Improving The Use of Excise Tax in The Economy of The Republic of Uzbekistan
Table of contents
Share
QR
Metrics
Improving The Use of Excise Tax in The Economy of The Republic of Uzbekistan
Annotation
PII
S020736760025991-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
А. Rassulev 
Affiliation: Tashkent State Economic University
Address: Tashkent, Republic of Uzbekistan
S. Voronin
Affiliation: Institute of Fiscal Studies under the Ministry of Finance of the Republic of Uzbekistan
Address: Tashkent, Republic of Uzbekistan
Affiliation: Institute of Fiscal Studies under the Ministry of Finance of the Republic of Uzbekistan
Address: Tashkent, Republic of Uzbekistan
Edition
Pages
109-122
Abstract

The article discusses the peculiarities of the application of excise tax in the economy of Uzbekistan. The effectiveness of excise taxation reforms is proven. Taking into account foreign experience, the ways of modernizing the excise tax in the national economy are substantiated. Sound proposals are given for the choice of products subject to excise tax.

Keywords
excise tax, basics of excise taxation, Tax Code, tax incentives, human health
Received
28.06.2023
Date of publication
28.06.2023
Number of purchasers
12
Views
186
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 В Узбекистане впервые акцизный налог был введен в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О налогах с предприятий, объединений и организаций», принятым еще 15 февраля 1991 года. Вплоть до 2019 года акцизный налог устанавливался на продукцию, использование которой оказывает негативное влияние на здоровье человека или ухудшает состояние окружающей среды (сигареты, алкогольные напитки, бензин, дизельное топливо, автомобили и др.). Использование акцизного налога на продовольственные товары первой необходимости отечественного производства, а также импортируемые в республику продукты питания приводило к тому, что они становились более дорогими, что сказывалось на росте расходов граждан, в том числе ‒ малообеспеченных.
2 Действие акцизного налога регулируется статьями 283-293 Налогового кодекса Республики Узбекистан. Ставки данного налога устанавливаются либо в процентах к стоимости товара (адвалорные), либо в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении (фиксированные). В соответствии со статьей 283 Налогового кодекса плательщиками акцизного налога являются юридические и физические лица, включая1:
1. Под конечными потребителями понимаются юридические и физические лица, приобретающие бензин, дизельное топливо и газ для собственных нужд. Налоговый кодекс Республики Узбекистан. URL: >>>>
3
  • производящие товары, облагаемые акцизным налогом на территории Республики Узбекистан;
  • осуществляющие реализацию природного газа потребителям;
  • осуществляющие реализацию конечным потребителям бензина, дизельного топлива, в том числе через автозаправочные станции, а также газа через газонаполнительные станции и газонаполнительные пункты;
  • перемещающие подакцизные товары через таможенную границу Республики Узбекистан.
4 Налогоплательщиками акцизного налога также признаются юридические лица, оказывающие телекоммуникационные услуги мобильной связи (подакцизные услуги) и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Узбекистан через постоянные учреждения, производящие товары или осуществляющие ввоз товаров, облагаемых акцизным налогом.
5 Налоговая база данного налога определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара (услуг) в зависимости от установленных налоговых ставок. По производимым подакцизным товарам (услугам), в отношении которых налоговые ставки установлены в процентах (адвалорные), налоговой базой является стоимость реализованных подакцизных товаров (услуг), но не ниже их фактической себестоимости. По ввозимым подакцизным товарам, в отношении которых налоговые ставки установлены в процентах (адвалорные), налоговая база определяется на основании таможенной стоимости, определяемой в соответствии с таможенным законодательством.
6 По товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из фиксированной и адвалорной налоговых ставок) налоговая база определяется исходя из объема подакцизных товаров и (или) таможенной стоимости подакцизных товаров, определяемой в соответствии с таможенным законодательством.
7 С 1 января 2023 году в Узбекистане сохранены категории налогоплательщиков по акцизному налогу, а также сроки представления налоговой отчетности и уплаты налога. Налоговые ставки акцизного налога на табачную и алкогольную продукцию, а также на нефтепродукты проиндексированы на 10%. (табл.1).
8

Таблица 1 Ставки акцизного налога на табачную продукцию (производимую в республике и импортируемую продукцию)

Виды табачной продукции Налоговые ставки
при импорте на производимые
1. Сигареты с фильтром, без фильтра, папиросы, сигариллы (сигариты), биди, кретек 342 000 сум/1 000 штук + 10 процентов с 1 января 2023 года: 203 500 сум/1 000 штук + 10 процентов с 1 февраля 2023 года: 223 850 сум/1 000 штук + 10 процентов
2. Сигара 5 720 сум/1 штуку
3. Табак для кальяна 341 000 сум/кг
4. Табак курительный, трубочный 341 000 сум/кг
5. Табак жевательный, нюхательный и сосательный 341 000 сум/кг
6. Нагреваемая табачная палочка, нагреваемая капсула с табаком и другие изделия, содержащие табак, с аналогичным принципом использования 341 000 сум/кг
7. Никотиновый бестабачный снюс 137 500 сум/кг
8. Никотиносодержащая жидкость (в картриджах, резервуарах и других контейнерах для использования в электронных сигаретах) 605 сум/мл

Источник: Налоговый кодекс РУ, ст. 289. https://lex.uz/ru/docs/4674893#4699898

9 С 1 января 2023 года ставка акцизного налога на сигареты с фильтром при импорте продукции была установлена на уровне 342 000 сум за 1000 штук плюс 10%, а на производимые в республике – с 1 января 2023 года ‒ 203 500 сум плюс 10% и с 1 февраля 2023 года – 223 850 сум плюс 10%. С 1 января 2023 года ставки акцизного налога при импорте табачной продукции снизились на 5%.
10 С 2023 года акцизный налог при производстве алкогольной продукции (за исключением слабоалкогольных напитков) исчисляется исходя из доли этилового спирта, содержащегося в подакцизной продукции. При этом единицей измерения производимой алкогольной продукции установлен «литр» (в 2022 году – декалитр, dl).
11 В 2022 году ставка акцизного налога на водку, коньяк и прочую алкогольную продукцию была установлена в размере 138 000 сумов за 1 декалитр (или 13 800 сумов за 1 литр). В 2023 году ставка акцизного налога на данную продукцию установлена в размере 34 500 сумов за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. Например, доля этилового спирта в водке составляет 40%, сумма акцизного налога на 1 литр составит 13 800 сум (34 500 сумов × 40%), а с 1 февраля 2023 года с учетом индексации – 15 200 сумов (38 000 сумов × 40%).
12 С 1 января 2023 года увеличивается ставка акцизного налога на спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый ректификованный технический из эфироальдегидной фракции и на головную фракцию этилового спирта в 5 раз – и ставка установлена на уровне 7 450 сумов за 1 литр. С 1 января 2023 года ставка акцизного налога при импорте алкогольной продукции снижается на 5% (табл. 2).
13

Таблица 2 Налоговые ставки на алкогольную продукцию, установленные на 2023 год

Виды алкогольной продукции Налоговые ставки (за 1 литр)
При импорте На производимые
С 1 января 2023 года С 1 февраля 2023 года
1. Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый ректификованный технический из эфироальдегидной фракции и головная фракция этилового спирта 70% 7 450 сум
2. Водка, коньяк и прочая алкогольная продукция (за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, за исключением пунктов 3 и 4) 106 800 сум 34 500 сум 38 000 сум
3. Вино:      
  натуральные вина естественного брожения (без добавления этилового спирта) 30 000 сум 1 сум
  прочие вина, в том числе вермут 42 750 сум 1 980 сум 2 200 сум
4. Пиво 50%, но не менее 12 800 сум 1 380 сум 1 550 сум

Источник: Налоговый кодекс РУ, ст. 289. https://lex.uz/ru/docs/4674893#4699898

14 С 1 февраля 2023 года ставки акцизного налога по нефтепродуктам будут проиндексированы на 10 процентов (табл. 3).
15

Таблица 3 Налоговые ставки на нефтепродукты и другие подакцизные товары и услуги

Наименование товаров (услуг) Налоговые ставки
    С 1 января 2023 года С 1 февраля 2023 года
1. Нефтепродукты:  
  бензин 275 000 сум/тонна 303 000 сум/тонна
  авиакеросин (за исключением синтетического) 220 000 сум/тонна 242 000 сум/тонна
  дизельное топливо (за исключением синтетического) 264 000 сум/тонна 291 000 сум/тонна
  дизельное топливо ЭКО (за исключением синтетического) 237 600 сум/тонна 262 000 сум/тонна
  моторное масло для дизельных или карбюраторных (инжекторных) двигателей 374 000 сум/тонна 412 000 сум/тонна
2. Полиэтиленовые гранулы 10%
3. Природный газ, за исключением ввезенного в Республику Узбекистан 20%
4. Реализуемый конечному потребителю:    
  бензин 385 сум за 1 литр/512 000 сум за 1 тонну 425 сум за 1 литр/565 000 сум за 1 тонну
  дизельное топливо 385 сум за 1 литр/468 000 сум за 1 тонну 425 сум за 1 литр/516 000 сум за 1 тонну
  сжиженный газ 385 сум за 1 литр/730 000 сум за 1 тонну 425 сум за 1 литр/807 500 сум за 1 тонну
  сжатый газ 550 сум за 1 куб.м 605 сум за 1 куб.м
5. Услуги мобильной связи 10%
6. Сахар белый без вкусоароматических или красящих добавок 20%
     

Источник: Налоговый кодекс РУ, статья 289. URL: >>>> , В Минфине детально рассказали, какие налоговые изменения ждут узбекистанцев в 2023 году. URL: >>>>

16 Ставка акцизного налога на бензин для производителей продукции установлена с 1 января 2023 года в размере 275 000 сум за тонну, с 1 февраля 2023 г. – 303 000 сум за тонну. В то же время ставка акцизного налога на бензин, реализуемый конечному потребителю установлена с 1 января 2023 года на уровне 385 сум за 1 литр или 512 000 сум за тонну.
17 Ставка акцизного налога для конечного потребителя на сжиженный газ с 1 января 2023 года установлена на уровне 385 сум за 1 литр или 730 000 сумов за 1 тонну. С 1 февраля 2023 года ставка данного налога установлена на уровне 425 сум за литр или 807 500 сум за тонну.
18 Ставка акцизного налога на добываемый в Узбекистане природный газ составляет 20% от его реализационной стоимости (в 2023 году сохранена на уровне 2022 года).
19 На наш взгляд, повышение ставки акцизного налога 2 раза в году по отдельным видам подакцизной продукции ухудшает деловую среду для предпринимательства, в особенности – для иностранных инвесторов. Ставки данного налога должны действовать в течение трех лет без изменения, что повысит привлекательность инвестиционного климата.
20 В процессе реформирования фискальных механизмов государство проводит курс на сокращение влияния налогов на уровень цен завозимого сырья, потребительской продукции первой необходимости, чтобы сделать их дешевле для покупателей. При помощи данного инструмента государство воздействует на потребление продукции, оказывающей негативное влияние на здоровье человека и состояние окружающей среды. Данная функция акцизного налога реализуется при помощи корректировки его ставок. Кроме того, рассматривается вопрос сокращения ставки акцизного налога на табачную продукцию, производимую в Узбекистане.
21 В соответствии с Налоговым кодексом, ставки акцизного налога, установленные в абсолютных величинах, подлежат ежегодной индексации не ниже уровня инфляции. В связи с этим, за период 2019-2022 годы они ежегодно индексировались.
22 В рамках совершенствования акцизного налогообложения в последние годы были приняты важные новшества, среди которых:
23
  • введен акциз на изготовление изделий с подогревом табака, табак курительный, жевательный, нюхательный, сосательный (снюс) и для кальяна, никотиновую продукцию без табака, а также на никотино-содержащую жидкость;
  • для нефтепродуктов ставки акцизов по импортируемой и отечественной продукции были унифицированы;
  • отменен акциз на ювелирные изделия, ковры, серебро столовые приборы, полиэтиленовые пленки, клейкие ленты, пластиковые контейнеры, электрические и другие продукты, тягачи и полуприцепы, продукты питания;
  • переведены в национальную валюту тарифы на импорт, установленные в абсолютном выражении.
24 Рассмотрим тенденции поступления средств по акцизному налогу в Государственный бюджет Республики Узбекистан. Данный анализ представляется актуальным, так как доля акцизного налога в бюджетных средствах, несмотря на сокращение, составляла в 2021 году около 8% (табл. 4).
25 Таблица 4 Структура поступлений Госбюджета в разрезе косвенных налогов в Республике Узбекистан за 2017-2021 гг.
Период Доходы Госбюджета (без учета ГЦФ) - всего Косвенные налоги НДС Акцизный налог Таможенная пошлина
2017 г. млрд сум, в % 49 681,0 26 133,2 14 685,8 7 449,2 1 707,2
100,0 52,6 29,6 15,0 3,7
2018 г. млрд сум, в % 79 099,0 41280,4 27 876,5 9 702,2 1 826,3
100,0 52,2 35,4 12,3 2,3
2019 г. млрд сум, в % 112 165,4 46 427,2 33 809,8 10 314,7 2 302,8
100,0 41,4 30,1 9,2 2,0
2020 г. млрд сум, в % 132 900,7 46 428,4 31 177,4 11 721,2 3 553,7
100,0 34, 23,5 8,8 2,7
2021 г. млрд сум, в % 164 680,3 56 290,1 38 439 13 100,8 4 764,9
100,0 34,2 23,3 7,9 3,1
Источник: данные Министерства финансов. www.mf.uz
26 Из табл. 4 видно, что общие поступления в Госбюджет (без ГЦФ) по акцизным налогам увеличились с 10 314,7 млрд сум в 2019 г. до 13 100,8 млрд сум – в 2021 году, или в 1,27 раза. Однако, доля поступлений по акцизным налогам в бюджетных средствах в процессе реформирования налогообложения снизилась с 9,2 до 7,9%. Сокращение доли акцизного налога в Госбюджете связано с отменой с 1 августа 2020 года акцизов при импорте транспортных средств, а также по другим 73 видам товарных позиций.
27 За период 2019-2021 гг. в Узбекистане осуществлялись меры по оптимизации акцизного налогообложения на отечественную продукцию и услуги. Так, с 2019 года акцизный налог на услуги мобильной связи введен по ставке 15% с одновременным снижением до 2 000 сум в месяц платы за использование абонентского номера, уплачиваемой юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи (сотовыми компаниями). С 2021 года ставка данного налога была снижена с 15 до 10%, а с 2023 года данный налог планируется вовсе отменить.
28 В результате указанных мер поступления акцизного налога на отечественную продукцию в Госбюджет увеличились с 9 496,5 млрд сум в 2019 г. до 12 779,0 млрд сум в 2021 году, или в 1,34 раза (табл. 5.).
29 Таблица 5 Структура поступления акцизов по товарам внутреннего производства за период 2019-2021 гг.
   млрд сум 2019 г.  млрд сум 2020 г. млрд сум  2021 г.
Акцизы, всего 9 496,5 100% 10 839,2 100% 12 779,4 100%
Алкогольная продукция 1 327,1 14,0 1 398,1 12,9 1 416,9 11,1
Нефтегазовая продукция 2 834,5 29,8 4 083,7 37,7 4 848,2 37,9
Табачная продукция 1 364,2 14,4 1 545,0 14,3 1 929,8 15,1
Другая продукция 3 970,0 41,8 3 812,0 35,2 4 585,0 35,9
Источник: данные Министерства финансов. www.mf.uz
30 Поступления акциза по алкогольной и табачной продукции за тот же период возросли в 1,06 раза, нефтегазовой продукии – в 1,7 раза, табачной продукции – 1,4 раза. Опережающий рост поступлений по акцизному налогу связан с ростом мировых цен на данную продукцию.
31 В 2021 г. наибольшую долю поступлений от акцизного налога на местные товары составили нефтепродукты, на которые приходится 37,9% от всей суммы поступивших акцизов (рис.1).
32

Рис. 1. Изменение структуры поступления акцизов по товарам внутреннего производства за период 2019-2021 гг., % Источник: данные Министерства финансов Республики Узбекистан.

33 Доля акцизного налога в Госбюджете от внутреннего производства алкогольной продукции за исследуемый период сократилась с 14,0 до 11,1% и возросла по нефтегазовой продукции – с 29,8 до 37,9%, табачной продукции – с 14,4 до 15,1%. Изменение структуры поступлений по данному налогу связано с проведением реформы акцизного налогообложения (увеличение ставок налога на продукцию, вредную для здоровья, и сокращение ставок на продукцию первой необходимости).
34 За период 2019-2021 гг. в республике осуществлялись меры по оптимизации акцизного налогообложения на импортируемую продукцию. Данная тенденция связана с отменой акцизного налога при импорте транспортных средств с 1 августа 2020 года и по 73 товарным позициям в том же году. С 2021 года был отменен акцизный налог на растительное масло, легковые автомобили и иные моторные транспортные средства.
35 Поступления по данному налогу снизились с 819,0 млрд сум до 308,2 млрд сум или в 2,6 раза. За данный период поступления акцизного налога по нефтегазовой продукции увеличились в 2,8 раза, табачной продукции – в 1,7 раза, а поступления по алкогольной продукции – снизились в 1,3 раза (табл. 6).
36

Таблица 6 Структура поступлений по акцизному налогу по соответствующим подакцизным импортируемым товарам за период 2019-2021 гг., млрд сум

Наименование 2019 год 2020 год 2021 год
Всего 819,0 100,0% 859,0 100,0% 308,2 100,0%
Алкогольная продукция 18,8 2,3% 13,6 1,6% 14,4 4,7%
Нефтегазовая продукция 71,6 8,7% 312,0 36,3% 204,9 66,5%
Табачная продукция 27,2 3,3% 27,3 3,2% 48,1 15,6
Растительные масла и маргарин 16,5 2,0% 18,6 2,2% 0 0
Легковые автомобили и прочие моторные транспортные средства 297,7 36,3% 54,6 6,4% 0 0
Другая продукция 388,0 47,4% 433,0 50,4% 41,0 13,3

Источник: данные Министерства финансов Республики Узбекистан.

37 Рост поступлений по нефтегазовой и табачной продукции объясняется повышением цен на импортируемую продукцию на мировых рынках. Снижение поступлений по алкогольной продукции связано с введением ограничительных мер на внешнеэкономическую деятельность, а также введением налоговых льгот.
38 Поступления по акцизам на импортируемые нефтепродукты составляют основную часть средств, поступающих по акцизному налогу на импортируемые товары. Так, за исследуемый период доля поступлений по импортируемым нефтепродуктам во всех поступлениях по акцизному налогу возросла с 8,7% в 2019 году до 66,5 % в 2021 году (рис. 2).
39 За тот же период доля поступлений акцизного налога по импортируемой табачной продукции увеличилась с 3,3% в 2019 году до 15,6% в 2021 году. Доля поступлений по акцизу от импорта алкогольных напитков в общих поступлениях по импортируемой продукции возросла с 2,3 до 4,7%.
40

Рис. 2. Изменение структуры поступления акцизного налога по соответствующим подакцизным импортируемым товарам за период 2019-2022 гг., % Источник: данные Государственного таможенного комитета.

41 На рост поступлений в Госбюджет по акцизному налогу в целом оказали влияние следующие факторы: рост экономики, отмена карантинных ограничений и другие (несмотря на введение нулевых ставок по акцизному налогу на импорт).
42 Изучение отечественного опыта акцизного налогообложения позволило сформулировать следующие выводы и предложения по улучшению применения акцизного налога.
43 В настоящее время акцизный налог широко распространен почти во всех странах с рыночной экономикой. В мировой практике он получил название налога на богатых, поскольку, как правило, подакцизными товарами традиционно являлись предметы роскоши. В число подакцизных входят товары, пользующиеся массовым потребительским спросом или наносящие вред здоровью населения – такие, как алкогольная, табачная и другая продукция. Кроме того, подакцизным товаром становится продукция, производство которой, а также использование и утилизация наносит вред экологии.
44 Используемая практика единовременного вычета части уплаченного акцизного налога делает акцизы более благоприятными для компаний и покупателей, чем НДС.
45 Регулярность использования акцизного налога позволяет минимизировать рост стоимости продукта и сделать рынок более стабильным. Акцизы позволяют пополнять государственный бюджет, а также обеспечивать приток средств в местные бюджеты.
46 В странах Европейского Союза инструменты акцизного налогообложения нашли широкое применение. Так, в Германии, Франции и Италии объектом акцизного налога являются отечественное производство, импорт и сделки с продуктами внутри Европейского Союза. Однако, акциз уплачивается только при выпуске для потребления (пиво, алкоголь, табак, сигареты, нефтепродукты, природный газ, электроэнергия, энергетические продукты питания).
47  В странах ЕАЭС акцизный налог на аналогичные виды продукции также широко используется на практике. Кроме того, в ЕАЭС подакцизными являются дизельное топливо и легковые автомобили. В настоящее время в этих странах реализуются меры по выравниванию ставок акцизного налога на табак, алкоголь, сигареты и другие виды продукции.
48 В Узбекистане до реформы налогообложения (2019 года) в сфере акцизного налогообложения существовало немало проблем. В целях увеличения бюджетных средств данный налог устанавливался как на отдельные товары первой необходимости (хлопковое масло, рис, хозяйственное мыло), так и на предметы роскоши (изделия из драгоценных металлов и др.). В процессе реформы потребительские товары первой необходимости были исключены из перечня подакцизной продукции.
49 В настоящее время акцизный налог, как правило, устанавливается на продукцию, использование которой оказывает негативное влияние на здоровье человека или ухудшает состояние окружающей среды (сигареты, алкогольные напитки, бензин, дизельное топливо, автомобили, продукция химической промышленности и др.)
50 Основными направлениями для дальнейшего совершенствования акцизного налогообложения являются:
51 ‒ дальнейшая унификация действующих в настоящее время ставок акцизного налога на все виды отечественной и импортируемой продукции, либо введение режима национального налогообложения в целях подготовки вступления страны в ВТО, так как в соответствии с Протоколом о присоединении к Соглашению о зоне свободной торговли стран СНГ от 2011 года Узбекистан принял на себя обязательство в срок до 31 декабря 2020 года установить на своей территории режим национального налогообложения;
52 ‒ введение в Узбекистане акцизного налога на производимые в республике и импортируемые безалкогольные тонизирующие напитки (энергетики), употребление которых повышают риск развития гестационного сахарного диабета, на ввоз и реализацию алкогольной продукции, безалкогольных прохладительных напитков с повышенным содержанием сахара, безалкогольных или слабоалкогольных энергетических напитков (по примеру Кыргызстана). В 2019 году уже была попытка ввести данный налог, но до настоящего времени она не реализована;
53 ‒ введение акцизного налога на товары, производство которых требует большого количества энергии, а также на предметы роскоши: производство биткоина; производство изделий из золота и драгоценных металлов, дорогих часов, некоторых видов парфюмерной продукции и др. (в Китае в этих целях введен специфический потребительский налог по ставке 15%).
54 ‒ введение механизма зачета по ранее уплаченному акцизному налогу. В частности, при реализации подакцизных товаров следует применять систему зачета уплаченного акцизного налога на входящие материалы и сырье, в том числе, давальческие материалы, по которым акцизный налог был уплачен владельцем ранее;
55 ‒ разработка мер, направленных на вывод подакцизных товаров с теневого рынка, чтобы поступления направлялись в бюджет государства. В этих целях необходимо создать систему мониторинга оборота данных товаров и своевременную уплату акцизного налога. Для получения точной информации об объемах производства и реализации продукции целесообразно использовать механизм декларирования о производстве и обороте отдельных видов нефтепродуктов, как это сделано в Республике Казахстан;
56 ‒ модернизация механизма мониторинга сбора акцизного налога в сфере реализации алкогольных напитков, табачных изделий и нефтепродуктов на основе расширения использования цифровых технологий и искусственного интеллекта (исключение фактора коррупции, расширение прозрачности и подотчетности при сборе налога и расходовании средств);
57 ‒ введение на законодательном уровне правила, в соответствии с которым ставки акцизного налога могут индексироваться только один раз в 3 года (улучшение деловой среды для предпринимателей);
58 ‒ внедрение практики возврата акцизного налога в том случае, если товар куплен в Узбекистане и вывезен в другую страну (акцизы за уплаченные алкогольные напитки могут быть возвращены при соблюдении определенных условий и в особых случаях, по примеру ЕС).
59 В связи с этим необходимо ввести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Республики Узбекистан и ввести их в действие с 2024 года.

References

1. Aktsizy: platel'schiki, stavki, ob'ekty oblozheniya, otchetnost'. URL: https://cdb.kz/sistema/biblioteka-bukhgaltera/articles/aktsizy-platelshchiki-stavki-obekty-oblozheniya-otchetnost/.

2. Aktsiznyj sbor. URL: https://trade.ec.europa.eu/access-to-markets/en/content/excise-duties

3. Aktsizy na alkogol' i sigarety v EAEhS stanut edinymi. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36042248&pos=3;-52#pos=3;-52

4. Goncharova V.A., Tkachenko A.V., Adrianopol'skij V.P. Vliyanie ehnergetikov na povedenie i sostoyanie zdorov'ya molodezhi // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanij. 2016. № 11-4. S. 652-653; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10619

5. Nalogovaya sistema: Problemy i perspektivy. URL: https://www.norma.uz/raznoe/nalogovaya_sistema_problemy_i_perspektivy.

6. Zachem Kazakhstanu nalogi «dlya bogatykh» i kak vo vsem mire rabotaet nalog na roskosh'? URL: https://the-steppe.com/razvitie/zachem-kazahstanu-nalogi-dlya-bogatyh-i-kak-vo-vsem-mire-rabotaet-nalog-na-roskosh

7. Nalog na roskosh': za i protiv. URL: https://www.interfax.ru/business/231512

8. Lepchuk A.V. Primenenie aktsizov v stranakh EAEhS / A. V. Lepchuk, N. K. Semenova // Molodoj uchenyj. 2020. № 46 (336). S. 99-101. URL: https://moluch.ru/archive/336/74969/

9. Nalogooblozhenie v EAEhS. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/inttax/eec/ts/

10. Stavka aktsiznogo naloga na ehnergetiki umen'shena do 1 soma za litr. URL: https://economist.kg/novosti/2022/08/02/stavka-akciznogo-naloga-na-energetiki-umenshena-do-1-soma-za-litr/#

11. Chem opasny ehnergetiki i mozhno li pit' ikh bez vreda dlya zdorov'ya. URL: https://style.rbc.ru/health/612b7c9c9a794722f96cd8cb

12. Konechnymi potrebitelyami ponimayutsya yuridicheskie i fizicheskie litsa, priobretayuschie benzin, dizel'noe toplivo i gaz dlya sobstvennykh nuzhd. Nalogovyj kodeks Respubliki Uzbekistan. URL: https://lex.uz/ru/docs/4674893?ONDATE=01.01.2022#4696579

13. V Uzbekistane vvedut nalog na roskosh'. URL: https://repost.uz/plati-esli-bogatiy

14. V 2022 godu v Ehstonii povysyatsya aktsiz na tabak i stavka po nalogovoj zadolzhennosti. URL: https://rus.err.ee/1608400787/v-2022-godu-v-jestonii-povysjatsja-akciz-na-tabak-i-stavka-po-nalogovoj-zadolzhennosti

15. Direktiva Soveta 2003/96, Direktiva Soveta 2008/118/EC (OJ L-9 ot 14.01.2009). URL: https://trade.ec.europa.eu/access-to-markets/en/content/excise-duties

16. Duties & Dutiable Goods. URL:https://www.customs.gov.sg/businesses/valuation-duties-taxes-and-fees/duties-and-dutiable-customs20value

17. Excise duties308.5 million litres of sparkling wine sold in 2021 URL: https://www.destatis.de/EN/Themes/Government/Taxes/ExciseDuties/spirits-curen2.html

18. Excise duties for distance selling companies in Germany. URL: https://www.eurofiscalis.com/en/excise-duties-germany/

19. Selected Excise Duties in OECD Countries. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/fc2d6da5-en/index.html?

20. Tobacco and Alcohol Excise Taxes for Improving Public Health and Revenue Outcomes: Marrying Sin and Virtue? URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/23464?show=full.

21. Excise Taxation: Features and Problems of Modern Development file:///C:/Users/10A30_UAX_1/Downloads/1531.pdf.

22. Golik E.N. The economic nature of the excise tax and the possibility of its implementation in the practice of domestic taxation // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2014. No. 3 (46). P. 60-66.

23. Excise Taxation: Features and Problems of Modern Development.

Comments

No posts found

Write a review
Translate