Союзники СССР и советская политика в Афганистане в 1980-е годы
Союзники СССР и советская политика в Афганистане в 1980-е годы
Аннотация
Код статьи
S013038640012271-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Рабуш Таисия Владимировна 
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
185-201
Аннотация

Политика Советского Союза в Афганистане в 1980-е годы не одобрялась большей частью государств планеты, тем не менее узкий круг союзников, поддерживающих эту политику, сформировался и существовал на протяжении 1980-х годов. В настоящей статье рассматривается позиция союзников СССР, поддержавших ввод советских войск в Афганистан и политику, проводимую СССР в Афганистане. Автора прежде всего интересует дипломатический аспектэтой поддержка советских действий со стороны этих государств. Источники, послужившие основным материалом для работы, – сборники внешнеполитических документов СССР и документы ООН (в том числе резолюции, принимаемые на протяжении 1980-х годов). В блок государств, поддерживающих политику Советского Союза в Афганистане, входили преимущественно ближайшие союзники СССР. Автор анализирует причины, побудившие их поддерживать советскую политическую линию по «афганскому вопросу». Основных причин для оказания такой поддержки было две: либо тесные многолетние отношения с СССР, либо оказываемая государству-союзнику на тот период времени помощь со стороны Советского Союза (как правило, в локальном вооруженном конфликте). В статье прослеживается, как в 1980-е годы изменялась дипломатическая позиция советских союзников в отношении военного вовлечения СССР в афганские события. На основании анализа документов автор приходит к выводу, что уровень поддержки советских действий в Афганистане был самым высоким в 1980–1981 гг. и снизился во второй половине 1980-х. Тем не менее основной «костяк» государств, поддерживающих советскую линию в Афганистане, на протяжении 1980-х годов, оставался практически неизменным.

Ключевые слова
афганский вооруженный конфликт, афганская война, холодная война, внешняя политика СССР в 1980-е годы, СССР и социалистические страны, СССР и союзники, СССР в Афганистане
Классификатор
Получено
16.02.2021
Дата публикации
01.05.2021
Всего подписок
18
Всего просмотров
2902
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Как известно, ввод ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан и последующие действия СССР были осуждены и мировым сообществом с трибуны ООН и некоторых других международных организаций, и отдельными странами. Когда исследователи, политики, журналисты пишут о реакции международного сообщества на действия СССР в Афганистане, обычно отмечают осуждение советских действий, крайне редко речь идет о поддержке политики СССР. Но эта поддержка, безусловно, имела место, и нельзя говорить, что с вводом своих войск в Афганистан СССР оказался в полной международной изоляции.
2 В статье рассматривается позиция союзников СССР в отношении советской политической линии в Афганистане в 1980-е годы и ее изменения. Актуальность темы состоит в том, что как «третий мир» в целом, так и отдельные государства, по-прежнему являются важным направлением внешней политики России. Политика Советского Союза в Афганистане в 1980-е годы не одобрялась большей частью государств планеты, тем не менее узкий круг союзников, поддерживающих эту политику, сформировался и существовал на протяжении 1980-х годов. Нас прежде всего интересует, как поддержка советских действий в Афганистане проявлялась союзниками СССР на международной арене и какими мотивами руководствовались при этом союзники СССР.
3 Исследование основывается преимущественно на сборниках документов «Внешняя политика Советского Союза и международные отношения» за 1980–1984 гг. По собранным в них документам можно проследить позицию стран – союзниц СССР в отношении и афганского вооруженного конфликта, и советской политики в Афганистане в 1980-е годы. Также привлекаются документы ООН: ежегодные резолюции «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности», осуждающие действия СССР в Афганистане и требующие вывода из страны советских войск, обсуждения этих резолюций в ООН; некоторые документы Архива национальной безопасности США.
4 Следует отметить, что данный вопрос практически не нашел своего освещения ни в отечественной, ни в зарубежной историографии. Существует работа «Правда об Афганистане»1, вышедшая «по горячим следам» ввода войск и описывающая реакцию стран – союзниц СССР на события в Афганистане. Книга издана с привлечением документальных источников, а также зарубежной и советской прессы, но на эти документы и статьи в прессе в работе нет ссылок. Кроме того, интересующий нас вопрос затрагивается в монографиях Л.Б. Теплинского2 и В.Г. Коргуна3, в статье В.С. Христофорова4, в исследованиях зарубежных ученых «Афганский капкан»5 и «The Soviet Union in the Third World»6, но лишь фрагментарно.
1. Правда об Афганистане. Документы, факты, свидетельства. М., 1980.

2. Теплинский Л.Б. История советско-афганских отношений, 1919–1987. М., 1988. С. 304–316.

3. Коргун В.Г. История Афганистана. ХХ век. М., 2004. С. 408.

4. Христофоров В.С. Политическое урегулирование афганской проблемы в контексте международных отношений в 1980-е гг. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2014. № 18 (140). С. 116–125.

5. Алан П., Клей Д. Афганский капкан. Правда о советском вторжении. М., 1999. С. 251.

6. The Soviet Union in the Third World / Ed. C.R. Saivetz. Boulder, 1989.
5 Просоциалистический режим в Афганистане, установившийся после победы Апрельской революции весной 1978 г., был признан СССР и его ближайшими союзниками в кратчайшие сроки: Демократическая Республика Афганистан (ДРА) «и ее революционное правительство быстро получили широкое международное признание. Первыми о его признании заявили Советский Союз, Болгария, Индия, Монголия, Чехословакия, Куба и Польша. 5 мая 1978 г. ДРА признали Пакистан, Турция, Народная Демократическая Республика Йемен (НДРЙ), Вьетнам, Югославия и Иран. 6 мая 1978 г. о признании ДРА заявили ГДР, США, Великобритания, ФРГ, Италия, а также Южная Корея»7.
7. История Афганистана с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. Ю.В. Ганковский. М., 1982. С. 332–333.
6 Анализ документов, в частности бесед посла СССР в Афганистане А.М. Пузанова с послами Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), Народной Республики Болгария (НРБ), Германской Демократической Республики (ГДР), Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) и Польской Народной Республики (ПНР), подтверждает, что вскоре после победы Апрельской революции и установления в Афганистане нового режима союзники СССР были настроены в его отношении благожелательно и расположены к дальнейшему сотрудничеству8.
8. Запись беседы с послами соцстран – Б. Пашеком (ПНР), Ким Ро Гоном (КНДР), С. Радославовым (НРБ), Б. Самониковым (СФРЮ), З. Кармелита (ЧССР) от 6 мая 1978 г. // Архив национальной безопасности США. URL: >>>> (дата обращения: 23.09.2020); Запись беседы с руководителем делегации ГДР, заместителем министра путей сообщения, начальником гражданской авиации Клаусом Хенкесом от 20 мая 1978 г. // Архив национальной безопасности США. URL: >>>> (дата обращения: 23.09.2020).
7 Поворотным моментом не только для советско-афганских отношений, но и для всего комплекса международных отношений того времени стал ввод ОКСВ в Афганистан, состоявшийся в конце 1979 г. 27 декабря 1979 г. Политбюро ЦК КПСС приняло документ «О наших шагах в связи с развитием обстановки вокруг Афганистана», в котором предлагалось провести мероприятия, направленные на разъяснение акта ввода советских войск в Афганистан союзникам из числа социалистических стран. Послам СССР в этих государствах предписывалось: «Незамедлительно посетите лично тов. Хонеккера (Герека, Кадара, Гусака, Т. Живкова, Ф. Кастро, Цеденбала, Ле Зуана…) и, сославшись на поручение советского руководства, сообщите ему следующее.
8 Мы считаем необходимым со всей прямотой информировать руководство друзей об акции, предпринимаемой нами перед лицом резкого ухудшения обстановки вокруг Афганистана... Грубое вмешательство со стороны некоторых держав в дела Афганистана продолжается, причем масштабы его увеличиваются, на афганскую территории засылаются вооруженные формирования и оружие для контрреволюционных элементов и банд, деятельность которых направляется из-за границы...
9 Учитывая все это и просьбу нового афганского руководства о помощи и содействии в отражении внешней агрессии, Советский Союз, руководствуясь своим интернациональным долгом, принял решение направить в Афганистан ограниченные советские воинские контингенты, которые будут выведены оттуда после того, как отпадут причины, вызвавшие необходимость такой акции.
10 Предпринимая эту вынужденную временную акцию, мы разъясняем всем государствам, с которыми Советский Союз поддерживает дипломатические отношения, что откликаемся на просьбу… нового руководства государства Афганистан, которое обратилось к Советскому Союзу за помощью и содействием в борьбе против внешней агрессии. При этом Советский Союз исходит из общности интересов Афганистана и нашей страны в вопросах безопасности, зафиксированной в Договоре о дружбе и сотрудничестве 1978 года, из интересов сохранения мира в этом районе.
11 Положительная реакция Советского Союза на эту просьбу руководства Афганистана вытекает также из положения статьи 51 Устава ООН...
12 Мы уверены, что друзья хорошо поймут мотивы, продиктовавшие нам необходимость оказания решительной помощи Афганистану в настоящей обстановке, и со своей стороны полностью поддержат эту нашу интернационалистскую акцию»9.
9. О наших шагах в связи с развитием обстановки вокруг Афганистана. Решение Политбюро ЦК № П177/151 от 27.12.79. Указание совпослам и другим представителям о мерах пропагандистского обеспечения акции // Архив В. Буковского. URL: >>>> (дата обращения: 23.09.2020).
13 Достигли ли эти мероприятия необходимых результатов? На наш взгляд, да, поскольку на протяжении 1980-х годов сохранялась группа стран, поддерживающих советскую политику в Афганистане. Рассмотрим, какова же была реакция на ввод ОКСВ в Афганистан мирового сообщества и союзников СССР.
14 Вскоре после ввода ОКСВ в Афганистан, 10 января 1980 г., была созвана 6-я Чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, на которой действия СССР были осуждены большинством членов мирового сообщества – 104 голоса «за» и 18 голосов «против» принятия резолюции «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности»10. В контексте настоящего исследования нас интересует реакция союзников СССР, которые голосовали «против» принятия данной и последующих осуждающих действия СССР резолюций ООН. Стоит отметить, что основной «костяк» стран, поддерживающий на международном уровне политику СССР в Афганистане, оставался практически неизменным на протяжении 1980-х годов (таблица 1).
10. 6-я Чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН 10–14 января 1980 г. «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности». URL: >>>> (дата обращения: 23.09.2020).
15

Таблица 1

Ежегодные итоги голосования за резолюции ООН «Положение в Афганистане и его последствия для международного мира и безопасности»11

Год «За» «Против» Воздержались от участия в голосовании Не приняли участия в голосовании
1980 111 Афганистан, Ангола, Болгария, Монголия, Польша, БССР, УССР, СССР, Вьетнам, Куба, Сирия, Сейшелы, Сан-Томе и Принсипи, Эфиопия, ГДР, Чехословакия, НДРЙ, Гренада, Венгрия, Лаос, Мадагаскар, Мозамбик Алжир, Бенин, Финляндия, Кабо-Верде, Чад, Конго, Кипр, Гвинея-Бисау, Индия, Мали, Никарагуа, Зимбабве Румыния, Бутан, Боливия, Доминика, Ирак, Ливия, Сент-Винсент и Гренадины, ЮАР, Йемен
1981 116 Афганистан, Ангола, Болгария, Монголия, Польша, БССР, УССР, СССР, Вьетнам, Куба, Сирия, Сейшелы, Сан-Томе и Принсипи, Эфиопия, ГДР, Чехословакия, НДРЙ, Гренада, Венгрия, Лаос, Мадагаскар, Мозамбик, Ливия Алжир, Бенин, Финляндия, Кабо-Верде, Чад, Конго, Кипр, Гвинея-Бисау, Индия, Мали, Никарагуа, Уганда Румыния, Бутан, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, ЮАР, Йемен
1982 114 Афганистан, Ангола, Болгария, Монголия, Польша, БССР, УССР, СССР, Вьетнам, Куба, Сирия, Эфиопия, ГДР, Чехословакия, НДРЙ, Гренада, Венгрия, Лаос, Мадагаскар, Мозамбик, Ливия Алжир, Бенин, Финляндия, Кабо-Верде, Чад, Конго, Кипр, Гвинея-Бисау, Индия, Мали, Никарагуа, Уганда, Йемен Сейшелы, Сан-Томе и Принсипи, Румыния, Бутан, ЮАР, Белиз, Боливия, Вануату, Маврикий
1983 116 Афганистан, Ангола, Болгария, Монголия, Польша, БССР, УССР, СССР, Вьетнам, Куба, Сирия, Эфиопия, ГДР, Чехословакия, ЙНДР, Венгрия, Лаос, Мадагаскар, Мозамбик, Ливия Алжир, Бенин, Финляндия, Кабо-Верде, Конго, Кипр, Гвинея-Бисау, Индия, Мали, Никарагуа, Уганда, Йемен, Ирак, Малави, Сан-Томе и Принсипи, Сейшелы, Буркина-Фасо Румыния, Бутан, ЮАР, Экваториальная Гвинея, Гренада
1984 119 Афганистан, Ангола, Болгария, Монголия, Польша, БССР, УССР, СССР, Вьетнам, Куба, Сирия, Эфиопия, ГДР, Чехословакия, НДРЙ, Венгрия, Лаос, Мадагаскар, Мозамбик, Ливия Алжир, Бенин, Финляндия, Буркина-Фасо, Кабо-Верде, Конго, Кипр, Гвинея-Бисау, Индия, Никарагуа, Уганда, Ирак, Мали, Сан-Томе и Принсипи Румыния, Бутан, ЮАР, Сейшелы, Йемен, Сент-Китс и Невис
1985 122 Афганистан, Ангола, Болгария, Монголия, Польша, БССР, УССР, СССР, Вьетнам, Куба, Сирия, Эфиопия, ГДР, Чехословакия, НДРЙ, Венгрия, Лаос, Мадагаскар, Ливия Алжир, Бенин, Финляндия, Кабо-Верде, Конго, Кипр, Гвинея-Бисау, Индия, Никарагуа, Ирак, Мали, Сан-Томе и Принсипи Румыния, Бутан, ЮАР, Сейшелы, Йемен, Мозамбик
1986 122 Афганистан, Ангола, Болгария, Монголия, Польша, БССР, УССР, СССР, Вьетнам, Куба, Сирия, Эфиопия, ГДР, Чехословакия, НДРЙ, Венгрия, Лаос, Мадагаскар, Ливия, Буркина-Фасо Алжир, Бенин, Финляндия, Кабо-Верде, Конго, Кипр, Индия, Никарагуа, Ирак, Мали, Уганда Румыния, Бутан, ЮАР, Сейшелы, Йемен, Мозамбик
1987 123 Афганистан, Ангола, Болгария, Монголия, Польша, БССР, УССР, СССР, Вьетнам, Куба, Сирия, Эфиопия, ГДР, Чехословакия, НДРЙ, Венгрия, Лаос, Мадагаскар, Ливия Алжир, Бенин, Финляндия, Конго, Кипр, Индия, Никарагуа, Ирак, Мали, Уганда, Буркина-Фасо Румыния, ЮАР, Сейшелы, Йемен, Мозамбик, Кабо-Верде
1988 Принята без голосования
1989 Принята без голосования

Источник: URL: https://digitallibrary.un.org/search?ln-ru&cc-Voting+Data (дата обращения: 23.09.2020).

11. «Поименно» указаны только страны, голосующие «против», воздержавшиеся и не принимавшие участия в голосовании.
16 Итак, «против» принятия резолюции «Положение в Афганистане…» ежегодно голосовали союзники СССР, которых можно условно разделить на два блока. Первый составляли члены Организации Варшавского Договора (ОВД) – ГДР, ПНР, Венгерская Народная Республика (ВНР), ЧССР, НРБ. Отметим, что не все участники ОВД высказывались «против» принятия данной резолюции. Так, Социалистическая Республика Румыния (СРР) и в первом голосовании, и во всех последующих не принимала участия (вопреки распространенному мнению, что Румыния осудила действия СССР в Афганистане. О прямом осуждении речи не шло, было именно непринятие участия в голосовании).
17 Второй блок – государства из числа стран «третьего мира», в основном придерживающиеся в своей политике «социалистической ориентации». Среди них политику СССР в Афганистане: Народная Республика Ангола (НРА), Социалистическая Эфиопия, Народная Республика Мозамбик (НРМ), Демократическая Республика Мадагаскар, Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ), Куба, Монгольская Народная Республика (МНР), Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР), НДРЙ и Сирийская Арабская Республика (САР).
18 Что интересно, перечень государств, не поддержавших советскую военную акцию в Афганистане, практически полностью совпадал с перечнем государств, осудивших новый режим в Кампучии после свержения власти Пол Пота и «красных кхмеров» в начале 1979 г., т.е. немногим ранее, чем произошел ввод ОКСВ в Афганистан. На этот факт указывает И.А. Конорева: «Ряд социалистических стран Европы и Азии (Румыния, Югославия, КНР12, КНДР13), крупные капиталистические государства… заняли диаметрально противоположную позицию, осудив новый камбоджийский режим и потребовав восстановления свергнутого правительства... Парадокс ситуации состоял в том, что данная группа объединила страны, совершенно разные по политической ориентации и по подходам к решению других вопросов международной политики»14.
12. Китайская Народная Республика, Китай.

13. Корейская Народно-Демократическая Республика (Северная Корея).

14. Конорева И.А. Проблема Индокитая на завершающем этапе «холодной войны» и политика СССР // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 3 (19). Т. 2. URL: >>>> (дата обращения: 23.09.2020).
19 Политика поддержки советских действий в Афганистане государствами – членами ОВД подробно рассматривается в одной из статей сборника, вышедшего в ФРГ в 1980 г.15
15. Meier C. Die sowjetische Intervention in Afghanistan und die Reaktion im Warschauer Pakt // Die sowjetische Intervention in Afghanistan. Baden-Baden, 1980. S. 273–298.
20 Наиболее яркая поддержка Советскому Союзу руководством этих государств была выражена в 1980 и 1981 гг. Так, Венгрия сделала это в начале 1980 г. во время официального визита министра иностранных дел ВНР Ф. Пуйя в СССР (17–18 марта). О выражении правительством Венгрии одобрения в отношении действий Советского Союза в Афганистане также упоминается в выпущенном госдепартаментом США сборнике рассекреченных документов, посвященных политике США в социалистических странах Восточной Европы16.
16. Foreign relations of the United States. 1977–1980. Vol. XX. Eastern Europe. Washington (DC), 2015. Р. 510.
21 В том же 1980 г. Чехословакия также выразила поддержку политике СССР в Афганистане – министр иностранных дел этого государства Б. Хнеупек, находившийся с визитом в Москве в марте 1980 г., обсудил ситуацию в Афганистане с министром иностранных дел СССР А.А. Громыко и «от имени руководства ЧССР… заявил о полной поддержке позиции СССР в этом вопросе»17. О поддержке правительством Чехословакии «советского вторжения в Афганистан» указывается в телеграмме, направленной из посольства США в Чехословакии в госдепартамент 21 февраля 1980 г.18
17. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. 1980 год. Сб. док. / Сост. И.А. Кириллин, Н.Ф. Потапова. М., 1981. С. 36.

18. Foreign relations... Р. 342.
22 ГДР официально выражала поддержку действиям СССР в Афганистане как минимум дважды – в 1980 и в 1981 гг.19 В частности, 19–20 февраля 1980 г. министр иностранных дел ГДР О. Фишер в ходе визита в СССР заявил «о своей полной солидарности с ДРА в ее борьбе за свою национальную независимость» и потребовал «полного прекращения продолжающихся агрессивных действий извне против независимого, революционного Афганистана»20.
19. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. 1981 год. Сб. док. / Сост. И.А. Кириллин, Н.Ф. Потапова. М., 1982. С. 7.

20. Внешняя политика Советского Союза… 1980 год. С. 30.
23 Болгария также выразила поддержку советской политики в Афганистане дважды: в 1980 г.21 и в 1981 г.22 В январе 1980 г. министр иностранных дел ПНР Э. Войташек заявил «о своей солидарности с ДРА» и потребовал «прекращения агрессивных действий извне против этой страны»23. 3–5 июля 1981 г. Варшаву посетил А.А. Громыко, и в ходе этого визита СССР и ПНР снова «подтвердили свою принципиальную позицию в пользу политического урегулирования положения вокруг Афганистана… на путях прекращения агрессивных действий извне против ДРА и гарантий невозобновления таких действий, что позволило бы решить и вопрос о выводе советских войск»24.
21. Там же. С. 14.

22. Внешняя политика Советского Союза… 1981 год. С. 65.

23. Внешняя политика Советского Союза… 1980 год. С. 12.

24. Внешняя политика Советского Союза… 1981 год. С. 81–82.
24 Таким образом, практически все восточноевропейские страны – союзницы СССР по ОВД – Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия и Болгария (за исключением Румынии) – поддерживали и советскую политику в Афганистане, и ввод ОКСВ в Афганистан. Кроме того, в совместных официальных заявлениях начиная уже с 1980 г. содержится информация о необходимости достижения мира в Афганистане и политического урегулирования «афганского вопроса».
25 Официальная поддержка политики СССР в Афганистане высказывалась странами-союзницами и во второй половине 1980-х годов. Приведем только некоторые примеры: выступление представителей ГДР Г. Отта и ЧССР Я. Цесара 12 ноября 1985 г. (A/40/PV.72) на 40-й сессии ООН; выступление представителя ВНР М. Эндреффи 12 ноября 1986 г. (A/41/PV.56) на 41-й сессии ООН; выступление представителя ПНР Э. Новорыты 12 ноября 1987 г. (A/42/PV.60) 25 на 42-й сессии ООН. В выступлениях особый акцент делается на необходимости политического урегулирования ситуации в Афганистане.
25. Официальный сайт ООН. URL: >>>> (дата обращения: 07.03.2021). Здесь и далее любой документ можно найти по ссылке на сайте ООН по указанному в скобках его номеру.
26 Политика ОВД в отношении различных конфликтных ситуаций кратко рассматривается в некоторых зарубежных монографиях26, но тема Афганистана отдельно там не затронута. СССР не обращался к восточноевропейским союзникам с просьбами об оказании военной помощи в реализации целей построения социализма в ДРА. Но уже в первом документе ОВД, принятом после ввода советских войск в Афганистан, декларации государств – участников Варшавского Договора, принятой на совещании Политического консультативного комитета 14–15 мая 1980 г. касательно положения в ДРА, была подчеркнута «необходимость политического урегулирования положения, сложившегося вокруг Афганистана» и констатировалось, что только после прекращения любого «вмешательства извне» советские войска будут выведены из ДРА27. Стоит отметить, что фундаментом благоприятного разрешения конфликта в Афганистане полагалось продолжение мирных непрямых переговоров между Афганистаном и Пакистаном28.
26. Holden G. The Warsaw pact: Soviet security and bloc politics. Oxford, 1989; Fodor N. The Warsaw Treaty Organization: A Political and Organizational Analysis. New York, 1990.

27. Внешняя политика Советского Союза… 1980 год. С. 60.

28. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. 1983 год. Сб. док. / Сост. И.А. Кириллин, Н.Ф. Потапова. М., 1984. С. 15.
27 Если говорить об экономических аспектах сотрудничества, то уже с 1980 г. ДРА была принята в качестве наблюдателя в работе сессий СЭВ и продолжала таковую деятельность на протяжении дальнейших лет29. СССР предпринимал небезуспешные попытки привлечь восточноевропейских союзников к оказанию экономической помощи ДРА. Так, уже в сентябре 1978 г. Болгария согласилась предоставить Афганистану кредиты в размере до 30 млн долл. с целью финансирования строительства ряда предприятий легкой и пищевой промышленности30; согласилась на оказание экономической помощи ГДР31, и т.д. Можно говорить, что с начала 1980-х годов СССР пытается вовлечь Афганистан в экономическую орбиту социализма, но не в военную зону ответственности социалистических государств.
29. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. 1984 год. Сб. док. / Сост. И.А. Кириллин, Н.Ф. Потапова. М., 1985. С. 157.

30. Запись беседы с послом Народной Республики Болгарии в ДРА Стояном Радославовым от 20 сентября 1978 г. // Архив национальной безопасности США. URL: >>>> (дата обращения: 23.12.2020).

31. Запись беседы с руководителем делегации ГДР…
28 Неизменно поддерживали советский политический курс в Афганистане государства «третьего мира»: Сирия, Монголия, НДРЙ, Ливия, Ангола, Эфиопия, Вьетнам, Лаос и Куба. Сюда можно отнести и Мозамбик, хотя его позиция с течением времени изменилась.
29 В 1980-е годы отношения с Сирией были особенно теплыми32. Сирия выразила поддержку политике СССР в Афганистане в 1980 г., причем официально сделала это дважды на протяжении года. В конце января 1980 г. А.А. Громыко с официальным визитом посетил Дамаск, и в коммюнике по результатам этого визита отмечалось, что «стороны заявили о необходимости уважения воли Афганистана защищать свою землю, территориальную целостность»33. А в октябре того же года, когда президент Сирии Х. Асад нанес визит в СССР, стороны «заявили о солидарности с ДРА в ее борьбе за свою национальную независимость и суверенитет». Была подчеркнута «необходимость такого политического урегулирования положения, сложившегося вокруг Афганистана, которое должно надежно гарантировать полное прекращение и невозобновление всех видов вмешательства извне»34.
32. См. подробнее: Hannah J.P. At Arms Length: Soviet-Syrian Relations In The Gorbachev Era. Washington (DC), 1989; Freedman R. Moscow and the Middle East: Soviet Policy since the Invasion of Afghanistan. New York, 1991.

33. Внешняя политика Советского Союза… 1980 год. С. 16.

34. Там же. С. 146.
30 Народная Демократическая Республика Йемен, как отмечает отечественный востоковед А.С. Гуськов, поддерживала «конструктивные международные усилия, направленные на нормализацию обстановки вокруг Афганистана, и, в частности, предложения правительства Афганистана по мирному политическому урегулированию так называемого “афганского вопросаˮ. Демократический Йемен занимает позицию солидарности с афганской революцией»35. Зарубежные исследователи также указывают, что НДРЙ в 1980-е годы поддерживала политику СССР в отношении Афганистана36.
35. Гуськов А.С. Демократический Йемен: 20 лет революции. М., 1983. С. 66.

36. Halliday F. Revolution and Foreign Policy: the Case of South Yemen. 1967–1987. Cambridge, 2002. Р. 30, 78.
31 В коммюнике по итогам визита в СССР генерального секретаря Йеменской коммунистической партии, премьер-министра НДРЙ А.Н. Муххамеда «стороны заявили о солидарности с ДРА в ее борьбе за свою национальную независимость и суверенитет, в защиту завоеваний Апрельской революции... подчеркнута необходимость политического урегулирования положения, сложившегося вокруг Афганистана, которое должно надежно гарантировать полное прекращение и невозобновление всех видов вмешательства»37.
37. Внешняя политика Советского Союза… 1980 год. С. 76.
32 Союзником СССР и его внешней политики была Монголия. Так, с 25 ноября по 1 декабря 1980 г. в СССР с визитом находился министр иностранных дел МНР М. Дугэрсурэн. Он выразил «поддержку усилиям руководства и народа ДРА в защите завоеваний Апрельской революции» и потребовал «прекращения развязанных империализмом и его пособниками агрессивных действий против афганского народа, урегулирования ситуации вокруг Афганистана политическими средствами»38.
38. Там же. С. 180.
33 Кроме того, еще в январе 1980 г. постоянным представителем МНР при ООН Б. Дашцерэном в адрес Генерального секретаря ООН был направлен документ с просьбой не обсуждать действия СССР в Афганистане с прилагаемым к нему заявлением МИД МНР39. Что интересно, виновниками сложившейся в Афганистане внутриполитической ситуации именуются США и Китай: «Клеветнические антисоветские измышления понадобились Вашингтону и Пекину для прикрытия своих происков против независимого и прогрессивного развития ДРА, Народной Кампучии, Вьетнама, Лаоса и других государств… Именно США и Китай, выступая единым фронтом, подкармливают контрреволюционные силы внутри Афганистана и за его пределами, помогают им оружием и финансовыми средствами... Монгольский народ… хорошо знает действительно бескорыстный характер интернационалистской помощи СССР... МНР решительно выступает против обсуждения так называемого “афганского вопросаˮ в ООН как акта, полностью противоречащего целям и принципам ее Устава и служащего прямым посягательством на суверенное право афганского народа иметь государственный строй, соответствующий его воле»40.
39. Письмо постоянного представителя Монголии при ООН от 11 января 1980 г. на имя Генерального секретаря. № A/ES-6/6. URL: >>>> (дата обращения 23.09.2020).

40. Там же. С. 2, 5.
34 В июле 1981 г. Монголию посетила партийно-правительственная делегация СССР, и в ходе этой встречи снова прозвучало заявление о «поддержке народа и правительства ДРА в борьбе за осуществление революционных преобразований в стране, проведение курса на политическое урегулирование положения в этом районе»41. Монголия еще дважды выражала одобрение советской политике в Афганистане. В конце марта 1984 г. глава МИД МНР посетил СССР и выразил осуждение продолжающемуся «вмешательству сил империализма и реакции в дела этого неприсоединившегося независимого государства», заявив о солидарности «с народом и правительством Демократической Республики Афганистан». В конце октября того же года в ходе визита в СССР генерального секретаря ЦК Монгольской народно-революционной партии, Председателя Совета министров МНР Ж. Батмунха в коммюнике по итогам визита выражалась совместная советско-монгольская поддержка предложениям правительства ДРА по урегулированию ситуации в Афганистане42.
41. Внешняя политика Советского Союза… 1981 год. С. 92.

42. Внешняя политика Советского Союза… 1984 год. С. 28, 155–156.
35 В регионе Юго-Восточной Азии политику СССР поддерживали Вьетнам и Лаос43. Последний не был ближайшим союзником СССР, но тем не менее последовательно поддерживал советскую линию в Афганистане (см. таблицу 1). Так, в октябре 1981 г. министр иностранных дел ЛНДР П. Сипасет совершил визит в Советский Союз и выразил «полную поддержку народу и правительству ДРА в их борьбе за независимость страны… Политическое урегулирование ситуации вокруг Афганистана может быть достигнуто только путем прекращения и невозобновления вооруженного и иного вмешательства»44.
43. Zagoria D. The Soviet-Vietnamese Alliance // Postwar Indochina: Old Enemies and New Allies / Ed. J.J. Zasloff. Washington (DC), 1988. P. 133–146; Stuart-Fox M. Foreign Policy of the Lao People’s Democratic Republic // Laos: Beyond the Revolution / Eds J.J. Zasloff and L. Unger. London, 1990. P. 187–208.

44. Внешняя политика Советского Союза… 1981 год. С. 128.
36 Активно афганскую политику СССР поддерживал и Вьетнам. Так, с 28 января по 4 февраля 1980 г. с официальным визитом в СРВ находилась делегация Верховного Совета СССР. В сообщении по итогам этого визита говорится, что «вьетнамская сторона дала высокую оценку помощи, оказанной Советским Союзом афганскому народу в точном соответствии с Договором между Афганистаном и СССР и Уставом ООН», также обе делегации «горячо приветствовали историческую победу народа Афганистана и искренне пожелали ему надежно защитить революционные завоевания». А в сентябре того же года СССР посетил министр иностранных дел СРВ Нгуен Ко Тхать. В коммюнике по итогам визита отмечалось, что «стороны заявили о своей неизменной поддержке правого дела афганского народа, твердо отстаивающего завоевания Апрельской революции. Они подчеркнули необходимость политического решения проблем, связанных с обстановкой вокруг Афганистана, на основе известных предложений правительства ДРА»45.
45. Внешняя политика Советского Союза… 1980 год. С. 27, 110.
37 В октябре 1982 г., в ходе визита в СССР партийно-государственной делегации от СРВ стороны «вновь заявили о солидарности с Афганистаном и потребовали прекращения вмешательства извне в афганские внутренние дела и достижения политического урегулирования на основе предложений правительства ДРА. Кроме того, вьетнамская сторона положительно оценила «начало афгано-пакистанского диалога по проблемам политического урегулирования»46. Осенью 1984 г. министр иностранных дел СРВ посетил СССР, и снова в коммюнике по итогам его визита была выражена «солидарность с афганским народом, борющимся за защиту революционных завоеваний, прекращение необъявленной войны против Афганистана и вмешательство извне в его внутренние дела»47.
46. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. 1982 год. Сб. док. / Сост. И.А. Кириллин, Н.Ф. Потапова. М., 1983. С. 129.

47. Внешняя политика Советского Союза… 1984 год. С. 166.
38 Отдельно стоит сказать о позиции Народной Республики Кампучия (НРК). После 1978 г. в этом государстве установилось своего рода «двоевластие»: в Пномпене и частично на территории страны действовал провьетнамский политический режим во главе с Хенг Самрином, а в ООН Кампучию в 1980-е годы по-прежнему представляли дипломаты свергнутого полпотовского режима. Правительство Хенг Самрина было на стороне СССР в «афганском вопросе»48. Поддержка советской политики в Афганистане, солидарность с афганским народом и признание необходимости политического урегулирования ситуации в Афганистане были выражены представителями руководства Кампучии в 1980 г.49 в ходе визита в СССР председателя Народного революционного совета НРК Хенг Самрина; в 1982 г.50 в ходе визита в Советский Союза министра иностранных дел НРК Хун Сена и в 1984 г.51, когда Кампучию посещала советская делегация. Позиция представителей «старой» Кампучии в ООН в отношении участия СССР в афганском вооруженном конфликте была враждебной.
48. История Кампучии. Краткий очерк. М., 1981. С. 245; Мосяков Д.В. История Камбоджи. ХХ век. М., 2010. С. 516.

49. Внешняя политика Советского Союза… 1980 год. С. 24.

50. Внешняя политика Советского Союза… 1982 год. С. 139.

51. Внешняя политика Советского Союза… 1984 год. С. 176.
39 Разумеется, все вышеназванные азиатские государства выражали солидарность с официальным правительством Афганистана, протест против внешнего вмешательства в афганские события (под таковым подразумевалась прежде всего засылка вооруженных формирований на территорию ДРА из Ирана и Пакистана) и надежду на достижение политического урегулирования в своих выступлениях в ООН по «афганскому вопросу»: выступление представителя СРВ Ле Ким Чунга 12 ноября 1985 г. (A/40/PV.71) на 40-й сессии ООН; представителя ЛНДР К. Вонгсая 12 ноября 1986 г. (A/41/PV.56) на 41-й сессии ООН; представителей САР Х. Масри 12 ноября 1987 г. (A/42/PV.60) и НДРЙ А. С. Аль-Ашталь (A/42/PV.62) 13 ноября 1987 г. на 42-й сессии ООН, и др. Вообще, дипломатические представители упоминаемых в этом разделе азиатских стран выступали практически на каждой сессии ООН в ходе обсуждения проекта резолюции «Положение в Афганистане…» с выражением поддержки ДРА и Советскому Союзу. Аналогично поступали и страны – члены ОВД, советские союзники из Восточной Европы.
40 Как видим, государствами Азии, поддерживающими политику СССР в Афганистане, были преимущественно страны социалистической ориентации (согласно политологической терминологии того периода).
41 Последовательно поддерживали советскую политику в Афганистане на протяжении 1980-х годов на Африканском континенте Ангола и Эфиопия, близкие союзники СССР в то время (стоит сказать, что в этих государствах тогда, как и в Афганистане, шли региональные вооруженные конфликты, и СССР в этих конфликтах выступал на стороне правящих режимов). 18–24 января 1982 г. с визитом в СССР была партийно-правительственная делегация НРА. В коммюнике по итогам визита сообщалось, что «СССР и НРА вновь заявляют о своей полной солидарности с ДРА, которая отстаивает завоевания Апрельской революции, защищает свой суверенитет и независимость. Стороны требуют прекращения вооруженного и всех других форм империалистического вмешательства во внутренние дела этого государства. Они выступают за политическое урегулирование положения вокруг Афганистана на основе известных заявлений правительства ДРА»52. А когда 16–20 мая 1983 г. Советский Союз посетил президент НРА Ж.Э. душ Сантуш, заявление ангольской стороны по Афганистану было более сдержанным, чем годом ранее, и ограничивалось выражением солидарности, причем в тексте документа вооруженный конфликт в Афганистане упоминался в ряду с другими военными конфликтами в странах «третьего мира»: «Обе стороны подтвердили свою полную поддержку ДРА, миролюбивых инициатив стран Индокитая, осудили агрессивный курс США в отношении Кубы, Никарагуа и Гренады»53.
52. Внешняя политика Советского Союза… 1982 год. С. 11.

53. Внешняя политика Советского Союза… 1983 год. С. 86.
42 Верным приверженцем политики СССР оставалась Эфиопия: она выразила поддержку афганскому политическому курсу Советского Союза в 1980, 1982 и в 1984 гг. и в целом поддерживала советскую внешнюю политику (это государство вступило на путь социалистической ориентации после революции и свержения монархии в 1974 г.)54. Первое заявление по Афганистану было сделано во время официального визита в СССР председателя Временного военного административного совета Эфиопии Менгисту Хайле Мариам (27 октября – 10 ноября 1980 г.). В совместном советско-эфиопском заявлении по итогам визита стороны заявили «о своей солидарности и полной поддержке правительства и героического народа ДРА в их борьбе за национальную независимость и суверенитет, в защиту завоеваний Апрельской революции. Они осуждают как явное, так и тайное вмешательство империалистов и реакционных сил… заявляют о полной поддержке конструктивных предложении правительства Афганистана, выдвинутых им 14 мая 1980 г.»55. Когда в октябре 1982 г. Менгисту Хайле Мариам снова посетил СССР, в коммюнике по итогам визита также было отражено, что «Советский Союз и социалистическая Эфиопия требуют прекращения вооруженного и иного вмешательства империалистических и реакционных сил во внутренние дела ДРА. Они выступают за политическое урегулирование положения вокруг Афганистана»56. В ходе визита Менгисту Хайле Мариама в СССР в конце марта 1984 г. в совместном коммюнике также повторялись заявления о солидарности с ДРА в ее «борьбе за национальную независимость и суверенитет», требования прекращения вмешательства во внутренние дела в Афганистана и начала процесса политического урегулирования на основе предложений афганского правительства57.
54. Об отношениях СССР и Эфиопии подробно см.: Шведов А.А. Независимая Африка: внешнеполитические проблемы, дипломатическая борьба. М., 1983. С. 195; Карцева Е.Ю. Советско-эфиопские отношения в условиях идеологического сближения после революции 1974 г. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2009. № 5. С. 107–113; Anderson-Jaquest T.C. Restructuring the Soviet-Ethiopian relationship: A case study in asymmetric exchange: PhD thesis. London School of Economics and Political Science. URL: >>>> (дата обращения: 07.03.2021).

55. Внешняя политика Советского Союза… 1980 год. С. 164.

56. Внешняя политика Советского Союза… 1982 год. С. 133.

57. Внешняя политика Советского Союза… 1984 год. С. 33.
43 В ООН на стороне СССР на протяжении 1980-х годов также выступал Мадагаскар (см. таблицу 1). Нам не удалось обнаружить документальные источники, свидетельствующие, что Мадагаскар разделял политическую стратегию СССР как в Афганистане, так и в странах «третьего мира». Впрочем, советско-мадагаскарские отношения и внешняя политика Мадагаскара – не самые освещенные темы в отечественной и зарубежной историографии, хотя косвенно этот вопрос затрагивается в диссертации отечественного исследователя М.Н. Германчука, посвященной становлению и формированию внешней политики Мадагаскара58.
58. Германчук М.Н. Становление и развитие внешней политики Мадагаскара: проблемы и перспективы (1965–2005 гг.): автореф. дисс. … канд. ист. наук. М., 2006.
44 Нельзя не отметить, что вплоть до середины 1980-х годов число сторонников политики СССР в Афганистане не сокращалось. Со временем, правда, их количество уменьшилось (см. таблицу 1). Так, Мозамбик, имевший в 1980-е годы тесные отношения с СССР, выражал поддержку советским действиям в Афганистане вплоть до второй половины 1980-х годов. В ноябре 1980 г. президент НРМ С.М. Машел посетил СССР. В совместном советско-мозамбикском заявлении по итогам визита отмечалось, что «стороны заявляют о своей солидарности с борьбой народа ДРА, отстаивающего завоевания Апрельской революции, защищающего суверенитет и независимость своей родины… высказываются за политическое урегулирование положения, сложившегося вокруг Афганистана, которое должно гарантировать прекращение всех форм вмешательства… и заявляют о полной поддержке конструктивных предложений правительства Афганистана от 14 мая 1980 г.»59 Во время очередного визита в Советский Союз (28 февраля – 5 марта 1983 г.) президент Мозамбика снова заявил о солидарности с ДРА и потребовал «прекращения иностранного вмешательства, в том числе военного, империалистических и реакционных сил во внутренние дела этого суверенного государства»60. Но начиная с 1985 г. Мозамбик прекратил участвовать в голосовании по резолюции «Положение в Афганистане…». Следует отметить, что Ангола, государство с похожей на Мозамбик политической судьбой, во второй половине 1980-х годов также продемонстрировала некоторое охлаждение в вопросах поддержки советской внешней политики61, хотя продолжала голосовать «против».
59. Внешняя политика Советского Союза… 1980 год. С. 178.

60. Внешняя политика Советского Союза… 1983 год. С. 35.

61. Mcfaul M. The demise of the world revolutionary process: Soviet-Angolan relations under Gorbachev // Journal of Southern African Studies. 1990. Vol. 16. Iss. 1. P. 165–189.
45 Начиная с 1981 г. и вплоть до самого вывода советских войск политику СССР в Афганистане неизменно поддерживала Ливия. В апреле 1981 г. ливийский политический лидер М. Каддафи посетил СССР. В ходе визита в числе прочего он заявил о солидарности с ДРА в ее борьбе за независимость и обозначил необходимость «такого политического урегулирования положения вокруг Афганистана, которое надежно гарантировало бы прекращение и невозобновление всех форм вмешательства извне». Каддафи отметил, что такое урегулирование могло бы рассматриваться также в увязке с вопросами безопасности Персидского залива62. В марте 1983 г. СССР посетила ливийская правительственная делегация, и в коммюнике по итогам визита стороны снова выразили поддержку Афганистану в его борьбе и подчеркнули необходимость такого дипломатического урегулирования «афганского вопроса», которое смогло бы исключить дальнейшее невозобновление вмешательства в афганские дела63.
62. Внешняя политика Советского Союза… 1981 год. С. 37.

63. Внешняя политика Советского Союза… 1983 год. С. 43.
46 Как отмечают отечественные авторы, «вместе с СССР и другими социалистическими и неприсоединившимися странами Ливия заявила о своей солидарности с ДРА на 6-й Чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, отказавшись поддерживать инспирированную США и их союзниками провокационную резолюцию “О положении в Афганистанеˮ64. На совещании министров иностранных дел государств – членов НФСП65 в Дамаске ливийские представители… разоблачили выдвинутый западной пропагандой лживый тезис об угрозе исламу в Афганистане»66.
64. Это замечание не является верным – поскольку на процедуре голосования за резолюцию «Положение в Афганистане…» осенью 1980 г. Ливия не принимала участия.

65. Национальный фронт стойкости и противодействия. В него входили Алжир, Ливия, Сирия, НДРЙ и Организация освобождения Палестины.

66. Шведов А.А., Румянцев В. Советско-ливийские отношения. М., 1986. С. 94.
47 Союзников в Западном полушарии у СССР было меньше, чем в Европе, Азии или в Африке. Известно, что наиболее близким союзником СССР из числа латиноамериканских стран была Куба, однако она не выражала ярую поддержку действиям СССР в Афганистане. Тем не менее в голосованиях в ООН по поводу резолюций «Положение в Афганистане…» Куба на протяжении 1980-х годов голосовала «против» (см. таблицу 1). В целом Куба в 1980-е годы поддерживала дружественные отношения с Афганистаном, что отмечают разные исследователи67 и о чем мы можем прочитать в кубинской прессе того периода68.
67. Гриневич Э.А., Гвоздарев Б.И. Куба в мировой политике. М., 1984. С. 286, 326; Латинская Америка в международных отношениях. ХХ век. 1988, в 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 262; Bain. M.J. Soviet-Cuban Relations, 1985 to 1991: Changing Perceptions in Moscow and Havana. Boulder, 2007.

68. Например: Entrevistase con Fidel el canciller afgano // Granma, 24.09.1983. Р. 1.
48 Колебалась в своей позиции по вопросу поддержки советских действий в Афганистане Республика Никарагуа. Когда в марте 1980 г. СССР посетила партийно-правительственная делегация Никарагуа, в совместном коммюнике, принятом по итогам визита, обе стороны лишь осудили «кампанию нагнетания международной напряженности», развязанную в связи с событиями в Афганистане69. В ООН Никарагуа неизменно воздерживалась от голосования «за» принятие осуждающих действия СССР в Афганистане резолюций. Маленькое островное государство Гренада с 1980 по 1982 г. включительно голосовало «против» принятия резолюции «Положение в Афганистане…» В 1983 г. США предприняли вооруженное вторжение и оккупировали остров.
69. Внешняя политика Советского Союза… 1980 год. С. 40.
49 Следует отметить, что некоторые страны Африки и Латинской Америки (прежде всего Куба и Ливия) выражали свою солидарность с правительством Афганистана не только в совместных заявлениях с СССР, но и с трибуны ООН: выступление представителя Кубы А. Веласко Сан Хосе 12 ноября 1985 г. (A/40/PV.72) и представителя Ливии Эль-Герби 13 ноября 1985 г. (A/40/PV.74) на 40-й сессии ООН; выступление 13 ноября 1987 г. представителя Кубы А. Веласко Сан Хосе (A/42/PV.62) на 42-й сессии ООН, и т.д. Интересно, но делегации Анголы и Эфиопии, голосуя «против» принятия ежегодных резолюций «Положение в Афганистане…», ни разу не выступили в ходе обсуждений этих же резолюций странами – членами ООН. Представитель Мозамбика выступил на прениях единожды в 1980 г. Зато трижды (в 1980, 1982 и 1983 гг.) выступал представитель от Никарагуа.
50 Отметим, что в официальных двусторонних заявлениях, сделанных совместно с СССР государствами Азии, Африки и Латинской Америки, поддерживающими советскую политику в Афганистане, отмечается та же тенденция, что и в случае с заявлениями государств Восточной Европы – практически всегда в них содержится не только выражение солидарности с народом Афганистана и осуждение «вмешательства извне» во внутриафганские дела, но и указание на необходимость политического урегулирования «афганского вопроса» и поддержка инициатив афганского правительства в этом отношении.
51 Вряд ли можно говорить, что после ввода ОКСВ в Афганистан СССР оказался в международной изоляции – уже в начале 1980 г. сформировался блок государств, которые поддерживали политический курс Советского Союза, взятый им в Афганистане. В число этих стран вошли в основном союзники СССР по ОВД и ближайшие союзники СССР из стран «третьего мира». Отметим, что среди европейских, азиатских и африканских государств у СССР было примерно одинаковое количество сторонников его «афганской» политики – в среднем по пять государств на каждом континенте. Меньше всего сторонников советской политики в Афганистане было в Западном полушарии – только Куба и Гренада до событий 1983 г.
52 После 1985 г. сокращается число стран, поддерживающих политику СССР в Афганистане, о чем говорят результаты голосования в ООН за резолюции «Положение в Афганистане…» (см. таблицу 1). По всей видимости, основная причина данного явления не столько в затяжном пребывании советского военного контингента в Афганистане, сколько в новой внешнеполитической линии, начавшейся с избранием в СССР на пост генерального секретаря Центрального Комитета КПСС М.С. Горбачева, согласно которой был взят курс на скорейшее дипломатическое разрешение «афганского вопроса». Хотя осознание необходимости урегулирования афганского вооруженного конфликта мирными средствами у советского руководства присутствовало и ранее, доказательством чему двусторонние заявления СССР и его союзников, в большинстве которых содержится указание на необходимость политического урегулирования ситуации в Афганистане и поддержка советских и афганских инициатив по этому вопросу.
53 Если говорить о причинах, обуславливающих поддержку союзниками СССР его политики в Афганистане, то они базировались либо на тесных многолетних отношениях с СССР (восточноевропейские государства, Куба, Монголия, Сирия, НДРЙ, отчасти Ливия); либо зиждились на поддержке данного государства СССР в настоящем или недавнем прошлом в ситуации регионального вооруженного конфликта (Эфиопия, Ангола, Мозамбик, Вьетнам). Особняком в ряду поддерживающих советскую политику в Афганистане стран стоит Мадагаскар – у этого государства не было очень тесных отношений с Советским Союзом, поэтому достаточно сложно объяснить проявленный им феномен солидарности. Стоит отметить, что во второй половине 1980-х годов некоторые союзники СССР дистанцировались от поддержки Советского Союза в «афганском вопросе» (например Мозамбик). Но в целом на протяжении 1980-х годов сохранялся хоть и небольшой, но стабильный блок государств, поддерживающих советскую политическую линию в Афганистане. У этих государств могли различаться мотивы поддержки, но итог был одинаков: солидаризация с СССР в курсе проводимой им в Афганистане политической линии.

Библиография

1. Алан П., Клей Д. Афганский капкан. Правда о советском вторжении. М., 1999.

2. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. 1980 год. Сб. док. / Сост. И.А. Кириллин, Н.Ф. Потапова. М., 1981.

3. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. 1981 год. Сб. док. / Сост. И.А. Кириллин, Н.Ф. Потапова. М., 1982.

4. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. 1982 год. Сб. док. / Сост. И.А. Кириллин, Н.Ф. Потапова. М., 1983.

5. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. 1983 год. Сб. док. / Сост. И.А. Кириллин, Н.Ф. Потапова. М., 1984.

6. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. 1984 год. Сб. док. / Сост. И.А. Кириллин, Н.Ф. Потапова. М., 1985.

7. Германчук М.Н. Становление и развитие внешней политики Мадагаскара: проблемы и перспективы (1965–2005 гг.): автореф. дисс. … канд. ист. наук. М., 2006.

8. Гриневич Э.А., Гвоздарев Б.И. Куба в мировой политике. М., 1984.

9. Гуськов А.С. Демократический Йемен: 20 лет революции. М., 1983.

10. История Афганистана с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. Ю.В. Ганковский. М., 1982.

11. История Кампучии. Краткий очерк. М., 1981.

12. Карцева Е.Ю. Советско-эфиопские отношения в условиях идеологического сближения после революции 1974 г. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2009. № 5. С. 107–113.

13. Конорева И.А. Проблема Индокитая на завершающем этапе «холодной войны» и политика СССР // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 3 (19). Т. 2. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/021-033.pdf (дата обращения: 23.09.2020).

14. Коргун В.Г. История Афганистана. ХХ век. М., 2004.

15. Латинская Америка в международных отношениях. ХХ век: в 2 т. Т. 2. М., 1988.

16. Мосяков Д.В. История Камбоджи. ХХ век. М., 2010.

17. Отчеты о голосовании по номерам резолюций ООН // URL: https://digitallibrary.un.org/search?ln-ru&cc-Voting+Data (дата обращения: 23.09.2020).

18. Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/ga/documents/symbol.asp (дата обращения: 07.03.2021).

19. Правда об Афганистане. Документы, факты, свидетельства. М., 1980.

20. Теплинский Л.Б. История советско-афганских отношений, 1919–1987. М., 1988.

21. Христофоров В.С. Политическое урегулирование афганской проблемы в контексте международных отношений в 1980-е гг. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2014. № 18 (140). С. 116–125.

22. Шведов А.А. Независимая Африка: внешнеполитические проблемы, дипломатическая борьба. М., 1983.

23. Шведов А.А., Румянцев В. Советско-ливийские отношения. М., 1986.

24. Anderson-Jaquest T.C. Restructuring the Soviet-Ethiopian relationship: A case study in asymmetric exchange: PhD thesis, London School of Economics and Political Science. URL: http://etheses.lse.ac.uk/2110/ (дата обращения: 07.03.2021).

25. Bain M.J. Soviet-Cuban Relations, 1985 to 1991: Changing Perceptions in Moscow and Havana. Boulder, 2007.

26. Fodor N. The Warsaw Treaty Organization: A Political and Organizational Analysis. New York, 1990.

27. Foreign relations of the United States. 1977–1980. Vol. XX. Eastern Europe. Washington (D.C.), 2015.

28. Freedman R. Moscow and the Middle East: Soviet Policy since the Invasion of Afghanistan. New York, 1991.

29. Halliday F. Revolution and Foreign Policy: the Case of South Yemen. 1967–1987. Cambridge, 2002.

30. Hannah J.P. At Arm’s Length: Soviet-Syrian Relations In The Gorbachev Era. Washington (D.C.), 1989.

31. Holden G. The Warsaw pact: Soviet security and bloc politics. Oxford, 1989.

32. Mcfaul M. The demise of the world revolutionary process: Soviet‐Angolan relations under Gorbachev // Journal of Southern African Studies. 1990. Vol. 16. Iss. 1. P. 165–189.

33. Meier C. Die sowjetische Intervention in Afghanistan und die Reaction im Warschauer Pakt // Die sowjetische Intervention in Afghanistan. Baden-Baden, 1980. S. 273–298.

34. Stuart-Fox M. Foreign Policy of the Lao People’s Democratic Republic // Laos: Beyond the Revolution / Eds J.J. Zasloff and L. Unger. London, 1990. P. 187–208.

35. The Soviet Union in the Third World / Ed. C.R. Saivetz. Boulder, 1989.

36. Zagoria D. The Soviet-Vietnamese Alliance // Postwar Indochina: Old Enemies and New Allies / Ed. J.J. Zasloff. Washington (D.C.), 1988. P. 133–146.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв

(additional_1.docx) [Ссылка]

Перевести