ГЕНЕТИЧЕСКИЕ И СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ В СВОЙСТВАХ ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКОГО УРОВНЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ И СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ В СВОЙСТВАХ ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКОГО УРОВНЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000617-5-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Обсуждается возможность использования психогенетического анализа в исследованиях формально-динамических свойств в рамках теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Основная цель исследования связана с изучением роли генетического и средового факторов в свойствахформально-динамического уровня. Результаты получены на материале двух близнецовых выборок(155 пар близнецов в возрасте 13–17 и 18–25 лет). Для диагностики использовался “Опросник формально-динамических свойств” В.М. Русалова. Установлено, что влияние генотипа на формальнодинамические свойства составляет не более 50% дисперсии свойств; возрастная преемственностьсохраняется только у отдельных свойств; структура фенотипических связей свойств темпераментаобладает относительным постоянством
Ключевые слова
темперамент, интегральная индивидуальность, генотип, среда, близнецы.
Классификатор
Дата публикации
01.03.2010
Всего подписок
2
Всего просмотров
414
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0205-95920000617-5-1 Дата внесения исправлений в статью - 11.11.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Человек-стиль-социум: полисистемное взаимодействие в образовательном процессе. Пермь.: Перм. гос. пед. ун-т., 2007.
  2. Генетика поведения: количественный анализ психологических и психофизиологических признаков в онтогенезе / Под ред. С.Б. Малых. М.: Socio-Logos, 1995.
  3. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В. и др. Генотип, среда, развитие М.: ОГИ, 2004.
  4. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б.А. Вяткина. М.: Институт психологии РАН, 1999. С. 28-56.
  5. Корниенко Д.С. Онтогенетическая динамика в межиндивидуальной вариативности свойств коммуникативной активности // Вестник ПГПУ. Сер. 1. Психология. 2004. № 1-2. С. 34-45.
  6. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 25-32.
  7. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998.
  8. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  9. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. Пермь.: Пермское кн. изд-во, 1973.
  10. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. Учебник. М.: Аспект пресс, 1999.
  11. Русалов В.М. Формально-динамические свойства индивидуальности человека (темперамент). Краткая теория и методы измерения для разных возрастных групп. Методическое пособие. М.: Институт психологии РАН, 2004.
  12. Русалов В.М., Манолова О.Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности // Психол. журн. 2005. Т. 26. № 3. С. 65-73.
  13. Русалов В.М., Наумова Е.Р. О связях общих способностей с "интеллектуальными" шкалами темперамента // Психол. журн. 1999. № 1. С. 70-77.
  14. Силина Е.А. Лонгитюдное исследование возрастного и индивиудально-типического развития темперамента от подросткового до раннего юношеского возраста.: Дис.... канд. психол. наук. Пермь, 1981.
  15. Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухамамтулина Е.А. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  16. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. М.: Наука, 2004.
  17. Хрусталева Т.М. Психология педагогической одаренности. Пермь.: Перм. гос. пед. ун-т., 2003.
  18. Buss A.H., Plomin R. The EAS approach to Temperament // The Study of temperament: changes, continuities and challenges / Eds. R. Plomin, J. Dunn. Hillsdale, N.J.: Erlbaum Associates. 1986. P. 67-81
  19. Janson H., Mathiesen K.S. Temperament Profiles From Infancy to Middle Childhood: Development and Associations With Behavior Problems // Developmental Psychology. 2008. V. 44. № 5. P. 1314-1328.
  20. Muris P., Ollendick T.H. The role of temperament in the etiology of child psychopathology // Clinical Child and Family Psychology Review. 2005. № 8. P. 271-289.
  21. Rothbart M.K. Temperament, Development, and Personality // Current directions in psychological science. 2007. V. 16. № 4. Р. 207-212.
  22. Rothbart M.K., Ahadi S.A., Evans D.E. Temperament and Personality: Origins and Outcomes // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. V. 78. № 1. P. 122-135.
  23. Strelau J., Zawadzki B. The Formal Characteristics of Behavior-Temperament Inventory (FCB-TI): Validity studies. European Journal of Personality. 1995. № 9. P. 207-229.
  24. Thomas A., Chess S. Temperament: Theory and Practice. Routledge: Psychology Press, 1996. P. 41-51.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести