история Русской Православной Церкви в XIX—XX веках
В статье рассматривается один из аспектов изменения религиозной политики советского руководства в ходе Великой Отечественной войны. Известно, что в 1941–1943 гг. одним из главных адресатов этой политики были союзники СССР по антигитлеровской коалиции. Документ, на анализе которого построена данная статья, отражает взгляд английской стороны на происходившее в 1943 г. сближение Русской православной и Англиканской церквей. Это доклад в Ватикан, составленный отцом Леопольдом Брауном, настоятелем московского католического прихода Св. Людовика. Американский священник описывает общую картину религиозной и околорелигиозной жизни страны с лета по осень 1943 г.; информирует Ватикан о ставших ему известными обстоятельствах проведения собора Русской православной церкви 1943 г. и избрания на нем патриарха Сергия; подробно останавливается на визите в Москву архиепископа Йоркского Англиканской церкви Гарбетта. Отец Браун акцентирует внимание на религиозной стороне этого визита. Он утверждает, что часть представителей британского дипломатического корпуса и журналистов ожидала, что между Русской православной и Англиканской церквами будет установлено литургическое общение. Эти предположения не были подтверждены членами английской делегации, но отражали настроения части британского общества.
В настоящей публикации вводятся в научный оборот четыре документа из архива Государственного секретариата Ватикана, в которых нашел отражение самый ранний этап американо-советских контактов периода Великой Отечественной войны, связанных с вопросом о религиозной свободе в СССР. Международный имидж Советского Союза как страны, где происходят целенаправленные гонения на религию, осенью 1941 г. стал для администрации президента Франклина Д. Рузвельта внутриполитической проблемой, поскольку ее попытки подключить СССР к программе ленд-лиза встретили сопротивление со стороны влиятельных религиозных кругов и особенно со стороны американских католиков. Эти обстоятельства заставили администрацию США стремиться, с одной стороны, заручится поддержкой Ватикана, а с другой – добиваться от советского руководства заявлений, которые бы подтвердили его приверженность принципу декларируемой в советском законодательстве религиозной свободы. При этом сам Рузвельт был убежден, что военный кризис заставит Советский Союз отказаться от прежней антирелигиозной политики. Эту точку зрения разделял и представитель Католической церкви в Москве американский ассумпционист о. Леопольд Браун. Как видно из публикуемых здесь писем, о. Браун был убежден, что американской администрации необходимо немедленно сделать самые энергичные шаги, чтобы добиться от советских лидеров гарантий религиозной свободы. Письма о. Брауна были направлены как в Вашингтон, так и в Ватикан и там прочитывались как подтверждение позиции американской стороны, призывавшей Святой Престол проявить гибкость по отношению к Советской России.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека