Статья представляет «Духовную ситуацию времени» немецкого философа истории К. Ясперса в контексте современной ему Германии времен Веймарской республики. Эта работа - дневник того времени. К анализу привлекаются труды по истории и культуре Веймарской республики.
В статье анализируются особенности методологического самосознания истории философии в сравнении с самосознанием истории. Предлагается авторский подход: выделяется три кризиса философской историографии, которые отмечают тупик интерпретативных схем, невозможность пользоваться старыми методами и одновременно недостаточную проработку новых. Методологические кризисы стимулируют обращение науки к самой себе. История философии проходит три историографических кризиса, каждый из которых является поворотным для развития ее самосознания: кризис предмета (XVII–XVIII вв.), кризис метода (конец XIX – начало XX в.) и кризис актора (вторая половина XX в.). Их составляющие анализируются в сравнении с аналогичными в исторической науке. История философии зарождается в попытке обособиться от истории мысли и философии, определяя свой предмет как историю философской мысли, прогрессивные попытки приблизиться к истине. На волне методологических дискуссий в гуманитарных науках, дифференциации гуманитарного знания, а также становления истории как самостоятельной науки, история философии ставит вопрос специфического историко-философского метода. Вслед за историками она развивает метод понимающей интерпретации, могущей дать ей как доступ к субъективному мысленному опыту прошлого, так и возможность объективной его фиксации. Невозможность решения проблемы соотношения объективного и субъективного в историко-философской практике приводит к проблематизации перспективы актора. Ситуация постмодерна в историческом знании углубляет кризис интерпретативных схем: проблематизируются не только критерии достоверности интерпретации и возможность ее объективности, но и идентичность исследователя, что вновь обращает его к собственному предмету и методу. Таким образом, замыкается круг самосознания, давая истории философии стимул для проблематизации собственной методологии и источник саморазвития.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека