New Ideas in the Historical Analysis of the Nation Phenomenon in the Post-Colonial Countries of Asia and Africa (D.M. Bondarenko. Post-Colonial Nations in the Historical and Cultural Context. Mosсow, 2022)
Table of contents
Share
QR
Metrics
New Ideas in the Historical Analysis of the Nation Phenomenon in the Post-Colonial Countries of Asia and Africa (D.M. Bondarenko. Post-Colonial Nations in the Historical and Cultural Context. Mosсow, 2022)
Annotation
PII
S013038640028934-5-1
Publication type
Review
Source material for review
Д.М. Бондаренко. ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЕ НАЦИИ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ. М.: Издательский дом ЯСК, 2022. 400 с.
Status
Published
Authors
Liubov Prokopenko 
Affiliation: Institute for African Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
209-211
Abstract

            

Received
13.10.2023
Date of publication
21.12.2023
Number of purchasers
9
Views
248
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1 Монография заместителя директора Института Африки РАН члена-корр. РАН Д.М. Бондаренко «Постколониальные нации в историко-культурном контексте», посвящена исследованию феномена нации сквозь призму историко-культурного подхода.
2 Структура и организация текста этого фундаментального научного труда отвечает самым высоким требованиям. Автор системно и на высоком теоретическом уровне представляет широкий спектр теоретико-концептуальных оснований изучения и интерпретаций наиболее распространенных классификаций и типологий теорий наций и национализма. Исследуются различные парадигмы в изучении (в том числе альтернативные), институты, структуры и факторы развития нации в Старом и Новом Свете. При этом подача материала позволяет в логично обоснованном порядке проследить проблемы становления и развития наций в странах Азии и Африки, в том числе на междисциплинарном уровне. Монографию отличает строгая логичность, аргументированность и хороший литературный язык. Четкость подачи материала свидетельствует о глубоком владении автора темой, которой он занимается длительное время, о чем свидетельствует внушительный перечень его работ в списке литературы.
3 В первой главе Д.М. Бондаренко детально анализирует феномен нации в эпоху модерна. Во второй главе показано, как колониальный и постколониальный историко-культурный контекст влияют на процесс формирования и характер наций в странах Азии и Африки. Автор справедливо уделил большое внимание теме исторической памяти. Он отмечает, что «в процессе конструирования нации посредством исторической памяти ее официальный дискурс приходит во взаимодействие с народным дискурсом или дискурсами исторической памяти, которые концептуализируют нацию через свое осмысление прошлого страны» (с. 136). При этом автор размышляет о причинах и возможностях манипуляции историей, отмечая двоякость роли исторического прошлого в постколониальном мире, в том числе в процессе формирования наций (с. 110).
4 Уделено внимание роли политических элит и политических кланов в складывании наций. Автор особо акцентирует внимание на роли интеллигенции, разделяя мнение, что «модель нации-государства, выработанная интеллектуалами, не оставляет… массам выбора, кроме подчинения намеченному проекту» (с. 143)1.
1. Мирзеханов В.С. Интеллектуалы, власть и общество в Черной Африке. М., 2001. С. 18.
5 Анализируя суть национального единства в странах Африки, Д.М. Бондаренко отмечает его особенности, например, отличия поликультурности Замбии и Уганды от поликультурности Танзании. В первых, как и в большинстве африканских постколониальных государств, не было автохтонной объединяющей культурной платформы. А в Танзании она существовала в виде автохтонных языка и культуры суахили.
6 Автор уделяет внимание проблеме сепаратизма, который в ряде стран мира, в том числе на Африканском континенте, становится (вопреки мнению, что в эпоху глобализации значение подлинного или мнимого национализма как фактора подъема сепаратистских настроений снижается) «одной из главных движущих сил многих политических процессов»2. В частности, рассматривается проблема Баротселенда (западная провинция в Замбии), связанная с неоднократными требованиями народа лози (баротсе) автономии.
2. Денисова Т.С. Заключение // Сепаратизм в Африке южнее Сахары. М., 2021. С. 223.
7 В третьей главе автор на примере целого ряда стран Азии и Африки показал, что в современных условиях транснационализации «нация не только изначально, но чаще всего и ныне мыслится в прямой связи с национальным государством; национальное государство на сегодняшний день остается основным уровнем ее существования» (с. 149). Д.М. Бондаренко аргументированно доказывает это на обширном фактическом материале и многочисленных научных работах. Автор приводит опыт строительства нации в различных развивающихся азиатских государствах и странах Африки, например в Мозамбике, Нигерии, Гвинеи, Конго. Но детально рассматривает эту тему на примере трех государств континента – Танзании, Замбии и Уганды. Лидеры этих стран, которых называют «отцами нации», были авторами собственных идеологий и концепций, например уджамаа (Джулиус Ньерере в Танзании), «замбийский гуманизм» (Кеннет Каунда в Замбии), ставших основой для развития этих стран. Но в Уганде такого «отца нации» не оказалось, на что автор обращает внимание.
8 Затронута также тема роли религии (прежде всего христианства) в сложении нации. Особое внимание справедливо акцентируется на ее использовании некоторыми африканскими лидерами в политических целях, например провозглашение идеи христианской нации в Замбии в начале 1990-х годов.
9 Четвертая глава посвящена формированию наций в постколониальных странах на современном этапе. Главный посыл заключается в том, что в постколониальное время суть феномена нации меняется в сторону многокультурности в противоположность классической концепции нации как сообщества людей одной культуры.
10 Автор монографии справедливо отмечает, что в ряде стран континента «государство… совершенно по-доколониальному …персонифицируется его главой, который… оказывается символом, живым воплощением, …вместилищем души нации и гарантом благополучия каждого гражданина» (с. 98). Действительно, в развивающихся странах, где существовала/существует власть тоталитарного и авторитарного типа, широко распространена идея уподобления общества семье, в которой лидер страны становится «отцом нации». Во многом это связано с сохраняющимися элементами архаичности традиционного общества, когда человек воспринимает мир через призму родственных отношений. На это указывал автор и в других своих работах3. Таким образом, субъективное восприятие лидера страны в качестве «отца нации» (во многих случаях и в определенные временные отрезки совершенно справедливое) приводило к тому, что он становился символом и инструментом национального единения – крайне важный фактор в условиях полиэтничности африканских стран.
3. См. например: Bondarenko D.M. Kinship, Territoriality and the Early State Lower Limit // Social Evolution and History. 2008. Vol. 7. № 1. P. 27–28; Бондаренко Д.М. Государство и идеология родства // Политическая антропология традиционных и современных обществ / отв. ред. Н.Н. Крадин. Владивосток, 2012. С. 31.
11 Еще одно достоинство монографии заключается в том, что представленные методологические парадигмы являются результатом скрупулезного и глубокого анализа Д.М. Бондаренко огромного массива классических и современных отечественных и зарубежных научных работ (со многими из них российский читатель может ознакомиться впервые) по историографии стран Азии и Африки. При этом автор ссылается на обширное число работ исследователей, которые внесли вклад в разработку данной научной темы, и перечисляет их во внушительном списке литературы. Это выделяет монографию Д.М. Бондаренко также и в плане научной этики.
12 Д.М. Бондаренко, как представляется, достиг поставленной в монографии цели показать, что «в сегодняшних условиях доколониальное и колониальное историческое наследие может быть не только препятствием, но и преимуществом при формировании такого ключевого для существования и развития любых современных стран явления, как нация» (с. 13). Автору удалось решить поставленную методологическую задачу: как разворачивающаяся в пространстве истории сложная диалектика единства культуры человечества и многообразия образующих ее отдельных культур, общего и особенного в каждой культуре находит выражение в прошлом, настоящем и будущем феномена нации.
13 Один из главных выводов автора – «основной тенденцией эволюции феномена нации в наше постколониальное время является изменение его сути» (с. 266). Справедлив также замечание, что в африканских странах «очень важным препятствием на пути подлинной демократизации и сложения наций» является «в целом низкий образовательный уровень населения» (с. 100).
14 Следует отметить, что теоретические выводы автора подкреплены его неоднократными полевыми исследованиями в странах Африки. В книге приводятся также примеры, как иногда теоретические обоснования глубинных причин некоторых аспектов политического процесса в африканских странах на уровне обычных избирателей интерпретируются и озвучиваются очень лаконично и даже приземленно (с. 100).
15 Несомненным достоинством и отличительной чертой монографии Д.М. Бондаренко являются авторские, во многом уникальные фотографии, сделанные им во время полевых исследований в шести странах Африки, в других постколониальных странах; во время чтения лекций в университетах стран континента. Такие фото украшают и со вкусом оформленную обложку его новой книги.
16 Замечания имеют скорее рекомендательный характер. Возможно, глубокий академический анализ следовало бы дополнить материалом о гендерной составляющей многогранной и многоликой африканской культуры. Проблема взаимосвязи традиций предков и ценностей западной цивилизации, все шире распространяющихся в Африке, – актуальная тема для африканского общества. В современных странах континента развивается процесс повышения роли женщин в обществе. В условиях политической либерализации значительно возросла роль супруги главы государства, а сам институт «первой леди» постепенно становится реальностью политической жизни. Все это прямым или косвенным образом отражается на сложении или развитии наций.
17 Было бы полезно упомянуть книгу экономиста профессора Брауновского университета Одеда Галора «Путь человечества. Истоки богатства и неравенства»4, в которой в том числе рассмотрены проблемы развития современных азиатских и африканских стран. Правда, эта книга вышла практически одновременно с монографией Д.М. Бондаренко.
4. Галор О. Путь человечества. Истоки богатства и неравенства. М., 2022.
18 Без преувеличения можно сказать, что публикация монографии Д.М. Бондаренко– значимое, этапное событие и, вне всякого сомнения, весомый вклад в российскую историографию. Отечественные ученые, исследователи и читатели получили не только сведения о степени разработанности данной темы, но и обширный библиографический материал о работах отечественных и зарубежных авторов.
19 На формирование наций в постколониальных обществах, прежде всего в Африке, в значительной мере влияют этнические противоречия и конфликты, коррупция, тенденции авторитаризма и борьба элит. Как показали события последних лет, отражаются на этом процессе также эпидемии и пандемии различных болезней.
20 Монография в равной мере представляет интерес для специалистов (историков, политологов, социологов, культурологов), аспирантов и студентов, занимающихся изучением Азии и Африки, а также для широкого круга читателей, которых интересует история развивающихся стран. Книга с интересом будет встречена в странах Африки, где, вероятно, ныне работают многие бывшие студенты и аспиранты Д.М. Бондаренко, выпущенные им за годы деятельности в Российском государственном гуманитарном университете и университете «Высшая школа экономики».

References

1. Bondarenko D.M. Gosudarstvo i ideologia rodstva [State and Ideology of Kinship] // Politicheskaia antropologia traditsionnykh i sovremennykh obschestv [Political Anthropology of Traditional and Modern Societies] / ed. N.N. Kradin. Vladivostok, 2012. S. 30–41. (In Russ.)

2. Denisova T.S. Zakliuchenie [Conclusion] // Separatizm v Afrike iuzhnee Sakhary [Separatism in in sub-Saharan Africa]. Moskva, 2021. S. 218–223. (In Russ.)

3. Galor O. Put' chelovechestva. Istoki bogatstva i neravenstva [The Journey of Humanity. The Origins of Wealth and Inequality]. Moskva, 2022. (In Russ.)

4. Mirzekhanov V.S. Intellektualy, vlast' i obshchestvo v Chernoi Afrike [Intellectuals, Power, and Society in Black Africa]. Moskva, 2001. (In Russ.)

5. Bondarenko D.M. Kinship, Territoriality and the Early State Lower Limit // Social Evolution and History. 2008. Vol. 7. № 1. P. 19–53.

Comments

No posts found

Write a review
Translate