изучены неодинаково полно и аргументированно.
Вопросы научно-организационного характера, кадровое и информационное обеспечение научного процесса исследовались немногими, причем часто вскользь, при разработке других проблем в рамках обобщающих или обзорных публикаций. Ряд оценок и выводов касательно научных достижений не выдержал проверки временем. Замалчивались серьезные трудности в развитии науки и культуры в Азербайджане. Вне поля зрения оставалась деятельность ученых, подвергшихся репрессиям и преследованиям в 30–40-е годы.
Анализ исторической литературы в целом показал недостаточную степень изученности избранной автором темы не только за рассматриваемый период. Практически не исследована эта проблема за весь ХХ в. История развития науки, история Академии наук Азербайджана, формирование и подготовка научной интеллигенции не была предметом внимания историков. Фундаментальная история науки, в том числе Академии наук, особенно в ХХ столетии, несмотря на появление ряда трудов, до сих пор не создана. Многие существующие исследования идеологизированны, не всегда отображают реальную ситуацию, резко преувеличивают роль событий 1917 г. для истории науки, определяя их как роковой перелом и давая чрезвычайно категоричные оценки. Процесс развития науки проходил постепенно, и его не стоит привязывать ни к какой-либо конкретной исторической дате, ни тем более к какому-либо определенному событию социально-политической истории, вопреки стремлению проводить границы в истории науки по радикальным изменениям в государственном и политическом устройстве страны, масштабным социальным потрясениям. Однако опубликованная литература значительно расширила и обогатила наше представление о проблеме в целом, дала возможность выявить слабо изученные стороны, наметить основные направления исследования.
Библиография
- 1. Абасов М.Г. Баку в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Баку, 1967.
- 2. Алиев И., Алибекова Э. Изучение древней истории в Азербайджане за годы советской власти // Вестник древней истории. 1977. № 4. С. 108–119.
- 3. Арзуманлы В., Гассиев И. Страницы азербайджано-российского сотрудничества в области науки и высшего образовaния (1920–1940-е годы). Баку, 2002.
- 4. Атакишиев А.М. История Азербайджанского государственного университета. Баку, 1989.
- 5. Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М., Насилов Д.М. Репрессированная тюркология. М., 2002.
- 6. Баберовский Й. Враг есть везде. Сталинизм на Кавказе. M., 2010.
- 7. Багирзаде А. Интеллигенция Азербайджана в годы Великой Отечественной войны. Баку, 1989.
- 8. Гусейнова Д.С. Азербайджанская интеллигенция в конце ХIХ – начале ХХ вв.: дис. … докт. ист. наук. Баку, 1993.
- 9. Исмаилов Э. История «большого террора» в Азербайджане. М., 2015.
- 10. Керимов С.М. Вклад ученых Азербайджана в Победу над фашистской Германией // Народное образование и социальный прогресс. Тематический сборник научных трудов. Баку, 1985. С. 17–27.
- 11. Кольцов А.В. Роль Академии наук в организации региональных научных центров СССР, 1917–1961 гг. Л., 1988.
- 12. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны. М.,1983.
- 13. Летопись науки в Азербайджане: в 2-х т. Т. 1 (Естествознание); Т. 2 (Техника). Баку, 1969.
- 14. Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. 1937–1938. М., 2004.
- 15. Мадатов Г. Азербайджан в Великой Отечественной войне. Баку, 1975.
- 16. Мамедалиев Ю.Г. Развитие науки в Азербайджане. Баку, 1960.
- 17. Мусаева Т. Культура Азербайджана на рубеже эпох (20–30-е годы ХХ столетия). Баку, 2015.
- 18. Повилейко Р. Курчатов в Баку // Литературный Азербайджан. 1963. № 11–12. С. 80–86.
- 19. Таирзаде Н. Из истории азербайджанской интеллигенции. Баку, 2009.
- 20. Azərbaycan alimləri İkinci Dünya müharibəsi illərində (1941–1945). Bakı, 2010.
- 21. Azərbaycan fizikləri Sankt-Peterburq fiztexi haqqında xatirələri. Bakı, 2008.
- 22. Bünyadov Z. Qırmızı terror. Bakı, 1993.
- 23. Mircəfər Bağırovun məhkəməsi (Arxiv materialları). Bakı, 1993.
- 24. Rüstəmov M.Ə. Azərbaycan sovet ziyalılarının formalaşması və inkişafı. Bakı, 1963.
- 25. Vəkilov M.Y. Azərbaycanda mədəni inqilab: 1920–1940-cı illər. Bakı, 2005.
- 26. Chodubski A. Aktywnóść kulturalna polaków w Azerbejdżanie w XIX i na początku XX wieku. Gdańsk, 1986.
- 27. Joravsky D. Soviet Marksizm and Natural Science. 1917–1932. New York, 1961.
- 28. Vucinich A. The Soviet Akademy of Science. Stanford, 1958.
2. Мусаева Т. Культура Азербайджана на рубеже эпох (20–30-е годы ХХ столетия). Баку, 2015. С. 17.