- Код статьи
- S023620070009630-0-
- DOI
- 10.31857/S023620070009630-0
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 31 / Номер 2
- Страницы
- 97-117
- Аннотация
Предпринята попытка рассмотреть феномен внутреннего родства математики и словесности с позиций нейробиологии. Исходя из трехуровневой концепции мозга, отмечается значительное влияние эмоций (лимбической системы, или эмоционального мозга) на работу неокортекса. Эмоции высших порядков — чувство красоты и гармонии — стимулируют рациональное мышление и обеспечивают преодоление в нем «логического разрыва», называемого интуицией. Расположение унимодальных речевых зон в левом «математическом» полушарии обеспечивает между ними кратчайшие нейронные связи и, возможно, является нейробиологической основой внутреннего родства математики и словесности. Словесность в статье понимается как искусство слова (литература) и как наука о слове (филология). Математика, помимо ее классического определения как науки о количественных отношениях и пространственных формах, понимается и как искусство логических доказательств, и как язык науки. Математика и словесность рассматриваются как два столпа культуры, каждый из которых является ее необходимым элементом. Отмечается, что выдающиеся математики всегда выступали за единство математики и словесности, а в сфере образования пальму первенства отдавали словесности. Прослеживается трехсотлетняя история взаимовлияния математики и словесности в Московском университете, при этом отмечается, что данная интегративная тенденция, стремление к соборности, является отличительной чертой всей русской культуры. Подчеркивается эстетическое и этическое богатство поэзии и математики, которое также лежит в основе их внутреннего родства.
- Ключевые слова
- нейробиология, мозг, эмоции, математика, словесность, литература, филология, образование
- Дата публикации
- 15.05.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 37
- Всего просмотров
- 2234
Библиография
- 1. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т 1. М.: Мысль, 1975. С. 65–367.
- 2. Белый А. Символизм: Книга статей. М.: Мусагет, 1910.
- 3. Бессараб М.Я. Лев Ландау: Роман-биография. М.: Октопус, 2009.
- 4. Волошинов А.В., Игнатова М.П. Проблема «двух культур»: от Чарльза Сноу до Ильи Пригожина // Человек. 2015. № 4. С. 36–50.
- 5. Гаспаров М.Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974.
- 6. Гладкий А.В. Зачем школе нужна математика? // Знание-сила. 1996. № 2. С. 102–107.
- 7. Дубровский Д.И. Проблема сознания: Теория и критика альтернативных концепций. М.: ЛЕНАНД, 2019.
- 8. Колмогоров А.Н. Математика // Математ. энцикл. слов. / гл. ред. Ю.В. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1988. С. 7–38.
- 9. Колмогоров А.Н., Прохоров А.В. К основам русской классической метрики // Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. С. 397–432.
- 10. Кутрунов В.Н. Словесность и математика. Необходимо восстановление былого единства // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2014. № 9. С. 124–135.
- 11. Лотман Ю.М. Искусствознание и «точные методы» в современных зарубежных исследованиях // Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики. Изд. 3-е. М.: ЛКИ, 2008.
- 12. Марков А.А. Пример статистического исследования над текстом «Евгения Онегина», иллюстрирующий связь испытаний в цепь // Изв. Императорской Академии наук. Сер. 6. СПб., 1913. Т. 7, вып. 3.
- 13. Математика и филология: Круглый стол, посвященный 70-летию ректора МГУ В.А. Садовничего // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2009. № 6. С. 7–43.
- 14. Моисеев Н.Н. О единстве естественнонаучного и гуманитарного знания // Человек. 1992. № 2. С. 5–16.
- 15. Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики. Изд. 6-е, испр. М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2020.
- 16. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985.
- 17. Садовничий В.А. Размышления математика о русском языке и литературе: Доклад на Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы 4 июля 2012 года // [Сайт Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы в МГУ 4–6 июля 2012 г.]. URL: http://philol.teacher.msu.ru/thesis/sadovnichiy
- 18. Свердлик А.Г. Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия. М.: ЛЕНАНД, 2016.
- 19. Сноу Ч.П. Две культуры: Сб. публицистич. работ. М.: Прогресс,1973.
- 20. Тютина Ю. Век и год математика Никольского. Интервью с академиком С.М. Никольским // Аргументы и факты. № 19(1332). 10.05.2006. [Электронный ресурс]. URL: http://gazeta.aif.ru/online/aif/1332/47_01?print
- 21. Успенский В.А. Апология математики: [Сб. ст.]. СПб.: Амфора, 2010.
- 22. Харди Г.Г. Апология математика / пер. с англ. Ю.А. Данилова; предисл. Ч.П. Сноу. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000.
- 23. Эйнштейн А. Собр. науч. тр.: в 4 т. Т. 4. М.: Наука, 1967.
- 24. MacLean P.D. The Triune Brain in Evolution: Role in Paleocelebral Functions. N.Y.: Springer, 1990.