- Код статьи
- S0130386425010051-1
- DOI
- 10.31857/S0130386425010051
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 68 / Номер выпуска 1
- Страницы
- 59-73
- Аннотация
- История взаимодействия индейцев и колонистов в Новой Англии не раз подвергалась пересмотру в исследовательской литературе. Современная историография стремится уйти от однобокого освещения индейской проблемы как истории конфликта и изучить эволюцию сотрудничества и культурного взаимовлияния. Настоящий прорыв в миссионерской деятельности среди индейских племен Новой Англии пришелся на вторую треть XVIII в., когда число новообращенных исчислялось тысячами. Успехи в христианизации индейцев были связаны как с оживлением религиозной жизни новоанглийских колоний в результате событий Первого «Великого Пробуждения», так и с обострением англо-французского колониального соперничества. Устойчивый «образ врага», довольно рано сформировавшийся в новоанглийском обществе в отношении французов-«папистов», также служил дополнительным стимулом к обращению американских индейцев в протестантизм. Кажущиеся феноменальными успехи миссионеров эпохи Первого «Великого Пробуждения» по христианизации индейцев были результатом длительных процессов, разворачивающихся в Новой Англии. Работа миссионеров с коренными жителями региона на протяжении нескольких поколений, усвоение ими начальных знаний о христианстве способствовали этому. Исследователи отмечают эклектизм религиозных взглядов индейцев, обращение к разнообразным культурным источникам в их духовных поисках. На основе разнообразных источников (дневников, воспоминаний и переписки миссионеров, официальных документов, материалов колониальной прессы, теологических сочинений пуритан Новой Англии) в статье рассмотрен ряд успешных проектов, связанных с обращением индейцев в христианство, прежде всего создание на волне движения религиозного обновления Дартмутского колледжа в 1769 г. Вместе с тем нельзя переоценивать результаты миссионерской деятельности – было ли искренним, а главное, долговечным обращение представителей коренного населения Новой Англии к христианству. Активно пользуясь новыми возможностями, которые открывались перед коренными жителями Америки в результате менявшейся английской колониальной политики, индейцы по-прежнему с недоверием относились к английским колонистам и активно противостояли культурной и религиозной ассимиляции.
- Ключевые слова
- миссионерство пуританизм Северная Америка Англия Великобритания индейцы Новая Англия христианизация колонизация колонисты
- Дата публикации
- 20.09.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 25
Библиография
- 1. Акимов Ю.Г. От межколониальных конфликтов к битве империй: англо-французское соперничество в Северной Америке в XVII – начале XVIII в. СПб., 2005.
- 2. Александров Г.В. «Святые» и «дикари»: взаимоотношения колонистов и коренного населения Новой Англии в XVII в. М., 2021.
- 3. Хрулёва И.Ю. Складывание новой религиозной ситуации в британских колониях Северной Америки в результате «Великого Пробуждения» 1730–1750-х гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. Т. 65. № 1. URL: https://history.jes.su/s207987840001987-4-1 (дата обращения: 01.03.2024). DOI: 10.18254/S0001987-4-1
- 4. Axtell J. The Invasion Within: The Contest of Cultures in Colonial North America. Oxford, 1986.
- 5. Bailyn B. Atlantic History: Concept and Contours. Cambridge (Mass.), 2005.
- 6. Brooks J. American Lazarus: Religion and the Rise of African-American and Native American Literature. New York, 2003.
- 7. Calloway C.G. The Indian History of an American Institution: Native Americans and Dartmouth. Hanover, 2010.
- 8. Cressy D. Coming over: Migration and Communication between England and New England in the Seventeenth Century. Cambridge (Mass.), 1987.
- 9. Fisher L.D. The Indian Great Awakening: Religion and the Shaping of Native Cultures in Early America. New York, 2012.
- 10. Kellaway W. The New England Company, 1649–1776: Missionary Society for American Indians. London, 1961.
- 11. Kidd T.S. The Great Awakening: The Roots of Evangelical Christianity in Colonial America. New Haven, 2007.
- 12. Lepore J. The Name of War: King Philip’s War and the Origins of American Identity. New York, 2009.
- 13. Levy B. Town Born: The Political Economy of New England from its Founding to the Revolution. Philadelphia, 2009.
- 14. Love W.D. Samson Occom and the Christian Indians of New England. New York, 2000.
- 15. Mifflin J. “Closing the Circle”: Native American Writings in Colonial New England, a Documentary Nexus between Acculturation and Cultural Preservation // The American Archivist. 2009. Vol. 72. № 2. P. 344–382.
- 16. Mills F.M. The Society in Scotland for Propagating Christian Knowledge in British North America, 1730–1775 // Church History. 1994. Vol. 63. № 1. Р. 15–30.
- 17. Newell M.E. Brethern by Nature. New York, 2015.
- 18. Simmons W.S. Conversion from Indian to Puritan // New England Quarterly. 1979. № 52. P. 197–218.
- 19. Smith J. The First Great Awakening: Redefining Religion in British America, 1725–1775. Madison, 2015.
- 20. Stevens L. The Poor Indians: British Missionaries, Native Americans, and Colonial Sensibility. Philadelphia, 2004.
- 21. Sweet J.W. Bodies Politic: Negotiating Race in the American North, 1730–1830. Baltimore, 2003.
- 22. Winiarski D.L. Native American Popular Religion in New England’s Old Colony, 1670–1770 // Religion and American Culture: A Journal of Interpretation. 2005. Vol. 15. № 2. P. 147–186.
- 23. References
- 24. Akimov Iu.G. Ot mezhkolonial’nykh konfliktov k bitve imperii: anglo-frantsuzskoe sopernichestvo v Severnoi Amerike v XVII – nachale XVIII v. [From inter-colonial conflicts to the Battle of Empires: Anglo-French rivalry in North America in the 17th – early 18th centuries]. Sank-Peterburg, 2005. (In Russ.)
- 25. Aleksandrov G.V. “Sviatye” i “dikari”: vzaimootnosheniia kolonistov i korennogo naseleniia Novoi Anglii v XVII v. [“Saints” and “Savages”: the relationship between colonists and the indigenous population of New England in the 17th century]. Moskva, 2021. (In Russ.)
- 26. Khruleva I.Iu. Skladyvanie novoi religioznoi situatsii v britanskikh koloniiakh Severnoi Ameriki v rezul’tate “Velikogo Probuzhdeniia” 1730–1750-kh gg. [Shaping of a New Religious Situation in British North America as the Result of the First Great Awakening of 1730s–1750s] // Elektronnyj nauchno-obrazovatel’nyj zhurnal “Istoriya” [Electronic scientific and educational Journal “History”]. 2018. T. 65. № 1. URL: https://history.jes.su/s207987840001987-4-1 (access date: 01.03.2024). DOI: 10.18254/S0001987-4-1 (In Russ.)
- 27. Axtell J. The Invasion Within: The Contest of Cultures in Colonial North America. Oxford, 1986.
- 28. Bailyn B. Atlantic History: Concept and Contours. Cambridge (Mass.), 2005.
- 29. Brooks J. American Lazarus: Religion and the Rise of African-American and Native American Literature. New York, 2003.
- 30. Calloway C.G. The Indian History of an American Institution: Native Americans and Dartmouth. Hanover, 2010.
- 31. Cressy D. Coming over: Migration and Communication between England and New England in the Seventeenth Century. Cambridge (Mass.), 1987.
- 32. Fisher L.D. The Indian Great Awakening: Religion and the Shaping of Native Cultures in Early America. New York, 2012.
- 33. Kellaway W. The New England Company, 1649–1776: Missionary Society for American Indians. London, 1961.
- 34. Kidd T.S. The Great Awakening: The Roots of Evangelical Christianity in Colonial America. New Haven, 2007.
- 35. Lepore J. The Name of War: King Philip’s War and the Origins of American Identity. New York, 2009.
- 36. Levy B. Town Born: The Political Economy of New England from its Founding to the Revolution. Philadelphia, 2009.
- 37. Love W.D. Samson Occom and the Christian Indians of New England. New York, 2000.
- 38. Mifflin J. “Closing the Circle”: Native American Writings in Colonial New England, a Documentary Nexus between Acculturation and Cultural Preservation // The American Archivist. 2009. Vol. 72. № 2. P. 344–382.
- 39. Mills F.M. The Society in Scotland for Propagating Christian Knowledge in British North America, 1730–1775 // Church History. 1994. Vol. 63. № 1. Р. 15–30.
- 40. Newell M.E. Brethern by Nature. New York, 2015.
- 41. Simmons W.S. Conversion from Indian to Puritan // New England Quarterly. 1979. № 52. P. 197–218.
- 42. Smith J. The First Great Awakening: Redefining Religion in British America, 1725–1775. Madison, 2015.
- 43. Stevens L. The Poor Indians: British Missionaries, Native Americans, and Colonial Sensibility. Philadelphia, 2004.
- 44. Sweet J.W. Bodies Politic: Negotiating Race in the American North, 1730–1830. Baltimore, 2003.
- 45. Winiarski D.L. Native American Popular Religion in New England’s Old Colony, 1670–1770 // Religion and American Culture: A Journal of Interpretation. 2005. Vol. 15. № 2. P. 147–186.