ОИФННовая и Новейшая история Novaia i noveishaia istoriia

  • ISSN (Print) 01303864
  • ISSN (Online) 3034-6002

О нейробиологических корнях родства математики и словесности

Код статьи
S023620070009630-0-
DOI
10.31857/S023620070009630-0
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 31 / Номер 2
Страницы
97-117
Аннотация

Предпринята попытка рассмотреть феномен внутреннего родства математики и словесности с позиций нейробиологии. Исходя из трехуровневой концепции мозга, отмечается значительное влияние эмоций (лимбической системы, или эмоционального мозга) на работу неокортекса. Эмоции высших порядков — чувство красоты и гармонии — стимулируют рациональное мышление и обеспечивают преодоление в нем «логического разрыва», называемого интуицией. Расположение унимодальных речевых зон в левом «математическом» полушарии обеспечивает между ними кратчайшие нейронные связи и, возможно, является нейробиологической основой внутреннего родства математики и словесности. Словесность в статье понимается как искусство слова (литература) и как наука о слове (филология). Математика, помимо ее классического определения как науки о количественных отношениях и пространственных формах, понимается и как искусство логических доказательств, и как язык науки. Математика и словесность рассматриваются как два столпа культуры, каждый из которых является ее необходимым элементом. Отмечается, что выдающиеся математики всегда выступали за единство математики и словесности, а в сфере образования пальму первенства отдавали словесности. Прослеживается трехсотлетняя история взаимовлияния математики и словесности в Московском университете, при этом отмечается, что данная интегративная тенденция, стремление к соборности, является отличительной чертой всей русской культуры. Подчеркивается эстетическое и этическое богатство поэзии и математики, которое также лежит в основе их внутреннего родства.

Ключевые слова
нейробиология, мозг, эмоции, математика, словесность, литература, филология, образование
Дата публикации
15.05.2020
Год выхода
2020
Всего подписок
37
Всего просмотров
2234

Библиография

  1. 1. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т 1. М.: Мысль, 1975. С. 65–367.
  2. 2. Белый А. Символизм: Книга статей. М.: Мусагет, 1910.
  3. 3. Бессараб М.Я. Лев Ландау: Роман-биография. М.: Октопус, 2009.
  4. 4. Волошинов А.В., Игнатова М.П. Проблема «двух культур»: от Чарльза Сноу до Ильи Пригожина // Человек. 2015. № 4. С. 36–50.
  5. 5. Гаспаров М.Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974.
  6. 6. Гладкий А.В. Зачем школе нужна математика? // Знание-сила. 1996. № 2. С. 102–107.
  7. 7. Дубровский Д.И. Проблема сознания: Теория и критика альтернативных концепций. М.: ЛЕНАНД, 2019.
  8. 8. Колмогоров А.Н. Математика // Математ. энцикл. слов. / гл. ред. Ю.В. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1988. С. 7–38.
  9. 9. Колмогоров А.Н., Прохоров А.В. К основам русской классической метрики // Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. С. 397–432.
  10. 10. Кутрунов В.Н. Словесность и математика. Необходимо восстановление былого единства // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2014. № 9. С. 124–135.
  11. 11. Лотман Ю.М. Искусствознание и «точные методы» в современных зарубежных исследованиях // Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики. Изд. 3-е. М.: ЛКИ, 2008.
  12. 12. Марков А.А. Пример статистического исследования над текстом «Евгения Онегина», иллюстрирующий связь испытаний в цепь // Изв. Императорской Академии наук. Сер. 6. СПб., 1913. Т. 7, вып. 3.
  13. 13. Математика и филология: Круглый стол, посвященный 70-летию ректора МГУ В.А. Садовничего // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2009. № 6. С. 7–43.
  14. 14. Моисеев Н.Н. О единстве естественнонаучного и гуманитарного знания // Человек. 1992. № 2. С. 5–16.
  15. 15. Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики. Изд. 6-е, испр. М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2020.
  16. 16. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985.
  17. 17. Садовничий В.А. Размышления математика о русском языке и литературе: Доклад на Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы 4 июля 2012 года // [Сайт Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы в МГУ 4–6 июля 2012 г.]. URL: http://philol.teacher.msu.ru/thesis/sadovnichiy
  18. 18. Свердлик А.Г. Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия. М.: ЛЕНАНД, 2016.
  19. 19. Сноу Ч.П. Две культуры: Сб. публицистич. работ. М.: Прогресс,1973.
  20. 20. Тютина Ю. Век и год математика Никольского. Интервью с академиком С.М. Никольским // Аргументы и факты. № 19(1332). 10.05.2006. [Электронный ресурс]. URL: http://gazeta.aif.ru/online/aif/1332/47_01?print
  21. 21. Успенский В.А. Апология математики: [Сб. ст.]. СПб.: Амфора, 2010.
  22. 22. Харди Г.Г. Апология математика / пер. с англ. Ю.А. Данилова; предисл. Ч.П. Сноу. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000.
  23. 23. Эйнштейн А. Собр. науч. тр.: в 4 т. Т. 4. М.: Наука, 1967.
  24. 24. MacLean P.D. The Triune Brain in Evolution: Role in Paleocelebral Functions. N.Y.: Springer, 1990.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека