Почему в США нет социализма
Почему в США нет социализма
Аннотация
Код статьи
S013038640028075-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Согрин Владимир Викторович 
Аффилиация: Руководитель Центра североамериканских исследований ИВИ РАН, профессор кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО (У), гл. ред. журнала «Общественные науки и современность»
Выпуск
Страницы
216-229
Аннотация

В статье рассматривается вопрос о причинах отсутствия в США социализма. Автор пытается ответить на него и указывает на две основные причины. Первая, по его мнению, заключается в природе американской цивилизации, вторая – в политике правящего класса. Нередко в данном случае указывают на насилие со стороны верхов. Насилие власть имущими, безусловно, применялось, но имело место также и то, что современные политологи называют «мягкой силой». К первому, как правило, прибегали консерваторы, ко второму – сторонники либерализма. На современном этапе эти направления представляют соответственно Республиканская и Демократическая партии. В самих США классическим признано объяснение Л. Харца, согласно которому социализм не возник там из-за отсутствия феодализма. Но разве не капитализмом обусловлено укоренение социализма? Колонисты покидали Англию или из желания обогащения, или по религиозным мотивам. Религия стала главным цивилизационным фактором, обусловившим отсутствие социализма в США. Протестантская этика, наиболее полно воплотившаяся в пуританизме и возлагающая на индивидуума всю ответственность за его удачи и неудачи, стала цивилизационной основой Северной Америки, а потом и США. Другим цивилизационным фактором, потеснившим пуританизм, явился национальный консюмеризм, начавший формироваться с 1920-х годов. Как классические республиканские президенты в статье рассматриваются Рональд Рейган, Джордж Буш-младший, Дональд Трамп. Охарактеризована политика Франклина Делано Рузвельта, Джона Кеннеди, Линдона Джонсона, Барака Обамы – президентов от Демократической партии, опиравшихся в борьбе с социализмом на «мягкую силу» (социальные реформы).

Ключевые слова
США, политическая система, социализм, пуританская этика, консюмеризм, Республиканская партия, «мягкая сила», Демократическая партия
Классификатор
Получено
18.08.2023
Дата публикации
31.10.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
284
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Известно, что в США нет социализма. Почему? Главными представляются две причины. Суть первой, думается, заключена в природе американской цивилизации, тогда как вторая – в политике правящего класса. В связи с этим обращают внимание на насилие со стороны правящей элиты. Оно, конечно, использовалось, но не стоит забывать и о том, что политологи называют «мягкой силой». Первое, как правило, использовали консерваторы, а второе – либералы. На современном этапе их воплощением являются соответственно Республиканская и Демократическая партии.
2 Обратимся к основополагающей цивилизационной причине отсутствия социализма. В самих США классическим признано объяснение, данное Л. Харцем. С его точки зрения, социализма в Америке нет из-за отсутствия там феодализма1. Но разве укоренение социализма обусловлено не капитализмом? Колонисты связывали уход из Англии или желанием обогащения, или религиозной причиной. Религия и стала главным цивилизационным фактором отсутствия социализма. В колониальной Америке среди белых господствовала христианская религия, а доминирующую роль играл протестантизм. Протестанты различных деноминаций и сект составляли более 90% верующих. Выделились наиболее влиятельные течения. Это англиканство, пуританизм и квакерство. Представители иных вероисповеданий были ущемлены в гражданских и политических правах.
1. Hartz L. The Liberal Tradition in America. An Interpretation of American Political Thought Since the Revolution. New York, 1955.
3 Главной пуританской колонией стал Массачусетс. Потом и другие северо-восточные колонии. Община, известная как отцы-пилигримы, в начале XVII в., убедившись в несовместимости своих религиозных исканий с английскими, покинула родину и переселилась в Голландию. Но и на новом месте диссиденты чувствовали себя неуютно, приняв в конце концов решение перебраться в Новый Свет. Получив патент на освоение небольшой части северной Виргинии, они в 1620 г. отправились в путь на корабле «Мэйфлауэр» и во время путешествия заключили договор об объединении в «гражданский политический организм» с целью создания «справедливых и одинаковых для всех законов». По неизвестным причинам пилигримы высадились не на предназначенной им территории, а гораздо севернее, в весьма удобном месте, нареченным сначала Новым Плимутом. 22 декабря, день их высадки в Северной Америке, был позднее провозглашен национальным Днем отцов-пилигримов. Четвертый четверг ноября, в который религиозные диссиденты в 1621 г. отмечали сбор первого урожая, был в 1863 г. провозглашен в США национальным праздником – Днем благодарения. Протестантская этика, наиболее полно воплотившаяся в пуританизме и возлагающая на индивидуума всю ответственность за его удачи и неудачи, стала изначально цивилизационной основой Северной Америки, а потом и США.
4 В колонии ввозились также белые законтрактованные слуги (сервенты), которые через 4–7 лет получали свободу. В целом в колониальную эру законтрактованные слуги составили примерно половину от общего числа переселенцев из Европы. В Европе они набирались в подавляющем большинстве из бедных или вовсе деклассированных слоев, а также из заключенных (в этом случае контракт заключался тюремным начальством). По прибытию судна с законтрактованными работниками в Северную Америку его капитан выставлял живой груз на аукцион. Хозяин должен был обеспечить их по освобождении некоторым минимумом средств существования. На период контракта сервенты трудились по усмотрению хозяина, пытавшегося извлечь из них максимальную выгоду. В XVII в. беглых сервентов в ряде колоний приговаривали к смертной казни, но в следующем столетии нравы смягчились и беглецам в случае поимки увеличивали срок контрактной службы. Но сервенты были чужды антипротестантской идеологии2.
2. Morris R.B. Government and Labor in Early America. New York, 1946. P. 398–399, 448–450,466–468, 500–501; Smith A.E. Colonists in Bondage: White Servitude and Colonial Labor in America. 1607–1776. New York, 1947. P. 299–300.
5 После колониального периода, особенно с начала XIX в. наступила эпоха «религиозного пробуждения», продолжавшаяся три десятилетия. Господствующим религиозным направлением оставался протестантизм. Но между самими протестантами развились острые конфликты, в результате которых прежние главные деноминации уступили ведущие позиции. На первую позицию вышли методизм и баптизм. Несмотря на различия, подавляющее большинство протестантов были едины перед лицом католицизма. Этот конфликт носил конфессионально-этнический и социальный характер. Протестантам, являвшимся англосаксами, а также, по их мнению, «коренными» американцами3, противостояли массы новых католических иммигрантов. Католическая паства увеличилась за полвека с нескольких десятков тысяч до 1,7 млн человек, и католицизм оказался вторым, наряду с методизмом, крупнейшим конфессиональным объединением. Конфликт протестантов и католиков резко обострился с середины 1820-х годов, когда началась «великая миграция» из Ирландии и Германии. Гнев протестантов обрушился главным образом на ирландских католиков. Нищие ирландцы готовы были работать за мизерную оплату, что снижало зарплаты местных рабочих. Среди оскорблений, которые посыпались на ирландцев на новой родине, одним из самых унизительных было «ирландские ниггеры». Возникли антикатолические движения, в первую очередь нейтивистское (досл. «коренное»). Популярным среди нейтивистов стало требование выселить всех ирландцев в резервации на западе США.
3. В действительности коренными жителями Америки были индейцы, но белая раса их за американцев не считала.
6 В начале ХIХ в. в США началась промышленная революция. Американский капитализм проходил стадию первоначального накопления, предприниматели максимально экономили на заработной плате рабочих. Промышленный рабочий класс проявил социальную активность, а с 1820-х годов стали возникать профессиональные объединения. Отношение к стачкам со стороны властей, предпринимателей, значительной части общества было отрицательным. Вскоре рабочие приступили к созданию собственных партий. На рубеже 1820–1830-х годов они возникли в нескольких северо-восточных штатах. Часть рабочих вовлекалась в различные социально-утопические движения и проекты. Социальные реформаторы были последователями европейцев, в первую очередь англичанина Роберта Оуэна и француза Шарля Фурье. Американские социальные экспериментаторы были «мягкими» социалистами, никто из них не отрицал частной собственности и не проповедовал ее огосударствления. В 1820-е годы сам Роберт Оуэн поспособствовал созданию коммуны «Новая гармония» в Индиане, призванной стать коллективистской альтернативой фабричной системе и частнокапиталистической эксплуатации. Затем его деятельность была продолжена сыном Робертом Дейлом Оуэном. Деятельность сына Оуэна, как и его отца, исчерпала себя к концу 20-х годов.
7 В 1840-е годы часть рабочих испытала увлечение идеями Ш. Фурье. В различных штатах стали возникать фурьеристские поселения. Всего их было создано около 40, а наибольшую известность приобрела Брук Фарм в Массачусетсе. Фурьеристские поселения (фаланстеры), в которых жило и трудилось примерно 8–9 тыс. человек, в итоге оказались не более жизнеспособными, чем оуэнистские. Рабочие США предпочли коллективистской вере и коллективистским проектам индивидуалистические ценности и встали под знамена партий (главным образом Демократической), которые, исповедуя эти ценности, предлагали средства их достижения, выглядевшие вполне реалистическими в США, где западные земли объявлялись собственностью государства. Оно хотело их продавать, но белые поселенцы предпочитали скватерство (захват) и истребление индейцев. Знаменитый реформатор Джордж Эванс первым назвал государственный земельный фонд «предохранительным клапаном».
8 Из-за западных земель возник первоначально конфликт между свободными северными и рабовладельческими южными штатами. Первые хотели, чтобы их осваивали свободные белые поселенцы, а вторые – чтобы рабовладельцы. Созданная в 1854 г. партия республиканцев и ее вождь А. Линкольн доказывали, что выражают интересы свободного белого населения. В 1860 г. Линкольн меньшинством голосов избирателей, но большинством голосов выборщиков был избран президентом США. Южане ответили созданием собственного, чисто рабовладельческого государства. Началась Гражданская война.
9 Идеологией победивших северян был индивидуализм. Его разделял даже чернокожий Фредерик Дуглас, полагавший, что освобожденные негры должны добиваться экономического успеха собственными усилиями4. В последней четверти XIX в. популярность приобрела стратегия, предложенная Букером Вашингтоном. Б. Вашингтон, родившийся в семье рабов, самостоятельно проделал путь «наверх» и, став ректором одного из первых колледжей для чернокожих, в 1895 г. предложил модель собственного успеха, основанную на протестантской этике и как основополагающую для чернокожих. Последние, согласно Вашингтону, должны воздерживаться от протеста, реальной альтернативой которому был тяжкий ежедневный труд, направленный на достижение конкретного результата. Концепция Вашингтона нашла отклик в негритянской общине, как и одобрение со стороны белого истеблишмента. Вашингтон стал одним из первых чернокожих лидеров, допущенных в высшие круги белой расы5.
4. Foner E. Reconstruction. America,s Unfinished Revolution. 1863–1877. New York, 1984. P. 67– 69.

5. Согрин В.В. Американская цивилизация. М., 2020. С. 165–166.
10 «Приобщение» к белой цивилизации легло в основу в отношении индейских племен. Эта идея воплотилась в законе 1887 г. Закон Дауэса предполагал разрушение общинной земельной собственности индейцев и раздел ее в частное пользование. Согласно этому закону, при разделе земельной собственности племени главе каждой семьи нарезался надел в 160 акров, а остальным взрослым членам – по 80 акров. При таких нормах меньшая часть земель племени переходила в частную собственность индейцев, а бóльшая становилась достоянием федерального правительства. К началу ХХ в. был произведен раздел 118 индейских резерваций. В результате индейцы потеряли 62% земли, принадлежавшей им до 1887 г. Права американских граждан они получили в 1924 г., когда американский Конгресс счел, что цели, поставленные перед индейцами законом Дауэса, достигнуты6.
6. Там же. С. 158–159.
11 Но среди белых после Гражданской войны стали нарастать социально-экономические конфликты. Экономическое господство с конца века перешло к крупным корпорациям, «монетизировавшим», если воспользоваться современным выражением, политическую власть и подчинившим себе обе главные партии. В конце XIX в. были приведены данные, согласно которым 1/8 американских семей владела 7/8 американских богатств. Господствующие экономические позиции принадлежали владельцам крупных корпораций, численность которых не превышала 1% американцев, но которые владели 70% корпоративных богатств и половиной всей американской промышленности. Верхушка корпоративной Америки заняла на экономической лестнице то место, которое до Гражданской войны занимал 1% плантаторских семейств. Благодаря росту экономики абсолютного ухудшения в положении рабочего класса не происходило, реальная заработная плата рабочих повысилась: в период с 1870 по 1900 г. она выросла примерно в полтора, а в период с 1870 по 1920 г. в два раза. В 1870–1920-е годы реальная заработная плата американских рабочих была более чем в два раза выше, чем у европейских рабочих. Но многие рабочие едва сводили концы с концами. В период с 1870 по 1920 г. в страну въехало 26 млн иммигрантов, большинство из которых влились в ряды промышленных рабочих. До 1900 г. среди иммигрантов преобладали выходцы из Западной и Центральной Европы. В первые два десятилетия ХХ в. на ведущую позицию выдвинулись иммигранты из южной и восточной Европы. Иммигранты преобладали в трудоемких отраслях промышленности. К 1920 г. они составляли 90% шахтеров. Признание со стороны американского общества получило существование в стране массовой бедности. Бедными в США являлись в то время 10 млн человек – 12% от общей численности населения.
12 Сдерживающим фактором экономического неравенства в США считалось наличие государственного земельного фонда на Западе. Аграрный закон 1862 г. позволял практически бесплатно приобретать на Западе участок земли в 64 га. В 1890 г. было объявлено официально, что фонд западных земель исчерпан. Тем, у кого раньше имелся шанс создать собственную ферму, теперь приходилось искать лучшей доли в городах, чаще всего на предприятиях промышленных корпораций.
13 Экономический кризис 1873 г., повлекший спад промышленного и сельскохозяйственного производства, имел следствием протест и со стороны рабочих. С конца 1870-х годов в качестве общенационального профсоюза выступили «Рыцари труда». Орден «Рыцари труда», основанный в 1871 г., в 1878 г. был преобразован в национальный производственный профсоюз. Его лидер Т. Паудерли выдвинул идеал «установления кооперативной промышленной системы, которая превратила бы каждого человека в своего собственного работодателя». Система «кооперативных институтов» рассматривалась как альтернатива «наемному рабству». В распределении бюджета «рыцарей» соблюдался паритет между разными целями: треть средств направлялась на организацию кооперативов, вторая треть – на создание тред-юнионов и последняя треть – на проведение стачек. «Рыцари» открыли свои двери для мужчин и женщин, белых и черных, католиков и протестантов, квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Рабочий класс не был един. В нем развились как конформистское по отношению к американской цивилизации крыло, так и течение, выступавшее за радикальное обновление. Коренные и благополучные американские рабочие, объединившиеся в Американскую федерацию труда (АФТ), восприняли ценности цивилизации США. Ее руководитель С. Гомперс изложил кредо перед комиссией Конгресса США: «Мы видим свой долг в том, чтобы достойно жить в нашем обществе в качестве рабочих, способствовать наиболее полному раскрытию возможностей этого общества, но не в том, чтобы добиваться его разрушения или ниспровержения»7.
7. Цит. по: Dubofsky M. Industrialism and the American Worker. 1865–1920. Arlington Heights (Ill.), 1985. P. 91.
14 Но наряду с АФТ, возникали радикальные организации. Признанным лидером радикальных профсоюзов стала организация «Индустриальные рабочие мира» (ИРМ), созданная в 1905 г. По большей части они состояли из иммигрантов. «Сверхзадачей» ИРМ, воспринявших анархо-синдикалистскую идеологию, являлась организация всеобщей национальной стачки8, которая привела бы к параличу капиталистической экономики и политической капитуляции буржуазного класса.
8. Haywood W. The General Strike. New York, 1912. P. 13–14.
15 Разнородным был американский социализм. Социалистическая рабочая партия, претендовавшая на выражение интересов пролетариата, с начала деятельности заняла сектантскую позицию в отношении массового рабочего движения и антимонополистических партий9. В отличие от нее, Социалистическая партия США, возникшая в 1901 г., добилась заметного влияния в политической жизни страны. Американский социализм обязан ей самыми крупными успехами за свою историю. Количество голосов, которые собирал неизменный кандидат Социалистической партии на президентских выборах Ю. Дебс, увеличилось с 97 тыс. в 1900 г. до более 900 тыс. в 1912 г.10 Лидеры партии отстаивали идею «автоматического краха» капитализма. Утверждалось, что для перехода к социализму необходимо «вотировать новое правовое положение трестов», т.е. их передачу в общественную собственность11. Популярностью в среднем классе пользовался писатель Эдвард Беллами, выступавший за национализацию корпораций12, но социалистом себя не называвший. Под влиянием его идей в городах США возникли десятки «национализаторских» клубов.
9. Лидером являлся Даниэль Де Леон. См.: Де Леон Д. Избранные произведения. М.; Л., 1934.

10. Согрин В.В. Энциклопедия истории США. М., 2018. С. 397.

11. Kipnis I. The American Socialist Movement 1897–1912. New York, 1957.

12. Bellamy E. Looking Backward. Boston. 1888; Idem. Equality. New York, 1897.
16 В период после окончания Гражданской войны немалых успехов достигло женское движение и его радикальное крыло. Экономические изменения повлекли серьезные изменения в социальном статусе, самосознании и поведении американских женщин. Но социализма они чурались. «Новые женщины» были наиболее заметны в рядах среднего класса. Выпускницы колледжей составили ядро движения «новых женщин» из среднего класса. Половина среди них вообще не вступала в брак, а другая половина выходила замуж гораздо позже «традиционных» женщин и имела гораздо меньше детей. «Новые женщины» уделяли все больше внимания социальной активности и политической деятельности. Замужние «новые женщины» все энергичнее протестовали против мужского диктата в семье, отстаивали право женщин на свободное вступление в брак, как и на свободное его расторжение. Главной целью женского движения стала борьба за предоставление женщинам избирательного права и внесение соответствующих поправок в конституции штатов, как и в основной закон федерального Союза. Они создали лоббистскую организацию в Вашингтоне, которая воздействовала как на конгрессменов, так и на руководство двух главных партий. Тогда же возникли и более радикальные суфражистские организации, среди них Национальная женская партия. В 1916 г. суфражистки сумели склонить на свою сторону многих деятелей как в Демократической, так и в Республиканской партиях, а в 1918 г. Конгресс США высказался за внесение в основной закон страны поправки о наделении женщин избирательным правом. В 1920 г. она была ратифицирована необходимым большинством штатов13.
13. Evans S.M. Born in Liberty: A History of Women in America. New York, 1989. P. 130, 134–135,159, 167.
17 В годы Первой мировой войны в глазах некоторых представителей верхнего класса социализм и ИРМ представляли для национальной безопасности США не меньшую угрозу, чем германский империализм и русский большевизм. Усилились репрессии против радикальных профсоюзов и социалистов. Многие, среди них Ю. Дебс, попали в тюрьму. В 1920-е годы на ослабление социализма повлиял раскол внутри Соцпартии. Левое крыло, Коммунистическая партия, выдвинуло дикие для американцев идеи диктатуры пролетариата и создания на территории США независимого негритянского государства. В 1927 г. без должных доказательств были отправлены на электрический стул итальянские иммигранты – анархисты Н. Сакко и Б. Ванцетти (в наше время оба реабилитированы правосудием США). Большинство американцев были напуганы «левой» угрозой и на 10 лет отдали власть Республиканской партии. В стране в 1920-е годы происходил экономический бум.
18 В эти же годы в стране обозначился социокультурный раскол, положивший начало «культурным войнам». Консюмеризм утверждался на ведущем месте в национальном сознании. Неумеренное потребительство и подражание в образе жизни обеспеченному классу – таким становилось его осознание большинством американцев.
19 Гром грянул в 1929 г. Крах на Нью-йоркской бирже повлек обвальное падение производства, развал «общества всеобщего потребления», голод, массовую бедность. Г. Гувер, президент-республиканец, был бессилен остановить кризис. Демократическую партию возглавил новый лидер, Ф.Д. Рузвельт. Рузвельт в ходе своей предвыборной президентской кампании 1932 г. доказывал, что быстрый рост производительности труда и товарной продукции, наблюдавшийся в Америке 20-х годов, не подкреплялся радикальным налогообложением корпораций и перераспределением стремительно возраставших прибылей с учетом интересов большинства общества. Производительные мощности беспрерывно увеличивались, а потребительские возможности нации в силу эгоизма и всевластия крупного бизнеса росли куда медленнее. В таких условиях перепроизводство, безработица, экономический крах стали неизбежными. Далее последовал реформаторский лозунг Рузвельта: усилия правительства должны быть направлены на радикальное преобразование сферы распределения, утверждение распределительной справедливости14. Радикальную реформу системы распределения, направленную на увеличение покупательной способности (спроса) большинства, Рузвельт образно назвал «заправкой насоса». В научной литературе эта модель и совокупность включаемых в нее мероприятий стали определяться как экономика спроса. Если в эпоху правления Т. Джефферсона, Э. Джексона и А. Линкольна упор делался на государственное поддержание равенства с помощью приемлемой для масс продажи, а потом и раздачи свободных земель, то Рузвельт потребовал поставить государство на службу расширения покупательной способности большинства общества.
14. Roosevelt F.D. Looking Forward. New York, 1933. P. 29, 31–33.
20 Одним из первых законов Нового курса, как именовал свою политику победивший на выборах 1932 г. Рузвельт, стал Национальный акт о трудовых отношениях. Закон обязал предпринимателей вступать в переговоры с коллективным выразителем интересов рабочих – профсоюзом, созданным ими самими. Работодателям запрещалось создавать собственные компанейские союзы из лояльных рабочих и противопоставлять их профсоюзным объединениям, организованным самими трудящимися. Закон легализовал принцип «закрытого цеха», согласно которому наем работников, как и изменение условий труда, в обход воли коллективного защитника интересов рабочих запрещался. Закреплялось право профсоюзов на забастовку и пикетирование. Сразу после принятия закона Вагнера начался мощный рост профсоюзного движения. Если в 1925 г. численность профсоюзов составляла 3,685 млн человек (8,2% от всех работающих), в 1930 г. – 3,75 млн (7,5%), то в 1940 г. она выросла до 7,3 млн (13,1%), а в 1945 г. до 12,25 млн (22,8% от всех работающих). В ноябре 1935 г. в рамках Американской федерации труда, объединявшей рабочих по профессиям, выделился Комитет производственных профсоюзов (КПП), сплотивший восемь мощных отраслевых профсоюзов. КПП открыл двери низкооплачиваемым, малоквалифицированным рабочим, среди них чернокожим и женщинам.
21 Первостепенное внимание в социальной политике Нового курса уделялось проблеме безработицы. С начала Нового курса Рузвельт избрал в качестве главного средства борьбы с безработицей создание государственной системы общественных работ. 12 мая 1933 г. Конгресс одобрил федеральный закон по оказанию безработным чрезвычайной помощи и создана соответствующая администрация.
22 В августе 1935 г. был принят федеральный закон, положивший начало национальной системе социального страхования. К тому времени общегосударственные системы социального страхования существовали уже в 20 странах, и Соединенные Штаты, отступив, наконец-то, от национальной либерально-индивидуалистической традиции и в этом вопросе, решились создать ее. Улучшению жизненных условий и повышению покупательной способности рабочих способствовал подписанный Рузвельтом в июне 1938 г. закон о справедливых условиях труда. Закон устанавливал минимальную почасовую оплату труда в 25 центов в час с доведением ее до 40 центов в 1945 г. Социальные мероприятия Нового курса означали ответственность государства за жизненные стандарты американцев. В предвыборной платформе демократов 1936 г. декларировалось: «Правительство несет перед своими гражданами определенные обязанности, включающие: 1) защиту семьи и жилища; 2) установление равных возможностей для всех; 3) оказание помощи тем, кто находится в бедственном положении. Эти обязанности признаются американским правительством, и новое руководство страны никогда не будет их игнорировать»15. В июне 1935 г. Рузвельт предложил Конгрессу одобрить меры по «предотвращению несправедливой концентрации богатства и экономической власти», в апреле 1938 г. в президентском обращении к законодателям резко осудил «неоправданную концентрацию экономической власти»16. Среди мер по ограничению экономического могущества крупного бизнеса выделялся закон 1935 г., по которому резко повышался налог на индивидуальные доходы свыше 1 млн долл. в год с доведением налога на доход свыше 5 млн долл. до 75%17.
15. Цит. по: Либеральная традиция в США и ее творцы / отв. ред. Е.Ф. Язьков, А.С. Маныкин. М., 1997. С. 208.

16. Encyclopedia of American History / ed. R.B. Morris. New York, 1976. P. 417–418. .

17. Ibid. P. 418.
23 Социальные расходы государства в годы Нового курса увеличились вдвое, а расходы на социальное страхование вчетверо. Численность профсоюзов выросла в два раза. Реальная заработная плата всех занятых, включая промышленных рабочих, с 1929 по 1940 г. стала больше в полтора, а к 1944 г. почти в два раза. Многие рабочие по уровню жизни приблизились к среднему классу.
24 Экономический кризис способствовал возрождению социализма в США. В левом политическом спектре главным оппонентом выступала Социалистическая партия США. Н. Томас, новый лидер этой успешной «третьей» партии, считал, что экономический кризис 1929–1933 гг. свидетельствовал о «перезрелости» капитализма, исторической возможности и обусловленности перехода к социализму, который следовало осуществить с помощью демократических выборов18. На президентских выборах 1932 г. Томас занял третье место. Он собрал 882 тыс. голосов (в три с лишним раза больше, чем в 1928 г.) и воспринял свой успех как свидетельство реальности социалистической перспективы. Но после того как Рузвельт провел социальные реформы, совпадавшие с ближайшими требованиями Социалистической партии, влияние социалистов стало резко падать. На президентских выборах 1932 г. Томас занял третье место, собрал 882 тыс. голосов, в 1936 г. собрал 187, в 1940 г. – 99, в 1944 г. – 80 тыс. голосов19. На закате лет Томас объяснил причину падения влияния партии лаконично: «Что же выбило почти полностью почву из-под наших ног? Причина может быть выражена в одном слове – Рузвельт. Больше можно ничего не добавлять»20.
18. Thomas N. Fascism or Socialism? The Choice Before Us. London, 1934. P. 7, 15, 24–26, 33, 65–67, 92, 165; Idem. After the New Deal, What? New York, 1936. P. 12, 43, 46, 77, 187.

19. Согрин В.В. Энциклопедия истории США. С. 398.

20. Цит. по: Seidler M.B. Norman Thomas: Respectable Rebel. Syracuse, 1961. P. 313.
25 Рузвельт не отменил капитализм, но он создал либерально-капиталистическую альтернативу социализму, которая стала для Демократической партии США важным компонентом в соперничестве с Республиканской парией.
26 Благодаря реформам Рузвельта в Америке, в отличие от довоенных десятилетий, формировалось «общество двух третей», состоявшее в основном из среднего класса. Наряду со «старым» средним классом, включавшим собственников, юристов, врачей и университетскую профессуру, складывался «новый» средний класс, пополнявшийся за счет обеспеченных слоев трудящихся, преимущественно «белых воротничков». Послевоенное десятилетие для белой Америки, как и 1920-е годы, являло социальный мир.
27 Ситуация резко изменилась в 1960-е годы, которые по накалу страстей походили на 1930-е. Но массовые социальные движения 1960-х принципиально отличались от 1930-х годов. Рабочее движение утратило ведущую позицию. Его место заняли средние слои, в том числе новый средний класс постиндустриальной эпохи. В 1960-е и начале 1970-х годов ярко заявило о себе движение «новых левых». Говоря о себе как о «новых», его лидеры имели в виду в первую очередь отличие от предшествующей левой традиции («старых левых»), главными выразителями которой являлись коммунисты. Существовали отличия в национальном и социальном составе. В «красные 30-е» главными участниками левого движения были евреи, ирландцы и итальянцы, а в 60-е годы его основными выразителями оказались англосаксы21. В социальном отношении движущей силой левой традиции 30-х годов были промышленные рабочие, а в 60-е годы новые левые опирались на студенчество, по преимуществу выходцев из благополучных семей.
21. The New Left. A Documentary History / ed. M. Teodori. New York, 1969. P. 38.
28 «Новые левые» объявляли противником наряду со «старыми левыми» американских либералов. Они видели в современном либерализме большую идеологическую опасность, поскольку президенты-демократы Дж. Кеннеди и Л. Джонсона взяли на вооружение привлекательные в глазах масс программы «Новых рубежи», «Великое общество» и «Война с бедностью». Современному американскому либерализму было дано определение корпоративного либерализма, т.е. обслуживающего интересы корпораций, а не народа. Именно он, по заключению «новых левых», маскировал отчуждение власти от народа и превращение его в сытое, но безвольное стадо.
29 Социальная политика Кеннеди – Джонсона включила распространение равенства возможностей на новые социальные группы и расширение социального гражданства22. Экономического потрясения в США, сравнимого с экономическим кризисом 1929–1933 гг., не было. Что же стимулировало реформаторскую смелость Кеннеди – Джонсона? Ее можно объяснить в контексте общемировых тенденций, потребовавших от лидеров Демократической партии укрепления устоев американской цивилизации в целях перелома соотношения сил в борьбе с главным геополитическим и идеологическим соперником – СССР. 1960-й год вошел в историю не только как дата избрания Кеннеди президентом США, но и как «год Африки». Африканская антиколониальная революция породила новые серьезные перипетии холодной войны.
22. Термином 1960-х годов «социальное гражданство» обозначали наделение всех американцев правами и жизненным уровнем, достойными жителей развитых стран.
30 СССР воспринял антиколониальные революции в африканских странах как хороший шанс изменить соотношение сил в борьбе с США в свою пользу. Многие освободившиеся африканские страны потянулись к социалистической модели. Москва нарекла их «странами социалистической ориентации». Демократ Дж. Кеннеди, отвечая на вызовы СССР, в президентской инаугурационной речи 20 января 1961 г. объявил свою страну родоначальницей подлинной революции, а современные Соединенные Штаты ее наследником23. Пакет социальных реформ в США был разработан во время правления Кеннеди, но основная их часть была одобрена уже при Л. Джонсоне, занявшим президентский пост в 1963 г. после убийства Кеннеди и победившим на выборах 1964 г. Джонсон настаивал на недостаточности равенства возможностей и провозгласил достижение «равенства по факту и по результатам»24. Радикально изменилось американское социальное государство (social state). В период президентского правления Л. Джонсона укрепились два главных его компонента – уже существовавшее со времен Ф.Д. Рузвельта социальное страхование, охватывающее всех американцев, и введенное впервые социальное вспомоществование, предназначенное для обездоленных слоев.
23. Инаугурационные речи президентов США от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша 1789–2001 гг. / ред. Э.А. Иванян. М., 2001. С. 429–430.

24. Цит. по: Foner E. Give Me Liberty! An American History. New York, 2008. P. 982.
31 Значимой программой социального вспомоществования стала «Медикейд», предусматривавшая бесплатную медицинскую помощь миллионам малоимущих граждан. Важным нововведением 1960-х годов стала программа продовольственной помощи нуждающимся американцам. В 60-е годы была принята и программа денежной помощи нуждающимся категориям (матери-одиночки, многодетные семьи, индейцы и др.). Важное значение имела программа помощи нижним слоям в оплате жилья.
32 Одним из главных бенефициариев социальных нововведений 60-х годов стали американские пенсионеры. Особое значение для них имела федеральная программа «Медикэр», утвержденная в 1966 г. «Медикэр» стала неотъемлемой частью Общей федеральной программы (ОФП), одобренной еще в 1935 г. и включившей государственное страхование по старости, безработице, утрате кормильца, инвалидности.
33 Особую роль в поддержке обществом борьбы с бедностью сыграла книга «Другая Америка» (1962) социалиста М. Харрингтона, занявшего с единомышленниками место на левом фланге Демократической партии и поспособствовавшего социализации ее программы. Он доказывал на основе обильного документального материала, что в благополучной Америке не менее 40 млн человек жили в бедности, составляя не островок, а архипелаг своеобразного «третьего мира»25. Благодаря реформе бедность к середине 1970-х годов снизилась в два раза26
25. Harrington M. The Other America. New York, 1962. Рус. пер.: Харрингтон М. Другая Америка. М., 1993.

26. The Cambridge Economic History of the United States. Vol. III. The Twentieth Century / ed. S.L. Engerman, R.E. Gallman. New York, 2000. P. 263; Statistical Abstract of the United States 1996. Washington, 1996. P. 472.
34 1960–1970-е годы ознаменовались также упрочением и классической американской концепции равенства возможностей. Демократические законы 1964–1965 гг. в интересах чернокожих оказались равнозначны, по заключению многих современников и историков, второй после актов американской Реконструкции 1860–1870-х годов. В январе 1964 г. вступила в силу 24-я поправка к федеральной Конституции, отменявшая избирательный налог, который служил одним из главных препятствий для участия чернокожих в выборах. В августе 1965 г. Конгресс США одобрил закон об избирательном праве, отменивший ценз грамотности, второе главное препятствие для участия чернокожих в выборах. Федеральный закон о гражданских правах, одобренный Конгрессом США 2 июля 1964 г., запретил расовую дискриминацию во всех местах общественного пользования. В интересах чернокожих стали широко применяться программы «позитивных действий» (affirmative actions). Согласно им при поступлении на работу, в учебные заведения, конкурсном замещении различных вакансий афроамериканцам выделялись квоты, соответствовавшие их удельному весу в американском населении.
35 В 1968 г. был одобрен «Закон о гражданских правах для индейцев». До 60-х годов американские власти придерживались в отношении индейцев политики ассимиляции. Их численность сокращалась, снизившись к 60-м годам до 400 тыс. человек. В 1961 г. представители 67 индейских племен одобрили на съезде в Чикаго декларацию, обосновывавшую «право выбирать свой образ жизни». В 1968 г. Конгресс США одобрил Индейский закон о гражданских правах (Indian Civil Rights Act), гарантировавший индейцам сохранение собственного жизненного уклада.
36 60-е годы ХХ в. стали важной вехой в развитии женского движения за равенство возможностей. Было снято табу с добрачных сексуальных отношений, нанесен удар по традиционному браку, освящена не только свобода женщины в выборе и смене партнера-мужчины, но и свобода лесбийских отношений (также как и отношений гомосексуальных). В 1973 г. женское движение добилось отмены запрета на аборты от Верховного суда США. Женщины боролись за осуждение укорененной в веках практики и разнообразных форм «сексуальных домогательств» со стороны мужчин. В 1977 г. правовое обоснование пресечения «сексуальных домогательств» было дано Верховным судом США.
37 Чернокожий М.Л. Кинг, священник одной из баптистских церквей в Монтгомери, предложил идеологию массового движения чернокожих и стал его главным политическим лидером вплоть до своей гибели (убит белым расистом в 1968 г.). Он придерживался ненасильственных действий. Кинг верил, что белая и черная расы смогут стать единой американской нацией. В августе 1963 г. М.Л. Кинг организовал поход 250 тыс. защитников гражданских прав (200 тыс. чернокожих, 50 тыс. белых) в американскую столицу. Марш остановился у мемориала Линкольна, после чего Кинг произнес знаменитую речь – «У меня есть мечта». Речь Кинга в пользу наделения всех американцев, независимо от цвета кожи, равными правами «на жизнь, свободу, стремление к счастью» получила широкий резонанс. Кеннеди дал поручение о безотлагательной подготовке законодательных актов по расширению гражданских и политических прав чернокожих.
38 Уравнение в правах чернокожих и белых должно было снизить накал расового конфликта. Но в действительности он набрал силу. Массовые социальные инстинкты и протесты вышли из под контроля. Первым радикальную доктрину выдвинул Малкольм Литтл, священник из Гарлема, получивший широкую известность как Малкольм Икс (Malcolm X). В 1964 г. он провозгласил, что этап «ненасильственного сопротивления себя исчерпал» и что «революции побеждают на крови»27. В том же году он совершил паломничество в Мекку и после основал организацию «Афроамериканское единство» на мусульманской религиозной основе. В течение года движение быстро набирало силу, но прервалось в 1965 г. после его убийства. Одним из влиятельных последователей Малкольма Икса выступил лидер Студенческого координационного комитета ненасильственных действий С. Кармайкл. В 1966 г. по его инициативе из организации были исключены белые участники и она взяла на вооружение лозунг «Власть черным». Кармайкл и его сторонники исходили из несовместимости черной и белой рас, оправдывали использование чернокожими методов насилия. Дальнейшее развитие радикализм афроамериканцев (так вслед за Малкольмом Иксом его сторонники стали называть чернокожих американцев, а слово «негры» было предано остракизму) получил в движении «Черные пантеры». Организация, созданная в октябре 1966 г., соединила радикальный национализм с революционным антикапитализмом. Капитализм был объявлен главным источником унижения и эксплуатации черной расы. ФБР развернуло тотальную слежку за членами радикальной организации, поставив целью истребить их физически. В течение короткого периода были выслежены и убиты 28 участников организации и еще 750 человек арестованы и заключены в тюрьму.
27. Hine D.C., Hine W.C., Harrold S. African Americans. A Concise History. Upper Saddle River (NJ), 2004. P. 434.
39 В 60–70-е годы возникла идеология мультикультурализма: равенство и разнообразие расово-этнических культур. Идеология имела демократическое звучание, но теория мультикультурализма таила в себе угрозу дезинтеграции американского общества.
40 Сокрушительный удар по социализму нанес Рональд Рейган28, лидер Республиканской партии и президент США (1981–1989). Он «удушил в объятьях» советское руководство, способствовал разрушению СССР, объявленного им «империей зла», подчинил американской гегемонии весь мир. Важны были идеологические победы. Демократия приравнивалась к политической американского образца, а демократия экономическая, почитавшаяся в ликвидированном СССР, предана забвению. Заявлялось о «конце истории» и целесообразности в мире единственно «свободного капитализма». Социальное законодательство стало ликвидироваться в бывшем СССР, а Рейган подавал пример в США. При Рейгане были ликвидированы или урезаны более 200 статей социальных расходов, законсервирована почасовая минимальная заработная плата. Ее реальная величина снизилась на 20%. Число бедных американцев, сократившееся при Джонсоне, начало вновь расти.
28. См.: Согрин В.В. Почему и как США победили СССР в холодной войне // Американский ежегодник. 2022. М., 2022. С. 155–176.
41 «Неолиберализм» Демократической партии, пришедший в 1990-е годы на смену рейгановскому неоконсерватизму, как утверждал президент от демократов Б. Клинтон, означал «новый путь» в сравнении с социальным либерализмом Ф.Д. Рузвельта – Дж. Кеннеди – Л. Джонсона. В 1994 г. республиканцы в Конгрессе США смогли провести законопроект о сокращении социального вспомоществования, который в 1996 г. был одобрен президентом-демократом У. Клинтоном. Согласно закону, глава семьи, получающей пособие по безработице, должен был в течение двух лет, воспользовавшись возможностью переподготовки рабочей силы, устроиться на работу, в противном случае семья лишалась пособия. Число получателей по программе «помощь семьям с детьми на иждивении» (в основном матерям-одиночкам) сократилось с 1990 по 2000 г. с 11,5 до 6 млн. Средства, выделяемые на продовольственные талоны, уменьшились. Государство, полагали «новые демократы», должно использовать средства налогоплательщиков для вовлечения их в трудовой процесс, а не для увеличения числа «иждивенцев».
42 Период правления республиканца Дж. Буша-младшего (2001–2009) стал временем возвращения к рейгановскому неоконсерватизму. Он, как и Рейган, включил в приоритеты внутренней политики защиту традиционных социокультурных ценностей и указывал на особую роль в этом религии. Как и Рейган, он настаивал на необходимости дерегулирования экономики, поощрения частной инициативы, сокращении налогов, в первую очередь на бизнес, уменьшения программ социального вспомоществования.
43 Б. Обама, президент от Демократической партии в 2009–2017 гг., в 2008 г. в предвыборной кампании провозгласил: «Пришло время перемен!» Обама включил в предвыборную платформу обещание удовлетворить всех сторонников перемен. «Фирменным знаком» Обамы было твердое обещание воплотить в жизнь коренную реформу социальных либералов – всеобщее государственное медицинское страхование американцев. В конце марта 2010 г. Обама скрепил своей подписью закон, принятия которого демократы тщетно добивались со времен Г. Трумэна. Если до реформы частным медицинским страхованием в США было охвачено около 67% граждан (у остальных 50 млн на нее не было денег), то государственное медицинское страхование, объявленное обязательным, охватывало практически все американское население.
44 Но в борьбе с бедностью Обама потерпел поражение. Если в 2009 г. бедняков было 43,6 млн, или 14,3% от численности населения, то затем стало 46,2 млн, или 15,1%. Главными сохранялись социокультурные противоречия. Америка разделялась на либералов, отстаивавших постмодернистские ценности, и консерваторов, приверженных ценностям традиционным.
45 На одно из ведущих мест в социальных конфликтах вышла религия. Теперь это был уже не раскол протестантизма и католицизма, как это было в XIX в., а разделение внутри обеих главных церквей на защитников незыблемых принципов христианства и сторонников принятия постмодернистских ценностей. Демократическая партия, осознавая резко возросшую роль в политике религии, пыталась упрочить в ней собственное влияние. Примерно две трети деноминаций во главе с христианскими евангелистами выступали на стороне традиционных ценностей и Республиканской партии, а одна треть принимала некоторые постмодернистские ценности и отдавала голоса Демократической партии29.
29. Religion and the Bush Presidency / ed. M.J. Rosell, G. Whitney. New York, 2007.
46 Став президентом США в 2016 г., республиканец Д. Трамп главных врагов видел в незаконной иммиграции и социализме. Он объявил целью устранение «социализма» (любых социальных программ) не только в США, но и во всем мире, в первую очередь в Латинской Америке30. Следующие президентские выборы состоялись 3 ноября 2020 г. В них участвовало 66,7% избирателей – рекорд для ХХ–XXI вв. Как внутренняя, так и внешняя политика Трампа подверглась ожесточенной критике со стороны Демократической партии и верных ей либеральных СМИ. Некоторые российские эксперты (особенно журналисты) обрушились на Демократическую партию США как на «либерастов», а часть из них даже начали прогнозировать социалистическую революцию в результате ее победы. Это не так. Главным спонсором партии были ТНК. Но победить с помощью «товара», приемлемого для одного верхнего класса, невозможно. Демократы сделали ставку на мультикультурализм, который, по их расчетам, должен обеспечить поддержку большинства избирателей с учетом того, что его одобряли многие белые американцы, особенно молодежь, женщины и все небелые этносы. Поддержкой Демократической партии пользовались политкорректное женское движение «Ми ту» (Me too), агрессивное движение «Жизни черных имеют значение» (Black lives matter). Либеральная политкорректность наносила удары по традиционной американской цивилизации, истории белых американцев, в первую очередь англосаксов. Демократы ради победы над республиканцами были готовы встать на колени перед чернокожими, лишь бы сокрушить политических оппонентов. В прошлом в конкурентной политической борьбе демократы не раз «поглощали» сторонников «левых» самых разных мастей. Придя к власти, партия была готова интегрировать «левые» движения с помощью либерально социальных реформ.
30. Подробнее см.: Согрин В.В. Внутри- и внешнеполитические факторы победы Д. Трампа // Американский ежегодник. 2017. М., 2018. С. 35–48.
47 Программа 2020 г., одобренная на съезде Демократической партии, провозгласила «многообразие» высшей ценностью. Партия обещала повысить минимальный уровень зарплаты, удешевить жилищный кредит, добиться полного уравнивания прав для женщин, расово-этнических и гендерных меньшинств. Она объявила приоритетом интересы среднего и нижнего классов, обещая преодолеть застой в их материальном положении, распространить плоды экономического роста на все группы и слои населения.
48 Президент США с 2021 г. Джо Байден провозгласил, что пришло время для того, чтобы «корпоративная Америка и 1% самых богатых американцев заплатили свою долю “по справедливости”». Многие компании, отмечал Байден, уклоняются от уплаты налогов через офшорные зоны от Швейцарии до Бермудских и Каймановых островов, «извлекая выгоду из налоговых лазеек и вычетов. Это неправильно»31.
31. Цит. по: Согрин В.В. Права человека в США. Происхождение. Этапы. Современность // Новая и новейшая история. 2022. № 1. С. 224.
49 Лидер республиканского меньшинства в Палате представителей К. Маккарти в ответ утверждал, что республиканцы не могут «позволить Соединенным Штатам идти по пути социализма с правительством, которое решает, сколько кому разрешено зарабатывать, а остальное конфискует и передает политическим соратникам и приближенным»32.
32. Там же.
50 Американские избиратели, согласно социологическим опросам, разделились примерно поровну на тех, кто поддерживал меры демократов и тех, кто против. Республиканцы надеются на успех в ходе президентских выборов 2024 г. Но сохраняет актуальность пророчество И. Валлерстайна: «Если принять во внимание четыре основных критерия неравного распределения – пол, раса и национальность, возраст и социальный класс, становится ясным, что те, кто получает меньше, чем полноценную долю, составят большинство голосующих»33.
33. Валлерстайн Э. Америка и мир: сегодня, вчера и завтра // Свободная мысль. 1995. № 4. С.77.

Библиография

1. Валлерстайн Э. Америка и мир: сегодня, вчера и завтра // Свободная мысль. 1995. № 4. 67–77.

2. Де Леон Д. Избранные произведения. М.; Л., 1934.

3. Инаугурационные речи президентов США от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша 1789–2001 гг. / ред. Э.А. Иванян. М., 2001.

4. Либеральная традиция в США и ее творцы / отв. ред. Е.Ф. Язьков, А.С. Маныкин. М., 1997.

5. Согрин В.В. Внутри- и внешнеполитические факторы победы Д. Трампа // Американский ежегодник. 2017. М., 2018. С. 35–48.

6. Согрин В.В. Энциклопедия истории США. М., 2018.

7. Согрин В.В. Американская цивилизация. М., 2020.

8. Согрин В.В. Почему и как США победили СССР в холодной войне // Американский ежегодник. 2022. М., 2022. С. 155–176.

9. Согрин В.В. Права человека в США. Происхождение. Этапы. Современность // Новая и новейшая история. 2022. № 1. С. 206–226.

10. Харрингтон М. Другая Америка. М., 1993.

11. Bellamy E. Equality. New York, 1897.

12. Bellamy E. Looking Backward. Boston, 1888.

13. Dubofsky M. Industrialism and the American Worker. 1865–1920. Arlington Heights (Ill.), 1985.

14. Encyclopedia of American History / Ed. R.B. Morris. New York, 1976.

15. Evans S.M. Born in Liberty: A History of Women in America. New York, 1989.

16. Foner E. Give Me Liberty! An American History. New York, 2008.

17. Foner E. Reconstruction. America’s Unfinished Revolution. 1863–1877. New York, 1984.

18. Harrington M. The Other America. New York, 1962.

19. Hartz L. The Liberal Tradition in America. An Interpretation of American Political Thought Since the Revolution. New York, 1955.

20. Haywood W. The General Strike. New York, 1912.

21. Hine D.C., Hine W.C., Harrold S. African Americans. A Concise History. Upper Saddle River (NJ), 2004.

22. Kipnis I. The American Socialist Movement 1897–1912. New York, 1957.

23. Morris R.B. Government and Labor in Early America. New York, 1946.

24. Religion and the Bush Presidency / ed. M.J. Rosell, G. Whitney. New York, 2007.

25. Roosevelt F.D. Looking Forward. New York, 1933.

26. Seidler M.B. Norman Thomas: Respectable Rebel. Syracuse, 1961.

27. Smith A.E. Colonists in Bondage: White Servitude and Colonial Labor in America. 1607–1776. New York, 1947.

28. The Cambridge Economic History of the United States. Vol. III. The Twentieth Century / ed. S.L. Engerman, R.E. Gallman. New York, 2000.

29. The New Left. A Documentary History / ed. M. Teodori. New York, 1969.

30. Thomas N. After the New Deal, What? New York, 1936.

31. Thomas N. Fascism or Socialism? The Choice Before Us. London, 1934.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести