Гендерное насилие в Испании (культурно-идеологический аспект)
Гендерное насилие в Испании (культурно-идеологический аспект)
Аннотация
Код статьи
S086904990012330-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Симонова Евгения Владимировна 
Должность: доцент кафедры истории, философии, рекламы и связей с общественностью
Аффилиация: Орловский государственный университет экономики и торговли
Адрес: Российская Федерация, Орел
Симонова Мария Владимировна
Должность: старший преподаватель кафедры медиалингвистики факультета журналистики
Аффилиация: МГУ имени М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
165-176
Аннотация

Статья посвящена одной из самых актуальных и "больных" тем современного общества не только Испании, но и всего мира – проблеме гендерного насилия. Авторы анализируют понятие "гендерное насилие" с точки зрения интердисциплинарного подхода, делая акцент на культурологическом аспекте гендерного насилия как традиции отношения к женщине, прочно укоренившейся в патриархальных обществах. Авторы рассматривают проблему на примере Испании ввиду двух причин: первая – в стране образ мачо очень силен, что обусловлено историческими фактами Конкисты стран Латинской Америки. Типичное проявление в поведении мачо, мачизме — демонстрация силы и виоленсии (насилия) как отражение самцовости мужчины. Многие лингвисты, социологи, психологи говорят о "новых" формах гендерного насилия, которые проявляются в повседневных речевых практиках наравне с физическим насилием. Вторая причина, объясняющая интерес к Испании, – небывалый скачок в развитии страны, в демократизации общества и в борьбе с гендерным насилием. В связи с этим авторы рассматривают на примере Испании комплексный подход в искоренении проблемы на уровне власти, СМИ и языка.

Ключевые слова
гендерное насилие, Испания, зарубежный опыт, виды насилия, языковая политика, права человека, гендерное неравенство
Классификатор
Получено
11.11.2020
Дата публикации
11.11.2020
Всего подписок
17
Всего просмотров
3403
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Гендерное неравенство – одна из его старейших форм, тесно связанных с демонстрацией в материальной, этнической, религиозной, расовой и других сферах [Силласте 2016]. Гендерное насилие как один из видов подобного нарушения прав человека проявляется в семье, на работе, в обществе и влечет за собой целый ряд психологических, физических, экономических и социальных последствий. Это проблема не одного человека, а всего общества, которая несет угрозу социальному порядку [Ростовская 2018]. Вслед за Декларацией ООН об искоренении насилия в отношении женщин (20 декабря 1993 г.) под гендерным насилием понимается “любой акт насилия как в общественной, так и в личной жизни, совершенный на основании признака пола и причиняющий или способный причинить физический или психологический ущербˮ1.
1.  Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М.: Информация XXI век, 2002.
2 Во многих культурах и странах разные формы насилия закреплены традициями, что “является частью континуума насилия и влияет на гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права человекаˮ [Ростовская, Безвербная 2020]. В Испании и странах Латинской Америки гендерное насилие наравне с традиционной формой физического насилия проявляется на психологическом и эмоциональном уровнях – в употреблении в речи микромачизмов [Симонова 2020] или комплиментов-пиропос [Фирсова 2009; Mena Rodríguez 2018].
3 Понимание гендерного насилия как результата исторически сложившихся отношений (Конвенция IV Всемирной конференции по положению женщин 1995 г. Пекин) подтверждается на государственном уровне в законодательных документах Испании – в Органическом законе 1/2004 от 28 декабря “О мерах всеобъемлющей защиты от гендерного насилияˮ: “Гендерное насилие – проявление исторически сложившихся неравных отношений между женщинами и мужчинамиˮ2.
2.  Ley Orgánica 1/2004, de 28 de diciembre, de Medidas de Protección Integral contra la Violencia de Género. (https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2004-21760).
4 Причины гендерного неравенства и насилия коренятся в отношении общества к гендерной дискриминации, то есть в подчинении женщин мужчинам. Отсутствие или низкий уровень понимания социальной или экономической значимости женщин, их труда укрепляют предположение о том, что мужчине предписана главенствующая роль.
5 Исходя из определений и подходов к пониманию гендерного насилия как явления, с нашей точки зрения предлагается следующее его толкование: гендерное насилие – это закрепившееся в культуре форма отношения к женщине (девушке, девочке) со стороны представителей противоположного пола, в результате которой подчеркивается на физическом, эмоциональном и языковом уровнях превосходство мужчины над женщиной, причем объяснением такого поведения служат исключительно исторически сложившиеся стереотипы доминантного мышления и поведения.
6 Поскольку существование законов не гарантирует искоренения гендерного насилия (такая форма восприятия действительности заложена глубоко в менталитете), то к решению проблемы нужно подходить интердисциплинарно с участием разных сфер жизни человека. В связи с этим любопытен пример Испании – страны, которой удалось в короткий срок осознать неприемлемость для развития общества гендерного неравенства и насилия и принять меры для его ликвидации. Страна, которая долгое время находилась в состоянии стагнации относительно гендерного вопроса, за несколько десятилетий смогла войти в десяток стран с показателями низкого уровня гендерного неравенства. Анализ ситуации в современном обществе Испании показал, что в стране, отличающейся активной борьбой против гендерного насилия, к данному вопросу подходят комплексно: проблема обсуждается как на государственном уровне (законодательные акты), на языковом (гендерная языковая политика), так и на уровне популяризации борьбы против гендерного насилия в медиапространстве. Именно такой комплексный подход помогает посмотреть на проблему по-иному и поменять исторически сложившиеся стереотипы и тактики поведения. Основная задача данной статьи – выявить основные пути борьбы с гендерным насилием в современном испанском обществе.
7 Методология исследования
8 Подходить к изучению проблемы гендерного насилия и его предотвращения, как уже отмечалось ранее, стоит с точки зрения междисциплинарности, так как это широкое понятие включает разные аспекты человеческой деятельности. Исследования в области гендерного насилия проводились с позиции культуры патриархатного типа, в которой имеет место четкое противопоставление “мужскогоˮ и “женскогоˮ (Т. Клименкова, Г.Силласте, А. Усманова, Л. Фалькон и др.), филологии, точнее гендерной языковой политики (М. Кругова), а также на труды испанских коллег, изучающих проблему гендерного насилия в Испании (Э. Мена Родригес, Б. Сурбано-Беренгер и др.). При анализе языкового материала были использованы данные толкового словаря Королевской академии испанского языка, корпус испанского языка, а также редакционные документы и стилистические пособия для журналистов, работающих с темой гендерного насилия. В основу эмпирического анализа легли законодательные акты Испании, информация на сайте Министерства по делам равноправия, Института женщины, а также публикации на официальных сайтах ведущих общественно-политических и феминистских периодических изданий (El País, El Diario и др.). Формализация полученных данных подкреплена официальной статистикой о гендерном насилии в Испании.
9 Как справедливо, на наш взгляд, отмечено в “Докладе о человеческом развитииˮ, созданном в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций, политика искоренения любого неравенства “начинается с хороших измерений, а новое поколение проявлений неравенства требует использования нового поколения измерений… более четких концепций… более широкого сочетания источников данных, более точных аналитических инструментовˮ3 По данным того же Доклада, история не знает примеров достижения какой-либо страной низкого уровня неравенства в области человеческого развития без сокращения разрыва в области гендерного неравенства и его последствий во всех аспектах жизни человека. В Испании – стране с очень высоким уровнем человеческого развития – индекс качества данных о неравенстве равен 10,5 (для сравнения: 1 в России), где минимальный показатель 0 свидетельствует об отсутствии данных обследования. В целом же, индекс человеческого развития в Испании равен 0,893, что позволяет включить страну в список государств с очень высоким уровнем человеческого развития. По индексу гендерного неравенства в 2018 г. Испания занимала 15-е место с показателем 0,074 (лучший показатель в Швейцарии – 0, 0374
3. Доклад о человеческом развитии 2019. ПРООН (http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2019_ru.pdf).

4. Доклад о человеческом развитии 2019. ПРООН (http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2019_ru.pdf).
10 По данным Всемирного экономического форума за 2019 г., в рамках которого проводятся исследования в области гендерного неравенства, Испания входит в топ-10 стран (из 153 стран) и занимает восьмое место по глобальному индексу гендерного разрыва с показателями в 79,5%, в сравнении с 2018 г., когда Испания занимала 21-е место. В докладе о глобальном гендерном разрыве оценивается состояние гендерного равноправия в четырех ключевых областях: политика (политические права и возможности), экономика (участие в экономической жизни страны), образование (доступ к базовому и высшему образованию) и здравоохранение (продолжительность жизни). В докладе отмечается, что Испания вошла в пятерку стран, заметно улучшившим показатели в гендерном разрыве (на 3,4 пункта), причем присутствие и значимость женщин особенно возросла в политической жизни страны5. По сравнению с 2006-м – годом первого исследования – Испания прибавила 21 балл.
5. Global Gender Gap Report 2020. Insight Report. (http://www3.weforum.org/docs/WEF_GGGR_2020.pdf).
11 Статистические данные свидетельствуют о результатах работы, которая ведется в стране по нивелированию уровня гендерного насилия. Однако проблема остается актуальной и обсуждаемой в современном испанском обществе. Так, в обзоре Центра социологических исследований Испании за февраль 2020 г. на вопрос, “Считаете ли вы, что гендерное насилие является важной проблемой для испанского общества?ˮ 93,3% респондентов ответили положительно6
6. Barometro de febrero 2020. CIS. Estudio 3273. Febrero 2020 (http://www.cis.es/cis/export/sites/default/-Archivos/Marginales/3260_3279/3273/es3273mar.pdf).
12 В Испании с 2003 г. ведется учет всех летальных случаев гендерного насилия. С начала 2020 г. зарегистрировано 21 убийство, всего с 2003 г. – 1056 жертв. Проанализировав статистические данные Министерства по вопросам равноправия, можно смело утверждать, что имеет место тенденция по снижению количества летальных случаев: в 2003 г. – 71 смерть, в 2008 г. – 76 случаев, в 2013 г. – 547. А вот количество обращений на телефон горячей линии 016 за помощью, наоборот, увеличилось, что может свидетельствовать о правильном комплексном подходе к вопросу гендерного насилия и готовности женщин, переживших насилие, говорить о своей проблеме: в 2007 г. – 15 715 звонков, в 2012 г. – 55 810 звонков, 2017 г. – 77 796 звонков8.
7. Portal estadístico. (http://estadisticasviolenciagenero.igualdad.mpr.gob.es).

8. Ibid.
13 Истоки гендерного насилия в испаноязычных культурах
14 В рамках культурологической парадигмы гендерный аспект насилия обусловлен социокультурным контекстом. Исследования в этой области, как правило, связаны с изучением патриархального типа культуры как культуры насилия вообще. Господствующая власть мужчины выходит далеко за пределы социальных институтов власти. Патриархат воспитывается, подпитывается вначале в семье (воспитание детей), затем в рамках образования, в литературе, религии. В основе такого типа культуры лежат насилие и наказание [Клименкова 2001, с. 18]. Насильственное мышление и поведение закреплены в культуре на нескольких уровнях (язык, идеология, институциональный и уровень социальных практик). Что касается испанского языка и культуры, а также культуры испаноязычных стран Латинской Америки, то насилие как проявление мачизма – одна из основных характеристик испанского конкистадора, то есть завоевателя, для которого характерен культ власти, подчинения и самоутверждения. Подробно изучает культ мачо как ментального и поведенческого комплекса испанца и латиноамериканца А. Кофман [Кофман 1997; Кофман 2020]. Вслед за испанским философом О. Пасом исследователь приходит к выводу, что модельному образу мачо присущи агрессивность, безоглядная приверженность к насилию, а доминантой испанской, а особенно латиноамериканской культуры, является насилие, часто беспричинное, выступающее “в качестве способа самоутверждения и самоопределения в миреˮ [Кофман 2020, с. 77]. Причиной такой “травмыˮ всех испаноамериканских культур служит насилие в виде Конкисты, которая растянулась практически на век [Кофман 2020, с. 78]. Типичное проявление мачо – мачизм – особый тип мужского поведения, обусловленный комплексами несостоятельности, страхами, а также доминированием примитивной сексуальности в мировоззренческой установке личности. Такое поведение может проявляться на уровне физического или морального насилия, а также скрываться за рядом завуалированных тактик подчеркивания мужского превосходства над женщиной.
15 Формы гендерного насилия в современном испанском обществе
16 В последнее время много исследований, посвященных формам гендерного насилия, указывают на то, что в настоящее время следует говорить о “современныхˮ формах дискриминации, “они называются современными, потому что не настолько очевидны, как во времена наших мам и бабушек, а наоборот, они выражаются в более тонкой и извращенной формеˮ [Falcón 2014, р. 6]. Одна из форм проявления гендерного насилия – употребление в отношении женщины микромачизмов. Термин “микромачизмˮ (micromachismo) [Bonino 1995] из психологии пришел в обыденную жизнь испаноговорящих стран и культур и проявляется как форма гендерного насилия, с первого взгляда незаметная, но ее воздействие на сознание женщины велико. Микромачизмы – “манипулятивные приемы, которые представляют собой нормализованное в современном обществе поведение мужчин в отношении женщин. Это социально принятое поведение представляет собой требование привилегий, удобств и прав за счет упразднения личностной, ментальной и поведенческой автономии женщинˮ [Симонова 2020, с. 92]. Можно с уверенностью утверждать, что в понятии микромачизма лежит теория символического насилия (П. Бурдье), то есть совокупность непрямых способов навязывания значений и смыслов, выступающих легитимацией к различным формам господства [Бурдье, Пассрон 2006].
17 Помимо использования в речи микромачизмов, гендерное насилие проявляется в форме доброжелательного сексизма [Glick, Fiske 1996; Агадуллина 2018] – позитивного оценивания женщины, соответствующей традиционным гендерным ожиданиям (например, заботливая мать и домохозяйка); неосексизма – “отрицания того, что женщины все еще подвергаются дискриминации, неприятие женских требований и убежденность в том, что женщины требуют больше, чем заслуживают. Также к неосексизму может быть отнесена и такая неявная, но весьма распространенная форма предубеждений, как благожелательно-покровительственное и даже преувеличенно позитивное отношение к женщинам со стороны мужчинˮ [Клецина 2007, с. 63].
18 С момента выхода книги “Новые мачизмыˮ [Falcón 2014] в испанском языке стало употребляться новое сочетание “терроризм на почве сексизмаˮ (terrorismo sexista) – вид терроризма, в результате которого имеем большее количество жертв, чем от терроризма в привычном нам пониманииˮ [Falcón 2014, р. 137]9. Другой термин “постмачизмˮ означает “страх потерять привилегии и господство в условиях укрепляющегося равноправия… Подвергаются критике последствия равноправия, когда в качестве доказательства приводится наличие новых проблем, порой более сложных, при этом факт занятия женщинами руководящих постов не способствует решению проблемˮ [Pérez Pérez 2014, р. 390].
9. В своих работах американский социолог М. Джонсон выделяет особый вид терроризма – патриархальный терроризм, наиболее жестокую форму насилия в семье, где жертвой, как правило, становится женщина. М. Джонсон в отличие от Л. Фалькон рассматривает такой тип насилия исключительно в рамках домашнего насилия [Johnson 1995].
19 Испаноязычным культурам присуща традиция выражать вслух свое восхищение по поводу внешнего вида незнакомой женщины. В испанском языке есть две лексемы, обозначающие комплимент: cumplido (комплимент) и piropo – то самое восхищение, зачастую грубое с вульгарным подтекстом по отношению к незнакомой девушке. Именно последний вид комплимента – комплимент-пиропо (Н. Фирсова) ярко проявляет гендерное насилие в современном испаноязычном обществе. Это – форма домогательства в виде свиста, выкриков и оценочных фраз, которые мужчина адресует женщине, как правило, незнакомой, в общественных местах, тем самым способствуя “овеществлению и присвоению тела женщины без ее согласия, это оценка, как правило, ее физических данных, независимо от того, хочет она услышать эту оценку или нетˮ [Mena Rodríguez 2018, р. 447]. Н. Фирсова называет такие выкрики “вольнымиˮ (неэтикетными) пиропос [Фирсова 2009, с. 625].
20 Гендерное насилие: языковой аспект
21 Язык очень быстро отвечает на все изменения в обществе, в результате чего в нем закрепляются определенные формы и слова, которые отражают наиболее важные изменения современного общества. «В языке, как базовой гендерной технологии, заложены гендерные стереотипы – стандартные представления о моделях речевого поведения и чертах языковой личности, соответствующие понятиям о “мужскомˮ и “женскомˮ» [Прокудина 2002, с. 16].
22 Испанцы активно борются с дисбалансом в восприятии гендерных ролей. Приняты законы о равенстве полов, что непосредственным образом находит отражение в языковой картине мира. В связи с этим в испанском языке четко разграничиваются понятия “гендерное насилиеˮ (violencia de género), “домашнее насилиеˮ (violencia doméstica), а также более широкое понятие “жестокое отношениеˮ (maltrato). Что касается терминологического аппарата, то Фонд Fundéu, который призван унифицировать испанский язык Испании и стран Нового Света, а также улучшать язык журналистов, пишущих на испанском языке, на своей странице опубликовал рекомендации по употреблению перечисленных выше понятий. Эксперты Fundéu призывают различать и корректно употреблять термин “домашнее насилиеˮ как форму насилия внутри семьи, причем подвергаться насилию может любой член семьи, включая детей, и понятие “гендерное насилиеˮ, то есть насилие, осуществленное мужчиной, в отношении женщины (жены, бывшей жены) в общественном месте, дома, на работе10. Гендерное насилие признается таковым, если совершается в отношении женщины по гендерному признаку. Организация считает правомерным использование синонимичных выражений данному термину в некоторых латиноамериканских странах (Перу, Эквадор и др.): violencia contra la mujer (насилие против женщины), violencia machista (насилие на почве мачизма), violencia feminicida (насилие в отношении женщины), а также maltrato (жестокое обращение).
10. Sobre algunas expresiones concretas (https://www.fundeu.es/lenguaje-inclusivo/Expresiones-concretas.html).
23 В марте 2020 г. генеральный директор Fundéu Х. Ласкураин на форуме “Пространство для размышленийˮ, организованном Верховным судом Страны Басков и каналом SER, четко обозначил свою позицию относительно того, что в прессе, официальных документах употребляется большое количество синонимов к термину “гендерное насилиеˮ, призывая закрепить на всех уровнях языка использование словосочетания violencia de género, когда речь идет о насилии на почве гендерной неприязни.
24 Гендерное насилие в законодательных актах Испании
25 Обязательства правительства Испании по решению гендерного неравенства и насилия закреплены с помощью следующих правовых актов: на территории Испании действует Органический закон 1/2004 от 28 декабря “О мерах всесторонней защиты от гендерного насилияˮ и Органический закон 3/2007 от 22 марта “О эффективном равенстве женщин и мужчинˮ11 . Кроме того, в 2014 г. Испания ратифицировала Конвенцию Совета Европы “О предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилиемˮ (Стамбул, 2011 г.). Текст законов предполагает не только защиту женщины от агрессора, но и разные виды помощи и поддержки (помощь в поиске и оплате новой квартиры, предоставление специального телефона GPS, на который при нажатии кнопки поступает звонок в полицию с информацией о геолокации, выплата ежемесячного пособия, бесплатная помощь юриста, психолога, помощь в поиске работы). В 2018 г. вступил в силу Королевский декрет 9/2018 от 3 августа “О неотложных мерах для развития государственного пакта против гендерного насилияˮ12.
11. Ley Orgánica 3/2007, de 22 de marzo, para la igualdad efectiva de mujeres y hombres (https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2007-6115).

12. Real Decreto-ley 9/2018, de 3 de agosto, de medidas urgentes para el desarrollo del Pacto de Estado contra la violencia de género (https://www.boe.es/diario_boe/txt.php?id=BOE-A-2018-11135).
26 В марте 2020 г. поступил на рассмотрение в представительный орган Испании проект Органического закона “О всеобъемлющей гарантии сексуальной свободыˮ13, в котором вводится новый вид преступления – случайное домогательство (acoso ocasional), известное как уличное домогательство (acoso callejero), которому, как правило, женщина подвергается на улице, в общественных местах, на дискотеках, в учебных заведениях. К видам уличного домогательства относятся: выкрикивание пиропос, свист, поцелуи, жесты с подтекстом, комментарии сексуального характера, тактильный контакт, преследование. В зависимости от тяжести преступления, виновному может грозить домашний арест, исправительные работы (сроком до 1 месяца), соблюдение дистанцирования от жертвы или штраф.
13. Piña R. (2020) La nueva ley de libertad sexual del Gobierno eleva a delito el acoso callejero. El Mundo (https://www.elmundo.es/espana/2020/03/03/5e5e5077fc6c83976d8b4618.html).
27 В обязательства государства перед гражданами в вопросе гендерного насилия входит создание одного или более официальных органов, ответственных за координацию, мониторинг, выполнение и оценку мер в борьбе со всеми формами насилия. Такой официальный орган – Министерство по вопросам равенства (департамент правительства Испании), ответственный за принятие и реализацию государственной политики в области гендерного равенства. В структуру министерства входит Институт женщины и вопросов равенства возможностей. Институт женщины, образованный в 1983 г. как автономный орган под патронатом Министерства труда и социальных дел, имеет представительства в каждой автономной области Испании и формирует идеологию правительства по вопросам защиты женщин в случаях гендерного насилия и оказывает широкий спектр услуг — от поддержки женщин, переживших гендерное насилие, до сотрудничества со СМИ в вопросах корректного освещения подобных случаев. Официальная политика Испании децентрализована, у каждой автономной области есть свой Институт женщины, управляющий региональными действиями на местах и тесно работающий с испанскими медиа.
28 Гендерное насилие в медиапространстве Испании
29 В решении глобальной проблемы искоренения гендерного насилия важную роль играют СМИ, одна из функций которых – формирование общественного мнения относительно той или иной социальной проблемы. Повышение осведомленности населения о случаях гендерного насилия, о каналах помощи, правах и обязанностях, о кризисных центрах для женщин, переживших гендерное насилие, цитирование мнений экспертов и представителей государственных органов играет важную роль в повышении общего уровня культуры и грамотности, а также может способствовать изменению сложившихся веками стереотипов и моделей поведения.
30 Отправной точкой в освещении темы гендерного насилия в прессе, а также широкое употребление этого термина взамен привычного “домашнее насилиеˮ послужило убийство на этой почве Аны Орантес в Гранаде в 1997 г. Накануне жестокой смерти (она была сожжена заживо бывшим мужем) женщина приняла участие в телевизионной программе на канале Sur, в которой рассказала, что на протяжении 40 лет совместной жизни с бывшим мужем она подвергалась насилию. Многие испанские исследователи медиаречи считают этот случай началом масштабных кампаний в СМИ против гендерного насилия, а также отправной точкой реформирования уголовного кодекса Испании и принятия первого Комплексного закона о гендерном насилии в 2004 г. [Carrasco Rocamora 2015, р. 79; Martínez-Jiménez, Zurbano-Berenguer 2019, р. 214; Ryan, Anastario y DaCunha 2006; Zurbano-Berenguer 2015; Zurbano-Berenguer y García-Gordillo 2017].
31 Для журналистов, работающих с темой гендерного насилия, существует большое количество пособий, книг стиля, редакционных документов, в которых изложены рекомендации, как освещать случаи гендерного насилия14. Материалы о разных проявлениях гендерного насилия в Испании регулярно публикуются в таких феминистских журналах (а также на платформах газет и журналов), как: Pikara Magazine, Mujeres en Red, Pronto, El Plural и др. Первой ежедневной общественно-политической газетой, в которой стало уделяться внимание гендерному насилию и его “новойˮ форме проявления в виде микромачизмов, было издание El Diario. В 2014 г. появился раздел Micromachismos. С этого времени каждый месяц публикуется от трех до пяти материалов в разделе. Основная цель колонки, по мнению самих журналистов, – “разрушить и придать гласность ежедневным случаям мачизма, прервать молчание относительно того, что происходит слишком частоˮ [Peralta García 2019, р. 168]. А. Рекена, координатор проекта, получила премию Ассоциации журналистов Каталонии в 2015 г. за вклад в борьбу с сексизмом в общественно-политической газете. В другой ежедневной газете El País создана должность редактора по вопросам гендерного неравенства, который должен проверять публикуемый материал о женщине и гендерном насилии на соответствие требованиям, изложенным в редакторских документах для журналистов, работающих с темой гендерного насилия15.
14. Recomendaciones sobre el tratamiento de la violencia machista en los medios de comunicación (https://www.cac.cat/sites/default/files/migrate/actuacions/Autorregulacio/Recomanacions_viol_ncia_masclista_ES.pdf); Manual de Género para periodistas; El machismo que no te pega. Guía didáctica para detectar, sensibilizar y prevenir la violencia contra las mujeres a través de los micromachismos; Violencia de Género. Claves y recursos para periodistas и др.

15. El País crea una corresponsalía de género. (2020) El País (https://elpais.com/politica/2018/05/11/actualidad/1526063643_313967.html ).
32 Во многих передовых печатных изданиях есть раздел “Гендерное насилиеˮ (Violencia de género) или “Насилие на почве мачизмаˮ (Violencia machista), в которых освещаются случаи гендерного насилия. Отметим, что до 2000 г. данный вид преступления, если и освещался, то исключительно в разделе “Происшествияˮ (Sucesos). Так, в газете El Mundo в разделе “Гендерное насилиеˮ в 2019 г. было опубликовано 1088 материалов, в 2018 г. – 998, а в 2003  г., когда началась вестись статистика жертв и случаев гендерного насилия, в газете было опубликовано всего 70 статей.
33 * * *
34 Гендерное насилие, как одно из разновидностей насилия – результат исторически сложившегося неравного отношения между мужчиной и женщиной. Гендерные стереотипы в поведении мужчины и женщины в испанском обществе складывались очень долго, чему свидетельствует их прочное присутствие в языке, культуре и сознании большинства испанцев.
35 Большинство исследователей, работая с темой гендерного насилия, уделяют пристальное внимание прошлому (истокам насилия) и настоящему “здесь и сейчасˮ. Однако, на наш взгляд, в условиях меняющегося мира данная тема требует рассмотрения с позиции, что будет определять гендерное неравенство, гендерное насилие в будущем, какие факторы способны сдержать распространение культуры насилия. Искоренить гендерное насилие возможно лишь целенаправленной работой социальных институтов всех уровней: политических, законодательных, информационных, культурно-досуговых и др.
36 Главенствующую роль здесь играет, во-первых, формирование устойчивого общественного мнения, нетерпимости к агрессору. Важное значение в этом процессе приобретает роль качественной журналистики, а инвестиции в нее имеют высокую социальную отдачу, сдерживая и ликвидируя коррупцию, повышается уровень защиты наиболее уязвимых слоев населения.
37 Во-вторых, необходимо четко выстроить государственную политику в области искоренения гендерного насилия, наличие и функционирование государственных обязательств в борьбе с гендерным насилием должны быть закреплены и прописаны в государственных законодательных актах.
38 В-третьих, следует искоренить привычные формы гендерного насилия с помощью правильно продуманной языковой политики, так как именно язык отражает культурные изменения и “острые углыˮ в развитии общества, впитывает и передает из поколения в поколения те концепты и понятия, которыми мы живем.
39 В-четвертых, требуется улучшить качество сбора данных о случаях гендерного насилия и гендерного неравенства. Наблюдается взаимосвязь между качественной статистикой и ростом случаев гендерного насилия. Так, один из лидеров в вопросе освещения гендерного насилия – каталонская газета “Ла Вангуардиаˮ, а сама автономная область Каталония – самый развитой и продвинутый регион страны занимает второе место по количеству летальных исходов в результате гендерного насилия16, что может свидетельствовать не столько о действительно высоком уровне гендерного насилия, сколько о готовности женщин говорить о своей проблеме и просить помощи.
16. Violencia de género - datos y estadísticas (https://www.epdata.es/datos/violencia-genero-estadisticas-ultima-victima/109/espana/106).
40 Исследование показало, что комплексный подход к искоренению гендерного насилия в Испании дает свои результаты, страна находится в числе лидеров, активно работающих с этой темой. Очевидно, что проблема в стране еще существует, она актуальна, но та политика, которая ведется на уровне государства, СМИ, общественных организаций, уже дала плоды, нашедшие подтверждение в официальных статистиках. Полученные данные и результаты исследования могут быть учтены на практике при разработке политики борьбы с гендерным неравенством и гендерным насилием как одним из основополагающих факторов уровня человеческого развития региона/страны.

Библиография

1. Агадуллина Е. Р. (2018) Сексизм по отношению к женщинам: адаптация шкалы амбивалентного сексизма на русский язык // Психология. Журнал Выс-шей школы экономики. Т. 15. № 3. С. 447–463. doi:10.17323/1813-8918-2018-3-447-463.

2. Бурдье П., Пассрон Ж. (2006) Основы теории символического насилия // Вопросы образования. № 2. С. 39–60.

3. Гендерные отношения в современном мире: управление, экономика, со-циальная политика (2019) Материалы международной научной конференции. Москва-Иваново-Плес, 16–18 мая 2019 г. / Под ред. Хасбулатовой О.А. Ивано-во: Иван. гос. ун-т.

4. Клецина И. С. (2007) Развитие гендерной компетентности государствен-ных и муниципальных служащих в процессе гендерного образования // Женщи-на в российском обществе. № 3. С. 60–65.

5. Клименкова Т.А. (2001) Насилие как основа культуры патриархатного ти-па. Гендерный подход к проблеме // Гендерный калейдоскоп / Под ред. М.М. Малышевой. М.: Academia. C. 121–146.

6. Кофман А. (2012) Испанский конкистадор. От текста к реконструкции ти-па личности. М.: ИМЛИ РАН.

7. Кофман А. Ф. (2020) Мачизм и его отражение в испаноамериканском фольклоре // Традиционная культура. Т. 21. № 1. С. 76–90. doi: 10.26158/TK.2020.21.1.005.

8. Кругова М. С. (2011) Гендерная проблематика в испанской лингвистике // Вопросы иберо-романистики. № 11. С. 78–85.

9. Прокудина О. А. (2002) Гендерный дискурс-анализ речевых стратегий женской языковой личности (на материале русской и английской диалогической речи). Дисс… канд. филол. наук: Кемерово.

10. Ростовская Т. К., Безвербная Н. А. (2020) Насилие в отношении женщин: мировые тенденции // Женщина в российском обществе. № 2. С. 89–98. doi: 10.21064/WinRS.2020.2.8.

11. Ростовская Т. К., Безвербная Н. А. (2019) Теоретические подходы к изу-чению гендерного насилия // Национальные демографические приоритеты: но-вые подходы, тенденции. Серия “Демография. Социология. Экономикаˮ / Под ред. С. В. Рязанцева, Т. К. Ростовской. М.: Экон-Информ. С. 306–311.

12. Силласте Г. Г. (2016) Гендерная социология и российская реальность. М.: Альфа-М.

13. Симонова М. В. (2020) Микромачизм в современном испанском языке и культуре // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. Т. 17. № 1. С. 89–101. doi.org/10.21638/spbu09.2020.106.

14. Словарь гендерных терминов (2002) М.: Информация XXI век.

15. Фирсова Н. М. (2009) Избранные труды. Т. 1. Актуальные проблемы грамматической стилистики и разговорной речи испанского языка. М.: Россий-ский ун-т дружбы народов.

16. Bonino L. (1995) Desvelando los micromachismos en la vida conyugal // Corsi J. Violencia masculina en la pareja: Una aproximación al diagnóstico y a los modelos de intervención. Buenos Aires: Paidós. Pр. 191–208.

17. Carrasco Rocamora M., Corcoy Rius M., Puig Mollet M. (2015) El tratamiento de la violencia machista en la prensa de información general catalana. Estudio de dos casos mediáticos y su repercusión en la prensa local // Revista Internacional De Co-municación Y Desarrollo (RICD). № 1(2). Pр. 77–92 (http://dx.doi.org/10.15304/ricd.1.2.2653).

18. Falcón L. (2014) Los nuevos machismos. México: Aresta.

19. Glick P., Fiske S.T. (1996) The Ambivalent Sexism Inventory: Differentiating hostile and benevolent sexism // Journal of Personality and Social Psychology. № 70. Pр. 491–512.

20. Johnson M.P. (1995) Patriarchal Terrorism and Common Couple Violence: Two Forms of Violence Against Women // Journal of Marriage and the Family. Vol. 57. No. 2. Pр. 3–14.

21. López Díez P. (2007) ¿Cómo tratan la violencia de género los medios de co-municación? // Género y Comunicación / Ed. Plaza J. F., Delgado C. Madrid: Editori-al Fundamentos. Pp. 73–101.

22. Martínez-Jiménez L., Zurbano-Berenguer B. (2019) Resistencias sumergidas. Posmachismo, violencia de género y dinámicas de opinión en los cibermedios. Aproximaciones a la realidad española a partir de la experiencia de eldiario.es // Teknokultura. Revista de Cultura Digital y Movimientos Sociales. No. 16 (2). Pp. 213–228. http://dx.doi.org/10.5209/TEKN.65173.

23. Mena Rodríguez E., Rocío Gómez Carrillo V. de, Fausto Lizaola C. (2018) Análisis de micromachismos disfrazados con palabras bonitas: el piropo en la Fac-ultad de ciencias de la educación de Málaga // Comunicación, género y educación. Representaciones y (de)construcciones / Suárez Villegas J.C., Marín Conejo S., Pana-rese P. (eds.). Madrid: Dykinson. Pp. 446–451. doi: 10.2307/j.ctvktrwjp.60.

24. Peralta García L., Ufarte Ruiz M.J., López-Caniego M.D. (2019) Microma-chismos y prensa digital: eldiario.es como estudio de caso // Icono 14. No. 17(1). Pp. 162–183. doi: 10.7195/ri14.v17i1.1220.

25. Pérez Pérez C. (2003) Análisis político de discursos sobre la custodia compar-tida. Apuntes de una tesis en proceso de construcción // II Conferencia Internacional sobre género y comunicación. Libro de Actas. Pérez Tornero J.M. (ed.). Madrid: Edi-torial Dykinson. Pp. 377–392.

26. Ryan C., Anastario M., DaCunha A. (2006) Changing coverage of domestic vi-olence murders: a longitudinal experiment in participatory communication // Journal of Interpersonal Violence. No. 21(2). Pp. 209–228. doi: 10.1177/0886260505282285.

27. Zurbano-Berenguer B. (2015) Discurso periodístico y violencias contra las mu-jeres. Aproximaciones a la construcción y valoración de los mensajes informativos en la prensa de referencia en España (2000–2012) (Tesis doctoral). Sevilla: Universidad de Sevilla.

28. Zurbano-Berenguer B., García-Gordillo M.M. (2017) Methodological proposal for the evaluation of the ethical quality of the news about violence against women // Communication & Society. No. 30(1). Pp. 73–85. doi: 10.15581/003.30.1.73-85.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести